Программа работы с одаренными детьми по информатике--халанская С. М. Программа по информатике

9---Программа работы с одаренными детьми по информатике---Халанская С.М.

Программа по информатике

Одаренные дети»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Состояние работы с одаренными и талантливыми детьми по информатике, актуальность развертывания программы и анализ проблем.

Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.

Современный этап развития образования характеризуется появлением новых образовательных технологий. Сейчас особенно важным является широкое использование возможностей современных информационных технологий в качестве инструмента изучения школьных общеобразовательных дисциплин. На очередном заседании Государственной Думы 13 июня 2002 г. рассматривался вопрос системы школьного образования . Депутаты определили перечень обязательных школьных дисциплин, в котором информатика стоит на четвертом месте, сразу после таких классических предметов, как русский язык, литература и математика. Необходимость и огромное значение качественного преподавания этого суперсовременного предмета понимают и государственные чиновники на местах, и педагогические коллективы школ, и родители. А уж сами школьники самые первые поняли каким помощником станет в их учебе информатика и главный её инструмент-компьютер!
Развиваемая деятельность обращена к детям. Исполнителями программы предусматривается использование современных информационных технологий, новых способов решения задач развития интеллекта и творчества. В рамках программы предусматривается продолжение сотрудничества с организациями и предприятиями Корочанского района, использующими в своей работе вычислительную технику, областным Интернет-клубом «ПАУТИНА», Белгородским филиалом федерации Интернет образования.
Потребность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоянно возрастает во всех промышленно развитых странах. Существующие системы образования достаточно консервативны и не в состоянии создать должные условия для развития одаренности и таланта. В нашей стране это обстоятельство еще более усугубляется экономической нестабильностью и, как следствие, недостаточным финансированием.
В российском образовании, стремясь обеспечить возможности роста и развития для подрастающего поколения, развертывается федеральная программа “Одаренные дети”, идет модернизация общего образования, появляются новые идеи и методы в педагогической практике.
Необходимы поиск и внедрение новых форм обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи. Разработка предметного подхода в работе с этой категорией школьников – актуальная задача.
Такая система работы существенно влияет как на одаренных и талантливых школьников, раскрывая их способности, таланты, уникальные качества, так и на социальное окружение, обогащает образовательное пространство для всех детей:

- Подкрепление творческой жизненной стратегии, социальная защита одаренности, развитие способностей и таланта создают главное богатство – деятельную творческую личность.

- Проведение олимпиад, интеллектуальных и творческих состязаний, творческие конкурсы. Это привлекает широкую аудиторию школьников, оказывает многим помощь в саморазвитии, самоопределении и раскрытии способностей.

- Признание ценности развития индивидуальности, одаренности, таланта порождает новое отношение учителей, родителей, ученых, специалистов, работающих с детьми, общества в целом к процессу взросления личности.

В развертываемой работе в первую очередь требует решений главная проблема – выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых

Важно удовлетворять специфические образовательные запросы одаренных детей, обеспечивать соответствующую подготовку в классах с углублённым изучением предмета, оказывать поддержку в развитии склонностей и интересов школьников в различных формах дополнительного образования, помогать в выборе будущей профессиональной деятельности.

II. ПРОГРАММА “ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ” ПО ИНФОРМАТИКЕ

    1. Анализ исходного состояния проблемы, необходимость её решения программными методами

Сейчас в образовательном пространстве страны приняты определения одарённости и одарённого ребёнка, основанные на современных концепциях творчества и одарённости.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На первый план в обучении и развитии наших учащихся выходит умение работать с компьютером и его приложениями. Но в условиях, когда урокам ОИВТ отводится 1 час в неделю с 7-го по 11 класс (за исключением 10 класса-2часа в неделю), это малоосуществимо. Поэтому первой задачей кружковых, факультативных и других дополнительных занятий становится отработка знаний, умений и навыков, полученных на уроках информатики. Практически это означает, что на этих занятиях учащиеся 8-11-х классов пишут и отлаживают программы решения задач, стационарных и движущихся графических объектов (компьютерная графика), составляют контролирующие и тестовые программы.

