Статья Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации

Статья 8. Содержание жалобы

1. В жалобе, поданной Уполномоченному, должны содержаться фамилия,
имя, отчество заявителя и его адрес, наименование государственного органа,
органа местного самоуправления, организации, фамилия, имя, отчество
должностного лица, чьи действия или бездействие обжалуются, изложение
существа действий или бездействия, нарушивших по мнению заявителя права,
свободы и законные интересы ребенка.

К жалобе прилагаются документы и иные свидетельства, подтверждающие
требования заявителя.

2. Требования настоящей статьи не распространяются на жалобы,
подаваемые детьми непосредственно.

Статья 9. Права Уполномоченного

1. Уполномоченный имеет право:

  1. по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации, правоохранительные органы и места принудительного содержания;

  2. безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, правоохранительных органов и мест принудительного содержания;

  1. запрашивать и получать необходимые сведения, документы, материалы и разъяснения государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка;

  2. привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний, поручать государственным органам, организациям, специалистам подготовку заключений по вопросам подлежащим выяснению;

  3. получать разъяснения от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки жалобы;

  4. самостоятельно или совместно с органами, в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и восстановлением прав, свобод и законных интересов ребенка, проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка;

  5. обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка, неопределенного круга детей либо предложить обратиться в суд с подобным заявлением компетентным органам;

  1. вступить в дело по своей инициативе в порядке гражданского судопроизводства для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

  1. поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

  1. знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, касающимися несовершеннолетних, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

  2. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, касающихся несовершеннолетних;

  3. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

  4. обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод ребенка законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;

  5. знакомиться с условиями содержания, воспитания и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых в семью на воспитание, помещенных в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  6. проводить встречи и беседы с детьми, в том числе задержанными либо содержащимися под стражей, а также отбывающими наказание в местах лишения свободы;

16) направлять в компетентные органы обращения о привлечении к
дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в
решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения
прав, свобод и законных интересов ребенка;

17) опубликовать принятое им заключение в «Российской газете»;

  1. принимать участие в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка;

  2. в случае грубого, систематического или массового нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка выступить с докладом на заседаниях Государственной Думы, Совета Федерации и (или) Правительства Российской Федерации.

2. Уполномоченный имеет иные права в соответствии с
законодательством.

3. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по
гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему
известными в связи с выполнением его обязанностей.

Статья 10. Содействие деятельности Уполномоченного

  1. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, руководители организаций обязаны в двухнедельный срок бесплатно предоставлять сведения, материалы и документы по запросам Уполномоченного, необходимые для осуществления его полномочий.

  2. Заключения и рекомендации Уполномоченного направляются в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, в компетенцию которых входит разрешение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.

  3. Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, руководители организаций, получившие заключения и рекомендации Уполномоченного, обязаны рассмотреть их в месячный срок и уведомить Уполномоченного о принятых мерах в письменной форме.

В случае если рекомендации Уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.

Уполномоченный имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении и обсуждении поставленных им вопросов. О времени и месте рассмотрения Уполномоченный должен быть извещен не позднее, чем за три дня до даты рассмотрения вопроса.

4. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами
Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими
информационными и справочными материалами, официально
распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской
Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральным
прокурором Российской Федерации, иными государственными органами,
общественными объединениями, а также другими информационными и
справочными материалами.

  1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством.

  2. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, руководителями организаций обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, не допускаются и влекут ответственность, установленную законом.

Глава 3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного

Статья 11. Требования к кандидату на должность Уполномоченного

Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий общественным авторитетом, знанием проблем детства и опытом защиты прав, свобод и
законных интересов ребенка.

Статья 12. Назначение на должность Уполномоченного

  1. Уполномоченный назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

  2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, Общественной палатой Российской Федерации.

  3. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение 30 дней до окончания срока полномочий Уполномоченного или со дня досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

  4. Уполномоченный назначается на должность большинством голосов депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Назначение на должность Уполномоченного оформляется
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации.

  1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного или не позднее 60 дней со дня принятия постановления Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.

  2. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации присяги следующего содержания: «Клянусь защищать права, свободы и законные интересы ребенка, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конвенцией ООН о правах ребенка, справедливостью, голосом совести и наилучшими интересами ребенка».

Присяга приносится непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

8. Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 13. Условия осуществления Уполномоченным своей деятельности

  1. Уполномоченный не может замещать иные государственные должности и должности государственной и муниципальной службы и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Уполномоченный не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

  2. Уполномоченный не может быть членом политических партий и иных политических общественных объединений.

  3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.

Статья 14. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в
должность нового Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случаях:

  1. несоблюдения ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в том числе занятия деятельностью, несовместимой со статусом Уполномоченного;

  2. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности Уполномоченного либо о признании его недееспособным;

3) письменного заявления Уполномоченного о сложении своих
полномочий;

4) утраты Уполномоченным гражданства Российской Федерации или
выезда его за территорию Российской Федерации на постоянное место
жительства;

5) неспособности Уполномоченного по состоянию здоровья или по иным
причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд)
исполнять свои обязанности;

6) вступления в законную силу решения суда о признании
Уполномоченного безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;

7) смерти Уполномоченного.

3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
принимает постановление о досрочном прекращении полномочий
Уполномоченного двумя третями голосов от числа членов Совета Федерации
тайным голосованием.

Глава 4. Организационное и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного

Статья 15. Аппарат Уполномоченного

1. Для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения
его деятельности создается аппарат Уполномоченного (далее - аппарат).

2. Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-
аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности
Уполномоченного.

3. Аппарат является государственным органом, обладающим правами
юридического лица и имеющим лицевые счета в органах казначейства и счета в
кредитных организациях в порядке, определенном законодательством, а также
печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного
герба Российской Федерации.

4. Уполномоченный:

  1. является представителем нанимателя в отношении работников аппарата;

  2. руководит деятельностью аппарата и утверждает положение о нем;

3) самостоятельно разрабатывает и исполняет бюджетную смету в
пределах средств, установленных федеральным бюджетом;

4) утверждает структуру аппарата, устанавливает в пределах бюджетной
сметы его численность и штатное расписание;

5) решает иные вопросы деятельности аппарата.

5. Уполномоченный имеет печать со своим наименованием и с
изображением Государственного герба Российской Федерации.

Статья 16. Финансирование деятельности Уполномоченного

  1. Средства на финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

  2. Лица, замещающие в аппарате должности, отнесенные к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации, являются государственными гражданскими служащими.

В аппарате могут быть учреждены должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации.

3. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата, а также
условия прохождения ими государственной службы определяются настоящим
Федеральным законом, законодательством о государственной гражданской
службе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о
труде и иными нормативными правовыми актами.

4. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для
осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и
является государственной собственностью.

Статья 17. Общественные помощники Уполномоченного

1. Уполномоченный вправе иметь помощников, работающих на
общественных началах.

2. Положение о помощниках, работающих на общественных началах,
утверждается Уполномоченным.

3. Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных
началах, выдается соответствующее удостоверение.

Статья 18. Общественный экспертный совет при Уполномоченном

1. Для оказания консультативной помощи при Уполномоченном может
создаваться Общественный экспертный совет по вопросам, касающимся прав,
свобод и законных интересов ребенка, состоящий из специалистов, имеющих
необходимые знания в этой области.

2. Положение об Общественном экспертном совете и его состав
утверждаются Уполномоченным.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 19. Место нахождения Уполномоченного

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

Статья 20. Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

  1. В соответствии с законом (нормативным правовым актом) субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

  2. Финансирование деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

  1. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией, установленной законом (нормативным правовым актом) субъекта Российской Федерации, содействует ребенку в реализации, защите и восстановлении его прав, свобод и законных интересов.

  1. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка, неопределенного круга детей или вступить в дело по своей инициативе в порядке гражданского судопроизводства для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

Статья 21. Назначение на должность первого Уполномоченного

  1. Предложения о кандидатах на должность первого Уполномоченного вносятся в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона.

  2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимает постановление о назначении на должность первого Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока для внесения предложений о кандидатах на эту должность в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

В.Путин

Справка

к вопросу о статусе Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка (детский омбудсман) в классическом виде учреждается на основании национального или регионального закона и назначается на должность национальным (региональным) парламентом. Такая конструкция объясняется тем, что исторически институт омбудсмана (общей компетенции или специализированный) является инструментом парламентского контроля за соблюдением прав граждан (также, как счетные палаты являются инструментом парламентского контроля за расходованием бюджетных средств).

Учреждение Уполномоченного по правам ребенка на основе национального закона позволяет достичь ключевого элемента его деятельности - независимости, а также наделить его необходимой компетенцией для эффективного достижения стоящих перед ним целей и реализации задач. То есть такой компетенцией, которую невозможно закрепить указом главы государства.

Кроме того, в законе о детском омбудсмане устанавливается процедура назначения его на должность, срок полномочий и исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий. Ясная и открытая процедура назначения омбудсмена, возможность выбора из нескольких кандидатур, являются крайне важными учитывая публичный характер его деятельности и способствуют независимости в работе.

Детские омбудсманы, назначаемые правительствами или главами государств, определяются как «исполнительные» или «квази» омбудсманы, не соответствуют требованиям Европейской сети детских омбудсманов (ENOC) и рассматриваются исключительно как переходные на время, необходимое для подготовки и принятия соответствующего национального закона об Уполномоченном по правам ребенка (детском омбудсмане).

В настоящее время Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка не является полноправным членом Европейской сети детских омбудсманов (ENOC) из-за своего статуса «исполнительного» омбудсмана.

В ряде субъектов Российской Федерации уполномоченные по правам ребенка учреждены в соответствии с региональными законами.

Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка действует около трех лет, накоплен определенный опыт для его дальнейшего укрепления и развития, наделения дополнительными полномочиями (например, правом обращения в интересах детей в суды общей юрисдикции, Конституционный Суд Российской Федерации, представления докладов о своей деятельности на заседаниях палат Федерального Собрания и т.д.).

Учитывая изложенное, представляется целесообразным принять Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации».

Законопроект предполагает, что назначение на должность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации будет осуществляться Советом Федерации, а кандидатуры на эту должность вноситься в Совет Федерации - Президентом Российской Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Общественной палатой Российской Федерации.

В Совете Федерации завершается работа над проектом федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации». Представляется целесообразным, чтобы проект указанного федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  2. «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году»

    Реферат
    «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году».
  3. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  4. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  6. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (2)

    Статья
    Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Рязанской области и Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области (далее – Уполномоченные), порядок назначения на должность и прекращения полномочий,
  7. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (3)

    Статья
    Настоящий закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Рязанской области и Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области (далее – Уполномоченные), порядок назначения на должность и прекращения полномочий,
  8. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
  9. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (2)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу

Другие похожие документы..