Методические рекомендации по изучению теоретического материала для студентов специальностей

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

И.Н. Павлов, И.В. Космина

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЭНЕРГОНАСЫЩЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

Методические рекомендации по изучению теоретического

материала для студентов специальностей

240706 – «Автоматизированное производство химических

предприятий», 240702 – «Химическая технология полимерных

композиций, порохов и твердых ракетных топлив»,

240701 – «Химическая технология органических соединений азота», 24070065 – «Химическая технология энергонасыщенных материалов

и изделий» всех форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

2008

УДК 662.2.03 + 662.1/.4

П12

Рецензент: к.т.н., с.н.с. ИПХЭТ СО РАН М.С. Василишин

Павлов, И.Н.

П12 Введение в специальность. Химическая технология энергонасы-

щенных материалов и изделий: методические рекомендации по

изучению теоретического материала для студентов специальностей 240706 – «Автоматизированное производство химических предприятий», 240702 – «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», 240701 – «Химическая технология органических соединений азота», 24070065 – «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» всех форм обучения / И.Н. Павлов, И.В. Космина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 32 с.

В работе представлена рабочая программа, методические рекомендации по самостоятельному изучению необходимых разделов, выполнению рефератов и кратких сообщений (докладов) при подготовке к зачету по дисциплине «Введение в специальность».

Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей 240706 – «Автоматизированное производство химических предприятий», 240702 – «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», 240701 – «Химическая технология органических соединений азота», 24070065 – «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий» всех форм обучения.

УДК 662.2.03 + 662.1/.4

П12

Рассмотрены и одобрены на заседании

кафедры технологии химического

машиностроения.

Протокол № 1 от 17.09.2008 г.

© Павлов И.Н., Космина И.В., 2008

© БТИ АлтГТУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5

1.1 Задачи изучения курса 5

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8

2.1 Лекции 8

2.2 Самостоятельная работа студентов 12

4 МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
И ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ 25

4.1 График контроля знаний 26

4.2 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга 27

4.3 Возможности повышения рейтинга 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Титульный лист реферата
31


Таблица соответствия стобалльной рейтинговой шкалы и доли правильно выполненных однородных заданий 32

ЛИТЕРАТУРА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 33

ЛИТЕРАТУРА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ……...30

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Введение в специальность» имеет своей целью изучение студентами структуры высшего учебного заведения и организации учебного процесса, научных и инженерных основ технологии, роли инженерного дела в современной технологии, роли вуза в подготовке инженера для химической промышленности, требований к охране окружающей среды и труда на предприятиях химической промышленности, основ классификации технологических процессов химических производств, состава и работы машинно-аппаратурных схем основных видов химической технологии энергонасыщенных материалов и изделий.

Выпускник по направлению подготовки специалиста должен быть ознакомлен с видами и задачами профессиональной деятельности выпускника по направлению «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий», квалификационными требованиями, необходимыми для решения профессиональных задач, областью и объектами своей профессиональной деятельности.

Занятия по данному курсу должны обеспечить приобретение студентами теоретических знаний, практических и расчетных навыков, необходимых при изучении специальных курсов, а также для последующей успешной работы на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах.

1.1 Задачи изучения курса

При изучении дисциплины «Введение в специальность» рассматриваются вопросы, направленные на получение студентами знаний по организации учебного процесса при подготовке специалиста в области технологии производства энергонасыщенных материалов и изделий, по инженерному делу и роли инженера в технологии производства, по технологии основных производств взрывчатых веществ и материалов, аппаратурному оформлению предприятий изучаемой отрасли. С этой целью рассматриваются следующие вопросы:

  • структура высшего учебного заведения и организации учебного процесса по специальности;

  • роль общественных наук в формировании специалиста;

  • научные и инженерные основы технологии;

  • рассмотрение понятий «инженер» и «инженерное дело», понятие термина «профессия»;

  • роль инженерного дела в современной технологии;

  • виды профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий»;

  • задачи инженера в зависимости от вида профессиональной деятельности;

  • необходимость подготовки инженера широкого профиля в рамках одной группы специальностей;

  • основы классификации технологических процессов химических производств;

  • требования к технике безопасности на предприятиях химической промышленности;

  • история создания, основные характеристики и научно-технические проблемы производства взрывчатых веществ и порохов;

  • состав и работа машинно-аппаратурных схем основных видов химической технологии энергонасыщенных материалов и изделий;

  • принципы разработки технологических линий производства изделий с учетом функционально-целевого назначения системы, особенностей продукта производства и совокупности ограничений, налагаемых спецификой объекта на структуру и функции системы;

  • принципы выбора типа оборудования для проведения операций и методов его работы с учетом требований, предъявляемых к производству продуктов.

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

  • инженерное творчество, общие теоретические и инженерные основы для каждой группы специальностей;

  • взрывчатые вещества и материалы, пороха, твердые ракетные топлива, пиротехнические составы и их компоненты, изделия на основе энергонасыщенных материалов;

  • технологические процессы производства энергонасыщенных веществ и материалов;

  • приборы и методы исследований, методы оценки эффективности и практической пригодности энергонасыщенных материалов;

  • машины и аппараты, вспомогательное оборудование для производства энергонасыщенных материалов, их проектирование, производство, исследование, монтаж, наладка, эксплуатация и техническое обслуживание.

