Вопросы по теоретической части музейной (учебной) практики

Содержание музейной практики определяется следующими целями и задачами:

  • углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки (истории России, археологии, вспомогательным историческим дисциплинам, различным разделам всеобщей истории),

  • овладение основами музееведения, музееведческого исследования экспонатов,

  • ознакомление с экспозициями и фондами исторических и краеведческих музеев региона,

  • формирование у студентов умений, необходимых при организации музеев и проведении экскурсий,

  • приобретение знаний и практических навыков использования экспозиций музеев в исследовательской работе, в преподавании истории в школе, во внеклассной работе с учащимися.

Музейная практика проводится на базе исторических и краеведческих музеев, выставочных центров и т.д. Зачет за практику студенты получают при условии написания итоговой работы (реферата) по теоретическим проблемам музееведения и самостоятельного проведения обзорной тематической экскурсии.

Вопросы по теоретической части музейной (учебной) практики

  1. Понятия «музей» и «музееведение».

  2. Объект и предмет музееведения.

  3. Социальные функции музея.

  4. Музейная коммуникация: понятие, модели коммуникации.

  5. Профильная классификация музеев.

  6. Классификация музеев по признаку общественного назначения.

  7. Классификация музеев по способу осуществления функции документирования.

  8. Определение мемориального музея, его признаки.

  9. Классификация музеев по административно-территориальному признаку.

  10. Классификация музеев по юридическому положению.

  11. Государственная музейная сеть и ее современное состояние.

  12. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музее.

  13. Понятие «фонды музея». Структура фондов.

  14. Понятия «предмет музейного значения», «музейный предмет», «экспонат».

  15. Типы музейных предметов.

  16. Свойства музейного предмета.

  17. Изучение музейных предметов.

  18. Комплектование музейных фондов.

  19. Учет музейных фондов.

  20. Консервация и реставрация фондов.

  21. Система хранения музейных фондов.

  22. Методы построения экспозиции.

  23. Экспозиционные материалы.

  24. Система текстов в экспозиции.

  25. Научное проектирование экспозиции.

  26. Художественное проектирование экспозиции.

  27. Формы культурно-образовательной деятельности музеев.

  28. Музейная аудитория и ее изучение.

  29. Специфика культурно-образовательной деятельности школьных музеев.

  30. История музееведения в России.

  31. История музееведения за рубежом.

Литература по музееведению

  1. Бельфор Н.Н., Соколова Н.Д., Столяров Б.А. Мир музея. Учебное пособие для учителей начальной школы. СПб., 2000.

  1. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. Учебно-методическое пособие для специализации 032614 «Историческое краеведение и музееведение» на исторических факультетах педагогических университетов. Томск, ТГПУ, 2004.

  1. Галкина Т.В., Петунина О.О. Краткий словарь музейных терминов. Учебно-методическое пособие для специализации 032614 «Историческое краеведение и музееведение» на исторических факультетах педагогических университетов. Томск, ТГПУ, 2004.

  2. Лорд Барри, Лорд Д. Гэйл Менеджмент в музейном деле. М., 2002.

  3. Лысикова О.В. Музеи мира. М., 2002.

  4. Мазный Н.К., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.

  5. Музей для всех. М., 2003. Сборник трудов лаборатории «Музейная педагогика».Вып. 4.

  6. Музей и общество. Проблемы взаимодействия. М., 2001. Сборник трудов лаборатории «Музейная педагогика». Вып. 3.

  7. Музейная экспозиция: теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: Сборник научных статей. / Российский институт культурологии. М, 1997.

  8. Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб., 2002 г. Вып. 6.

  9. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования. М., 2003.

  10. Соколова Н.Д.. Ты пришел в музей. Детский путеводитель. СПб., 2003.

  11. Столяров Б.А. Государственный Русский музей. Встреча с Русским музеем. Путеводитель для школьников. СПб., 2003 г.

  12. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. Спб.,1999.

  13. Столяров Б.А., Соколова Н.Д, Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб., 2002.

  14. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI вв.: Труды Гос. ист. музея. М., 2001. Вып. 127.

  15. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001.

б) дополнительная литература:

  1. Жвитиашвили Н.Ю., Платонова О.В. Арттерапия в художественном музее. Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов.- Спб, 2000.

  1. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб., 2001 г.

  1. Лысюк В.Г., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение (музейно-игровая методика). СПб., 2001.

  2. Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного. Учебное пособие для воспитателей детских садов (издание исправленное и дополненное). СПб., 2003

  3. Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В. Лебедев. М., 2001.

  4. Музей и новые технологии / Сост. и науч. Ред. Н.А. Никишин. М., 1999.

  5. Музейная педагогика в школе. СПб., 2002. Вып. 3.

  6. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Материалы Всероссийской научной конференции 18-20 марта 2002 г. Томск, 2002.

  7. Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб., 2002 г. Вып. 7.

  8. Парч С. Домашний музей: История искусств от наскальной живописи до граффити. М., 1999.

  9. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / Рос. Ин-т культурологии. М., 2001.

  10. Скрипкина Л.И. Музей в системе постмодернистской парадигмы // Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. М., 1999. С. 29 – 46. (Труды Гос. ист. музея; Вып. 104).

