Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. М.: Тц «Сфера»

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», при уча­стии «Юрайт-М», 2001. — 464 с.

ISBN 5-89144-162-4

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (пси­хологии развития) отражен полный жизненный цикл, ко­торый проходит человек. Рассматриваются возрастные за­кономерности развития в младенчестве, раннем и дошколь­ном детстве, младшем школьном и подростковом возрас­тах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Про­слежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д,Б. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факуль­тетов педагогических институтов и университетов, но мо­жет быть полезно и более широкому кругу читателей — школьным учителям, родителям, молодежи, интересующей­ся психологией.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.......................................................................

Раздел J. Проблемы психического развития.....................

Глава 1. Жизнь и деятельность..........................................

§ 1. Появление психической формы жизни

в филогенезе.................................................'..........

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность............".........

§ 3. Структура деятельности..........................................

§ 4. Ведущая деятельность.............................................

§ 5. Общение как вид деятельности.............................

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика

человека....'...................................-.........................

§ 1. Уровень недифференцированной чувстви­тельности................................................................

§ 2. Сенсорный уровень.................................................

§ 3. Перцептивный уровень..........................................

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных......

§ 5. Уровень психики человека.....................................

Глава 3. Мотивация............................................................

§ 1. Мотив, мотивационная сфера

и жизненный замысел............................................

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность..............

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный

принцип..................................................................

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира.........

§ 5. Мотивация и типы характера ................................

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты

линий онтогенеза...................................................

Глава 4. Возрастное развитие: факторы

и закономерности ...............................................

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии..........

§ 2. Факторы и закономерности развития психики ...

Глава 5. Стадиальность психического развития..............

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития ....

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития ...........

§ 3. Периодизация психического развития

по Д. Б. Эльконину..................................................

§ 4. Стадии развития взрослого человека....................

Глава 6. Развитие личности..............................................

§ 1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду..

§ 2. Периодизация развития личности

по Э. Эриксону........................................................

§ 3. Развитие морального сознания личности

по Л. Колбергу.........................................................

§ 4. Периодизация развития личности

по А. В. Петровскому...............................................

Глава 7. Интеллектуальное развитие................................

§ 1. Периодизация интеллектуального развития

по Ж. Пиаже..............................•..............................

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка

по Дж. Брунеру.......................................................

Раздел //. Развитие в детстве и отрочестве.................

Глава 1. Младенчество (до 1 года)....................................

§ 1. Новорождепность.........,..........................................

§ 1. Младенческий возраст............................................

§ 3. Кризис I года..........................................................

§ 4. Жизненный мир младенца.....................................

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) ....................

§ 1. Развитие психических функций............................

§ 2. Эмоциональное развитие.......................................

§ 3. Кризис 3 лет.................:.........................................

§ 4. Развитие жизненного мира...................................

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)..................

§ 1. Игра как ведущая деятельность............................

§ 2. Развитие психических функций ...........................

§ 3.Развитие эмоций, мотивов и самосознания.......

§ 4. Развитие жизненного мира...................................

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая

готовность к школьному обучению..................

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет........................

§ 2. Психологическая готовность к школе

и ее диагностика...................................................

§ 3. Варианты развития ................................................

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) ...

§ 1. Кризис 7 лет...........................................................

§ 2. Учебная деятельность............................................

§ З.'Развитие психических функций.............................

§ 4. Мотивация и самооценка.................................

§ 5. Линии развития жизненного мира.................

Глава 6. Подростковый возраст (11 — 15 лет)...............

§ 1. Пубертатный кризис.........................................

§ 2. Развитие психических функций......................

§ 3. Развитие самосознания ....................................

§ 4. Подростковые реакции.....................................

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые

проблемы ..........................................................

§ 6. Линии развития жизненного мира .................

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя

юность (16, 17 лет).................................

§ 1. Переходный период........................................................

§ 2. Условия развития............................................................

§ 3, Стабилизация личности и самоопределение................

§ 4. Линии развития жизненного мира ...............................

Приложение к разделу //. Диагностика психологической

готовности детей к школьному обучению.........................

Раздел Ш. Развитие зрелой личности....................;................

Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет) .................................v...

§ 1. Кризис 17 лет.........................................г........................

§ 2. Условия развития............................................................

§ 3. Основные линии онтогенеза..........................................

Глава 2. Молодость (от 20 до 30 лет)........................................

§ 1. Главные стороны жизни.................................................

§ 2. Основные линии онтогенеза..........................................

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни......................

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60—70 лет).....................................

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность ..............................................................

§ 2. Отношения с детьми......................................................

§ 3. Зрелость и психологический возраст............................

§ 4. Основные линии онтогенеза..........................................