Общие идеи и основные положения курса «Введение в специальность» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и освоение курса обеспечиваются при подготовке реферата на поставленную тему при самостоятельной работе студентов.

По окончании курса прошедший обучение должен:

  • знать материал в объеме рабочей программы дисциплины;

  • понимать структуру высшего учебного заведения и принципы организации учебного процесса;

  • понимать роль вуза в подготовке инженера для химической промышленности;

  • знать научные и инженерные основы технологии;

  • быть знакомым с основами инженерного дела;

  • знать и понимать роль инженерного дела в развитии технологии;

  • знать виды и задачи профессиональной деятельности инженера;

  • знать теоретические и инженерные основы для различных групп специальностей;

  • знать область и объекты профессиональной деятельности инженера;

  • знать основные классификации технологических процессов химической технологии;

  • понимать природу и сущность основных производств энергонасыщенных материалов;

  • знать основные правила эксплуатации, охраны труда и техники безопасности;

  • знать историю создания, основные характеристики и научно-технические проблемы производства взрывчатых веществ и порохов;

  • знать основные классификации взрывчатых веществ;

  • знать состав и работу машинно-аппаратурных схем основных видов технологии энергонасыщенных материалов и изделий;

  • понимать принципы организации технологических процессов и их аппаратурно-технологического оформления;

  • уметь пользоваться справочной, нормативной и другой литературой, относящейся к курсу.

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины включает в себя материал лекций, а также вопросы, изучаемые студентами самостоятельно.

Изучение курса включает рассмотрение следующих основных вопросов: изучение роли инженера в развитии технологии, научных и инженерных основ технологии, организации учебного процесса и роли института в подготовке инженера по технологии энергонасыщенных материалов и изделий. Одной из основных задач курса «Введение в специальность» является ознакомление с сущностью основных производств энергонасыщенных материалов, классификацией взрывчатых веществ, с составом и работой машинно-аппаратурных схем основных видов технологии энергонасыщенных материалов и изделий.

Изучение содержания курса предполагает различные виды учебной деятельности студента: конспектирование лекций, изучение учебной или научной литературы, написание рефератов на предложенные темы и подготовку докладов на тему, предоставление преподавателю всего наработанного материала при изучении разделов курса конспектов, докладов, рефератов.

2.1 Лекции

Лекционные занятия являются важнейшим видом учебной работы студентов и имеют своей целью дать студентам необходимые знания об общих положениях о высшем образовании (таблица 1), инженерных основах технологии и составе машинно-аппаратурных схем основных видов технологии энергонасыщенных материалов и изделий, а также о понятии «инженер» в развитии научно-технического прогресса.

Таблица 1 Содержание лекционного курса дисциплины

Номер темы

Содержание темы

Литература

1

2

3

1

Введение

Техническое образование в России. Структура высшего учебного заведения. Организация учебного процесса. Специальности и специализации. Учебный план. Роль общественных наук в формировании специалиста. Бюджет времени студента. Научно-исследовательская работа студента. Требования к основной образовательной программе по направлению подготовки дипломированного специалиста

[3, 5, 8]

  1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов специальности 080107«Налоги и налогообложение»

    Методические рекомендации
    В соответствии с Положением о курсовой работе (проекте) студентов целью ее подготовки является комплексная и объективная оценка качества усвоения ими теоретических знаний, умения синтезировать полученные знания и применять их к решению
  2. Методические рекомендации по написанию дипломных работ Для студентов специальности «финансы и кредит»

    Методические рекомендации
    Выполнение дипломной работы является завершающим и наиболее сложным этапом образовательного процесса в Высшей школе и важным инструментом итогового Государственного контроля качества образования.
  3. Методические рекомендации по изучению теоретического материала

    Методические рекомендации
    Общее землеведение входит в систему географических наук. Оно объединяет знания отдельных как географических, так и негеографических наук в единое представление о планете Земля, как динамично развивающейся системе.
  4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080104. 65 «Экономика труда»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации содержат основные требования к курсовой работе, в том числе к структуре и содержанию курсовой работы, ее оформлению, рекомендации по выбору темы и последовательности выполнения курсовой работы, примеры оформления
  5. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов специальности «Государственное управление и экономика» Минск 2008

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов специальности «Государственное управление и экономика» / Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина, И.
  6. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых работ разработаны в соответствии с требованиями стандарта СТП 20-03-2004 «Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерских диссертаций», БГЭУ, 2004.
  7. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов специальности «Социология»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов факультета социологии всех форм обучения подготовлены доктором социологических наук, профессором кафедры социологии социальной работы Г.
  8. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 032401 «Реклама» Омск, 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 032401 «Реклама»/Составитель: Важенина Л.А. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2009.
  9. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности 200106 «Информационно-измерительная техника и технологии» Бийск

    Методические рекомендации
    Ознакомившись с методическими рекомендациями по выполнению курсовой работы, студент сможет более конкретно представить себе требования, предъявляемые к курсовой работе, а также уяснить информацию, касающуюся подготовки плана, раскрытия

Другие похожие документы..