  11. Сто великих музеев мира / Автор-сост. Н.А. Ионина. М., 2001.

  12. Фролов А.И. Московские музеи. М., 1999.

  13. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Видеофильмы о крупных мировых музеях: Эрмитаже, Лувре, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном историческом музее, Третьяковской галерее.

Специализированная музейная библиотека музея истории ТГПУ

Литература по музейной педагогике

  1. Галкина Т.В. Музееведение: детский музей. Учебно-методическое пособие для специализации 032614 «Историческое музееведение и краеведение» на исторических факультетах педагогических университетов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004.

  2. Лорд Барри, Лорд Д. Гэйл Менеджмент в музейном деле. М., 2002.

  3. Массовая идейно-воспитательная работа // Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по специальности история / Под. ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М., 1989. – Гл.10.

  4. Музеи. Маркетинг Менеджмент. / Сост. В.Ю. Дукельский. – М., 2001.

  5. Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В. Лебедев. М., 2001.

  6. Музей для всех. М.,2003.Сборник трудов лаборатории «Музейная педагогика». Вып. 4.

  7. Музей и новые технологии / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. – М., 1999.

  8. Музей и общество. Проблемы взаимодействия. М., 2001. Сборник трудов лаборатории «Музейная педагогика». Вып. 3.

  9. Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб., 2002 г. Вып. 6.

  10. Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. СПб., 2002 г. Вып. 7.

  11. Столяров Б.А. Государственный Русский музей. Встреча с Русским музеем. Путеводитель для школьников. СПб., 2003 г.

  12. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: Учеб. пособие для студентов гуманит.-худож. факультетов. – СПб., 1999.

  13. Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д. Основы музейной педагогики: Учебный курс / Гос. Рус. музей; Рос. акад. образования. Сев.-Зап. Отд-ние. – СПб., 1996.

  14. Столяров Б.А., Соколова Н.Д, Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб., 2002.

  15. Столяров Б.А.; Соколова Н.Д.; Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб. 2002.

  16. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI вв.: Труды Гос. ист. музея. М., 2001. Вып. 127.

  17. Юренева Т.Ю. Культурно-образовательная деятельность музеев // Музееведение: Учебник для высшей школы. – М., 2003 – Гл.6.

  18. Юренева Т.Ю. Менеджмент и маркетинг в музейном деле // Музееведение: Учебник для высшей школы. – М., 2003 – Гл.7.

  19. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001.

б) дополнительная литература:

  1. Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Дис. в виде науч. докл. … канд.ист.наук. – М., 1994.

  2. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под. ред. Л.Г. Оршанского. – СПб., 1914.

  3. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис. канд.ист.наук. – М., 1998.

  4. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики: Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. Работников культуры, искусства и туризма; Гл. ИВЦ. – М., 1997.

  5. Музей и власть. / НИИ культуры. – М., 1991. – В 2 ч.

  6. Музейная педагогика в школе. СПб., 2002. Вып. 3.

  7. Музейная педагогика: междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. – СПб., 1998.

  8. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. Материалы Всероссийской научной конференции 18-20 марта 2002 г. Томск, 2002.

  9. Панкратова Т.И., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры: учебно-методическое пособие. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 160 с.

  10. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования. М., 2003.

  11. Решетников Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Музеи мира / НИИ культуры. – М., 1991. – (Музееведение).

  12. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / Рос. Ин-т культурологии. М., 2001.

  13. Скрипкина Л.И. Музей в системе постмодернистской парадигмы // Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. М., 1999. С. 29 – 46. (Труды Гос. ист. музея; Вып. 104).

  14. Стронг Р. Музей и коммуникация // Museum. – 1983. - № 138.

  15. Юхневич М.Ю. Разработка понятия музейная педагогика в зарубежном музееведении // Музееведение: вопросы теории и методики. – М., 1987. – (Сб. науч.тр./НИИ культуры).

  1. Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История русской культуры» предназначен для студентов всех факультетов, которые реализуют образовательную программу по направлению «История». Курс предназначен прежде всего для студентов факультетов истории, политологии и права,
  2. Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История русской культуры» предназначен для студентов всех факультетов, которые реализуют образовательную программу по направлению «История». Курс предназначен прежде всего для студентов факультетов истории, политологии и права,
  3. Вопросы по истории зарубежной литературы ХХ века

    Документ
    Характеристика лит. Процесса 20 века. 1-ая пол. 20 века изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 века вступает в новую стадию, которая назыв.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников» Тюмень, 2008

    Учебно-методический комплекс
    Музейная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Музейное дело и охрана памятников» / сост. Семенова И.Н.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 052800 «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела, 24.02.2011, № 7). Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История зарубежного искусства: учебно-методический комплекс по специальности «Музейное дело» / сост. З.Л. Черниева. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. - 38 с.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежного искусства» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности
  8. Учебно-методический комплекс подготовлен Темновым А. В., старшим преподавателем Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Гражданско-правовых дисциплин протокол от 19 января 2011 №5 Рецензент: Бараненков В.

    Учебно-методический комплекс
    Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен согласно ГОС ВПО к обязательному уровню содержания для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Педагогика теория

    Учебно-методический комплекс
    Социальная педагогика. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

Другие похожие документы..