Глава 4. Поздняя зрелость (после'60—70 лет).........................

§ 1. Условия развития. Старение

и психологический возраст...........................................

§ 2. Основные линии онтогенеза..........................................

§ 3. Конец жизни ...................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета време­ни. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, вир­туальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечнос­ти. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и пре­одоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались пода­рить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о простран­ства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке при­сутствует и внутренний избыток времени, даже, возмож­но, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгно­вении — длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсив­ности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами време­ни». Время имеет не только астрономическое, но и энер-гийное измерение: силы притяжения прошлого и будуще­го не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч — с будущим» (В. В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда ос­танется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду

потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время — действующее лицо*. Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежли­вым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли воз­можна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерыв­но приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Ада­мович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).

В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как нор­ма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не опреде­лил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.

Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоя­щим и будущим, есть время духовное, доминантой которо­го являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпенди­кулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Вы­сота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего даль­нейшего движения, роста, развития, деятельности; но вто­ром — окажется заложником, пленником внешних обстоя­тельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие. Дале­ко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нуж-

ном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еше один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсче­та конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». По­добные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть разви­тия. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жиз­ненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, вза­имная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих ком­позиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием раз­вития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства — времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов — искорки, за­пускающие мотор мироздания».

Приведенные образы времени, пространства, хроното­па не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека нелинейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события — в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные про-

цессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незап­ланированные грозовые события, взрывы, взлеты, паде­ния, новые рождения, описанные авторами кризисы. Ска­занное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого чело­века уникальна, неповторима, непредсказуема. В этом слож­ность и прелесть науки о развитии человека; она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психичес­ком развитии человека представлена в ней как итог (разу­меется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность челове­ческого развития, вынося это понимание за скобки изло­жения своих результатов. Авторы настоящей книги после­довали их примеру. Трагедия и драма — это все же прерога­тива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в кни­ге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих за­метках. Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно по­пробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность. В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встреча­ется не часто. При ее чтении следует помнить, что дости­жения каждого возраста обладают непреходящей ценнос­тью. Мой учитель — выдающийся детский психолог А.В. За­порожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, уско­рять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П.А. Флоренского о том, что ге­ний — это сохранение детства на всю жизнь, а талант — это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук,

профессор, академик РАО

В. П. Зинченко

Раздел I

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1 ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Достоянием отечественной психологии стал деятельнр-стный подход, согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности). Под деятель­ностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребнос­тей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрыв­ную связь индивида со средой и его активное взаимодей­ствие с ней как необходимое условие развития психики.

Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Р.Лурией и другими исследователями. Представления многих известных зарубежных психологов (К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, А. Маслоу и др.) основываются также на неразрывной связи индивида и среды и подразу­мевают его активное взаимодействие с ней.

Деятельностный подход оказался весьма плодотворным в возрастной психологии, исследующей сложные процес­сы развития психики в онтогенезе'. Наибольший вклад в его становление внесен исследованиями, посвященными именно возрастному развитию. Не менее продуктивным он стал в филогенетических2 исследованиях и зоопсихо­логии (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Отметим, что истори­ческий подход к развитию психического, изучение зако­номерностей филогенетических преобразований позволя­ет лучше понять и онтогенез психики, особенности ее развития на различных возрастных этапах.

  1. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности 031300 «Социальная педагогика» по курсам «Дополнительное образование на материале медиакультуры», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» Таганрог

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и истории российского медиаобразования. Автором исследуются этапы исторического развития медиаобразования в России; эволюция основных теоретических концепций и направлений, выявляются
  2. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (2)

    Учебное пособие
    Рецензенты: Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПК и ППРО.
  3. Учебно-методическое пособие Рекомендовано Учебно-методическим советом Института психологии в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Тамбов 2008

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическим советом Института психологии в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
  4. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (4)

    Учебное пособие
    Учебно-методическое пособие «Основы светской этики» предназначено для оказания методической помощи учителю в ор­ганизации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов,
  5. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (1)

    Учебное пособие
    Учебно-методическое пособие «Основы буддистской культуры» предназначено для оказания методиче­ской помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и свет­ской этики» для учащихся 4-5-х классов.
  6. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (3)

    Учебное пособие
    Учебно-методическое пособие «Основы исламской культуры» предназначено для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов.
  7. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (1)

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Шамшикова О.
  8. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (2)

    Информационно-методическое пособие
    Представлены основные требования по организации, условиям проведения государственной аттестации выпускников факультета психологии по специальности 030301– «Психология», квалификация «Психолог.
  9. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 050706 ( 031000) «Педагогика и психология»

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Белобрыкина О.

Другие похожие документы..