Немаловажной задачей стала для наших старшеклассников разработка компьютерных дидактических и наглядных пособий, слайд-фильмов для уроков ОИВТ. Выпускниками школы 2002 года был собран и оформлен в виде исследовательских работ и презентаций большой материал по теме «История возникновения, применение и перспективы развития вычислительной техники в организациях и предприятиях Корочанского района». На прошедшей весной 2002 года районной научно-практической конференции «Зажги свою звезду или стань звездой сам» по направлению «информатика» все три первые места заняли исследовательские работы наших выпускников, которые блестяще защитили свои работы, продемонстрировав при этом профессиональные навыки работы с компьютером, локальной сетью и приложением POWER POINT. Это Ткачева Наташа (налоговая инспекция), Жданова Лена (районный отдел внутренних дел), Гурциева Марина (Районная центральная больница). По мнению членов жюри, эти работы могут служить не только хорошим учебным пособием, но и помогут проводить профориентационную работу среди старшеклассников.

Развивая познавательный интерес к изучению информатики, учащиеся ежегодно в конце мая получают дифференцированные летние творческие задания. В рамках начавшейся работы по созданию школьного виртуального музея информатики в конце прошлого учебного года восьмиклассники получили летнее творческое задание - провести поиск и собрать материал по теме «Наши выпускники работают на компьютерах». На факультативных занятиях в этом учебном году отлично оформили собранный материал и провели его защиту на малой конференции НОУ МАКИ Шубная Настя, Фурманова Таня, Литвиненко Юля.

Стало традицией проводить среди 7-ми, 8-миклассников конкурс сочинений-размышлений «Роль информатики в жизни современного общества».

После того как ребята получили углубленные навыки работы с текстовым процессором WORD, мы стали выпускать компьютерные мини-газеты, делать оформительские работы для выставок, конференций, семинаров. Члены школьной компьютерной академии активно участвуют в проведении районных семинаров директоров, завучей, учителей-предметников, где рассказывают о деятельности кабинета информатики по освоению новых информационных технологий, знакомят участников семинара с разнообразным программным обеспечением, собранным в кабинете, показывают программы-тесты, созданные нашими нынешними и бывшими учениками.

Второй год ведется обучение информатике и информационным технологиям в 6 «В» классе. Учащиеся освоили основные принципы работы с компьютером, получили навыки работы с пакетом программ MICROSOFT OFFICE Вместе с ними мы создаём компьютерную летопись своих классных дел, слайд-фильм «Моя любимая игрушка», выпускаем каждую четверть классную компьютерную мини-газету. Дети делают большие успехи в изучении компьютера.

Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным олимпиадам, областным конкурсам. На протяжении многих лет мы занимаем призовые места по информатике в этих ежегодных состязаниях умов. Так выглядят сегодня итоги работы с одаренными детьми по информатике:

Достижения учеников Погореловской средней школы по информатике

I.Районные олимпиады по информатике:

год

Фамилия, имя

класс

место

1992

Глумова Тамара

11 класс

1

1993

Солдатов Алексей

11 класс

1

1994

Решетников Вадим

10 класс

2

Базанов Владимир

11 класс

2

1999

Савченко Валентина

10 класс

3

Старосельцев Сергей

11 класс

4

2000

Шевцова Ирина

11 класс

2

2001

Мелешкова Юлия

10 класс

1

Спирина Елена

11 класс

2

2002/2003

Мелешкова Юлия
Грищенко Екатерина

11 класс

10 класс

2

1

II.Конкурсы юных программистов:

1999/2000 уч. год- конкурс контролирующих программ, посвящённых 55-летию Победы:

  • Малахова Елена, 11 класс, к/п «Великая Отечественная война в жизни российского народа» 2 место

  • Алексеенко Сергей, 11 класс, к/п «Белгородская область в Великой Отечественной войне» 3 место

2001/2002 уч.год-областной конкурс «Юный программист» на лучшую компьютерную программу обучающего или досугового характера, победители первого тура):

