Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения "Новая

цивилизация" :

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования) по педагогическим наукам

ДИССЕРТАЦИЯ

На соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

$ 1. История зарождения молодежных объединений.

$ 2. Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, как теоретики молодежного

движения в СССР.

$ 3. Современное состояние молодежных объединений в России.

$ 4. Критерии оценки социально-воспитательной деятельности молодежного объединения.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ».

§ 1. Возникновение и развитие молодежного объединения «Новая

цивилизация».

§ 2. Структура и содержание деятельности молодежного

объединения «Новая цивилизация».

§ 3. Технология воспитательной деятельности «Новой цивилизации».

$ 4. Динамика социально-нравственного развития личности

подростков в движении «Новая цивилизация».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение № 1: Молодежные организации мира.

Приложение № 3. Документы, регламентирующие деятельность

«Новой цивилизации» и Программы.

Приложение № 4. Хроника жизни «Новой цивилизации».

Приложение № 5. Отзывы о деятельности «Новой цивилизации».

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема воспитания детей и подготовки их к жизни едва ли не самая важная на современном этапе.

Изменения, происходящие в стране, требуют поиска нового содержания, новых путей формирования личности, способной найти себя в этом мире.

Многие необходимые навыки, знания и умения дети получают в процессе обучения в школе. Однако, этого недостаточно. Дети нуждаются в обществе сверстников и старших товарищей, где они могли бы найти себе дело по душе, взаимодействовать в коллективе.

Глубокие социально-политические и экономические изменения, происходящие на рубеже XX - XXI веков в России, радикально повлияли на развитие общества в экономическом, культурном, правовом и прочих аспектах. Наряду с некоторыми положительными моментами, сегодня налицо ряд негативных результатов этих преобразований. Социальная ситуация усугубилась отсутствием четкой перспективы дальнейшего общественного развития России. На данный момент обозначены лишь основные векторы этого движения: переход к рынку, построение общества свободного предпринимательства, закладка основ правового государства и демократии. Но на практике преобладают стихийные, спонтанные процессы, оказывающие противоречивое воздействие на формирование подрастающего поколения.

Политическая и экономическая нестабильность, отсутствие реального правового государства, безработица, стремительное расслоение общества, привели к кризису образования на материальном, содержательном и идеологическом уровне. Не останавливаясь на всех аспектах этого кризиса, отметим лишь те, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме.

Первый аспект - изменение государственной политики в сфере образования привело к введению новых Программ, в которых из учебного процесса было выведено воспитание1.

' Положение было отчасти исправлено в 1999 соду, когда была принята «Программа развития воспитания в образовательных учреждениях на 1999 - 2001 годы».

Другим существенным уроном, которое понесло образование стало исчезновение комсомольской и пионерской организаций, которые не только выполняли функцию коммунистического и патриотического воспитания молодежи, но также функцию подготовки к жизни в обществе.

Переход части учреждений образования из сферы государственного управления в частную сферу усугубил эту картину.

В этих условиях подрастающее поколение России оказалось в беспрецедентном положении. Молодежь стала менее управляема, исчезли навыки самоорганизации, коллективных взаимодействий, перестало целенаправленно осуществляться патриотическое воспитание. Молодежь вынуждена приобретать жизненный опыт, которым не обладало взрослое население нашей страны, - опыт деятельности в обществе свободного предпринимательства - путем проб и ошибок.

Острая потребность в организации, нацеленной на нравственно-патриотическое воспитание детей и молодежи, привела к созданию новых молодежных организаций, которые пытались взять на себя функции пионерской и комсомольской. В настоящее время существуют экологические движения, движения юных туристов, геологов, появилось движение юных казачат и многие другие (См.: Приложение № 1).

Попытки создания молодежных организаций предпринимались не только в школах. Объединения создавались некоторыми партиями и частными лицами в системе дополнительного образования. Сегодня продолжаются многочисленные попытки возрождения молодежного движения, как в России, так и в постсоветских государствах. Рост числа общественных организаций молодежи показывает потребность в движении, объединяющем молодежь. Тем не менее, о сколько-нибудь успешных опытах говорить пока не приходится. Неудачу объясняют нехваткой денег, отсутствием качественных методик, адекватной ситуации и проч. Главное же - нет объединяющей их идеи.

Не всякое движение несет в себе прогрессивные черты. Оно легко может стать жертвой манипуляций. Следовательно, главное требование к молодежному движению - сохранение важнейших нравственных ценностей, присущих русской культуре.

Наибольшую активность при возрождении молодежного движения проявили скауты. В этом отношении они более всего соответствуют сегодняшним потребностям, так как имеют серьезную методическую базу. Цели и задачи скаутского движения, состоящие в подготовке воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, в содействии их развитию как ответственных граждан и как активных членов местных, национальных и международных сообществ, соответствуют идеалам государственности и не идеологизированы.

Содержание учебно-воспитательных, познавательных и развлекательных программ, разновозрастные проекты, каждое проводимое мероприятие направлены на решение общей задачи -целенаправленного развития физического, интеллектуального, социального и духовного потенциала каждого ребенка.

Однако, в силу ряда исторических причин, скаутское движение имеет много противников в нашей системе образования. Кроме того, некоторые положения скаутского движения, не могут быть перенесены на российскую почву. В связи с этим возникает потребность в таком молодежном движении, которое, вобрав в себя лучшие черты комсомольской, пионерской и скаутской организаций, было бы скорректировано применительно к требованиям российской педагогической школы.