  • Мелешкова Юлия, 10 класс, к/п «Голливуд»

  • Спирина Елена, 11 класс, к/п «Византия»
    Полозков Алексей, 11 класс, к/п «Физика»

III.Конкурсы рефератов:

1999/2000 уч.год- районный конкурс рефератов по теме
«Что такое Интернет?»:

  • Ткачева Наташа

  • Мардугаллямов Руслан

V. РАЙОННЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ (2002\2003 УЧ.ГОД)

1 МЕСТО- Ткачева Наташа (11 класс)

2 место- Жданова Лена (11 класс)

3 место- Гурциева Марина (11 класс)

Но ещё нужно много работать, чтобы научить одаренных детей использовать и развивать свой интеллектуальный потенциал, творческий подход и увлеченность для раскрытия своих возможностей на благо себе и общества.

2. Цель и задачи программы

Общей целью программы “Одарённые дети” является создание благоприятных условий для развития одаренных детей независимо от места их проживания и доходов семьи в интересах личности, общества и государства.

Цели программы «Одаренные дети» по информатике:

-выявление и поддержка одаренных учеников;

-формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;

-повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;

-эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;

-целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;

-образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;

-создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Задачи программы:

Общие:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым школьникам и консультирования родителей и учителей;

  • создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, прежде всего из отдалённых районов Красноярского края, возможностей для их профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня;

  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей, преодоления диссинхронии интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития, биологических издержек одарённости.

Информатика:

-привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;

-практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;

-знакомство с современными информационными технологиями;

-развитие алгоритмического мышления учащихся на примере изучения языков программирования QBASIC, Turbo Pascal;

-вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе;

-воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам;

-проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.

    1. Взаимосвязанная система программных мероприятий

Программные мероприятия группируются в семь разделов.

1) Выявление и сопровождение одарённых школьников, их социальная поддержка.

-выявление одаренных школьников в классах путем тестирования, наблюдений, проведения внутриклассных конкурсов;

-организация ежегодных выездных районных лагерных сборов по информатике;

-районные конференции по защите исследовательских работ учащихся;

-проведение межшкольной деловой игры «Один день наедине с информатикой» (имитация одного студенческого дня на факультете программирования БТУ,факультете информатики БГУ ) ;

-разработка тестовых контролирующих программ для выявления одаренности.

2) Создание обогащенной образовательной среды.

    • разработка КИЗ повышенной сложности по всем темам курса ОИВТ;
      -разработка компьютерных контролирующих и тестовых программ по всем темам ОИВТ, их применение на соответвующих уроках ОИВТ;
      -изучение второго языка программирования VISUAL BASIC, TURBO PASCAL и др.;
      -введение в учебный план школы преподавания информатики со 2, 5 класса;
      -постепенный переход от профильного обучения информатике к углубленнму изучению.

3) Применение информационных технологий на уроках общешкольного цикла.
-обучение педагогического коллектива работе с компьютером;
-внедрение в учебный процесс информационных технологий;
-проведение конкурсов уроков с использованием НИТ;
-разработка компьютерных контролирующих и тестовых программ по всем предметам общешкольного цикла, их применение на соответствующих уроках ;
-создание каталогов программного материала, исследовательских, творческих работ учащихся, имеющих практическую направленность;
-разработка пробных компьютерных экзаменационных тестов по всем учебным предметам.

4) Научно-исследовательская работа в рамках научного общества школьников Малой Академии Компьютерных Искусств.
-проектная деятельность учащихся (летние творческие задания, тематика творческих проектов, тематика курсовых заданий, экзаменационных проектов);
-поисковая и исследовательская работа учащихся по подбору материалов для школьного виртуального музея информатики;
-организация проведения дней Недель информатики;
-организация, подготовка и участие в школьных, районных, областных олимпиадах, конкурсах;
-организация, проведение, участие в творческих конкурсах, выставках работ, конференциях, семинарах;
-защита проектов и творческих работ на конференциях НОШ;
-участие одаренных детей в телекоммуникационных дистанционных проектах.

5) Практическое применение.
-
выпуск компьютерных мини-газет, бюллетеней, листовок;
-подготовка наглядных пособий, конспектов, слайд-фильмов по различным учебным дисциплинам средствами POWER POINT;
- автоматизация отчётов учителя-предметника, классного руководителя, старосты посредством MICROSOFT ACCESS, MICROSOFT EXCEL;
-подготовка электронных журналов с работами учащихся;
подготовка электронной библиотеки (база данных) текстов и рисунков, проектов по предметам естественно-научного цикла.

6) Исследовательско-экскурсионное:
-Организация экскурсий на предприятия, организации Корочанского района, применяющих в своей повседневной деятельности вычислительную технику с последующим анализом развития вычислительной техники на данном предприятии (организации);
-поисковая работа по теме «Применение ВТ на предприятиях и в организациях Корочанского района»;
- Организация поездок в областной ИНТЕРНЕТ-клуб «ПАУТИНА» с целью совершенствования навыков работы и поиска информации в ИНТЕРНЕТ;
-Организация встреч с руководителями и преподавателями Белгородского филиала, Федерации Интернет-образования;
7) Учебно-методические разработки:
-разработка научно-методических средств работы, психолого-педагогических рекомендаций;
-разработка карточек индивидуальных заданий для одаренных детей;
-разработка тематического и календарного планирования кружков и факультативов работы с одаренными детьми;
-методические разработки индивидуальной работы с одаренными детьми;
-подготовка учебно-наглядных пособий по школьному курсу информатики с помощью современных информационных технологий.

    1. Материальная база и оснащенность кабинетов информатики.

-Наличие современного компьютерного класса с доступом в ИНТЕРНЕТ;

-Возможность замены (обновления) морально-устаревающего оборудования (комплектующих);
-возможность постоянного обновления программного обеспечения, отвечающим современным требованиям, предъявляемых развивающими информационными технологиями;

-курсовая подготовка и переподготовка учительских кадров;

-создание школьной сети, объединяющей кабинеты информатики, математики, физики, техцентр, библиотеку.

4. Прогнозируемые результаты

Реализация мероприятий программы позволит:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;

  • создать возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
    -создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;

  • внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников;




  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  2. Публичный доклад (845)

    Доклад
    Настоящий Публичный доклад содержит обзор самых ярких событий, достижений, результатов 2008-2009 учебного года, отражает основные направления деятельности МОУ ПСШ №8 в минувшем учебном году.
  3. Публичный отчет моу бутурлиновской средней общеобразовательной школы №4 за 2010-2011 учебный год. Введение

    Публичный отчет
    Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения Бутурлиновской средней общеобразовательной школы №4 за 2010-2011 учебный год содержит информацию об основных результатах и перспективах развития образовательного учреждения.
  4. Человек, общество, наука.

    Решение
    …Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов в России… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире… Интеллектуальная энергия,
  5. Задачи на построение 15 различные способы задания линейной функции 15

    Решение
    Мы провели социологический опрос, в котором приняли участие учащиеся нашей школы. Среди них были выделены три возрастные группы: 8 – 11 лет, 12 – 14 лет, 15 – 18 лет.
  6. «вгу им. П. М. Машерова» (2)

    Библиографический указатель
    Из века XX в век XXI : Витебский государственный университета им. П.М. Машерова в печати : библиографический указатель / сост. : Л.А. Климко, Л.В. Потапова ; под ред.
  7. Б. П. Кирдан русский фольклор

    Список учебников
    4. . Производные функции денег 8 1.5. Эволюция форм денег .……33 1.5.1. Товарно-счетные и товарно-весовые деньги .…35 1.5. . Слитковые и монетные деньги 3 1.
  8. Доклад подготовлен (4)

    Доклад
    Настоящий доклад является отчетом МОУ "Гимназия № 10 г. Пушкино" о деятельности в рамках Программы развития учреждения, в соответствии с которой в 2009/2010 учебном году совершенствовалась система универсального гимназического образования с

Другие похожие документы..