В настоящее время сложились объективные условия, позволяющие создать молодежное объединение, способствующее решению перечисленных проблем, учитывая, что и педагогов, и родителей, и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Ученик стремится реализовать свой личностный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и нравственно-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде школьников (отчуждение людей, пренебрежение к знаниям и нормам морали, стремление жить только сегодняшним днем и т. п.).

В этих условиях задача семьи, школы, государства - помочь растущему человеку найти свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующую атмосферу и предпосылки, способствовать его успешной адаптации к быстро меняющейся социально-экономической ситуации.

Анализ литературы по указанной проблеме показал, что действующие сегодня молодежные организации пока не могут развиться в широкое движение, объединяющее молодежь страны.

С учетом вышеизложенного и требований педагогической практики, возникла необходимость научной разработки такой воспитательной системы, которая бы отвечала потребностям общества, целям и задачам социально-нравственного воспитания подростков, соответствовала бы интересам, психофизиологическим и возрастным особенностям детей.

Цель исследования - изучить педагогические возможности в развитии молодежного движения и в воспитании детей школьного возраста и разработать научно обоснованные методические рекомендации по организации и содержанию технологии руководства молодежного движения.

Объект исследования - социально-нравственное воспитание подростков.

Предмет исследования - процесс воспитания социально-нравственных качеств личности в молодежном объединении «Новая цивилизация».

Гипотеза. Молодежное объединение «Новая цивилизация» будет способствовать эффективному, социально-нравственному формированию личности, если оно будет основываться на:

А) специально разработанной программе действий объединения, включающей задачи:

• формирование активной гражданской позиции;

• воспитание чувства ответственности за свой выбор;

• освоение участниками основных демократических

процедур гражданского общества;

• формирование культуры нравственных и деловых

отношений;

• изучение экономических законов жизни государства и

общества.

Б) наличии у объединения четкой структуры самоуправления, программ деятельности подростков, отвечающих их интересам и потребностям.

В) выработанных педагогических условиях жизни и деятельности детских организаций в объединении «Новая цивилизация».

Г) использовании как традиционных, так и новых форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы с участниками движения, в том числе и компьютерные технологии (политико-экономические игры, моделирующие деятельность государства; конкурсы игровых и социальных проектов, молодежные фестивали).

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

> определить сущность и структуру учебно-воспитательной

системы молодежного объединения «Новая цивилизация»;

> охарактеризовать ведущие принципы и педагогические

условия, а также состояние и проблемы молодежного движения в

России и за рубежом;

> определить содержание и технологию руководства

деятельностью молодежного объединения «Новая цивилизация» и

опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность;

> разработать на базе проведенных исследований научно-

обоснованные рекомендации для педагогов.

Методологической основой исследования являются положения российских педагогов о ведущей роли деятельности в формировании личности; о роли коллективного творчества и творческой активности личности в ее развитии; о системности и социальном управлении; о единстве теории и практики; о творческой активности личности.

Исходные теоретические позиции базируются на:

> теориях социализации личности, понимаемой как включение

ребенка в систему общественных отношений (Б.М. Бим-Бад, В.Г.

Бочарова, Л.Т. Волчкова, А.Г. Ковалев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Минина,

А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Э. Фромм и другие).

> гуманистических идеях воспитания ребенка (Ж.-Ж. Руссо,

И.Г. Песталоцци, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.

Сухомлинский и др.);

> личностно-деятельностном подходе к организации

педагогического процесса, который предусматривает сочетание

личных и общественных целей (В.И. Андреева, Н.И. Болдырев, О.С.

Богданова, Л.П. Буева, А.А. Кирсанов, А.Т. Куракин, Е.А. Леванова,

>

Л.И. Маленкова, В.И. Петрова, Э.И. Сокольникова, А.Д. Солдатенков

и др.).

> пониманию воспитательной системы, как целостного, личностно детерминированного целенаправленного управления процессом развития личности (В.А. Караковский, СВ. Мягченков, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

В исследовании применялся комплекс методов, который

включал в себя: теоретический анализ предмета и проблем

исследования на основе изучения философской, психологической,

педагогической литературы; моделирование педагогической

деятельности. Ведущим методом явилась опытно-

экспериментальная работа, в ходе которой было создано Межрегиональное общественное объединение детей и молодежи «Новая цивилизация».

Теоретическими основами работы с подростками в рамках молодежного объединения «Новая цивилизация» являются положения отечественных психологов и педагогов о роли деятельности в формировании и развитии личности ребенка, о творческой активности личности в процессе деятельности, разумное сочетание личных и общественных мотивов деятельности и др.

Источники исследования

Исследование деятельности молодежных организаций осуществлялись на основе анализа практического опыта национальных скаутских организаций США, Великобритании, Испании, Голландии, Люксембурга, Чили, Марокко, Пакистана, Австралии, ЮАР.

Исследовались также воспитательные системы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Кроме того, изучались труды Н.К. Крупской, посвященные организационным вопросам строительства пионерской организации и комсомола и анализу опыта их деятельности. Изучались современные воспитательные системы, в том числе школы № 825 (директор - В.А. Караковский) и др.

Экспериментальной базой исследования стала детская организация «Кавалергард» (г. Балашиха, Московская область); детский коллектив лицея «Подмосковный» - интерната для детей погибших и служащих в горячих точках офицеров-пограничников; коллектив молодежного движения «Новая цивилизация» (Москва,

Кировск, Мурманск, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Орел, Воронеж и ряд других городов России).

Движение распространилось на 25 регионов, в которых созданы клубы «Новой цивилизации» и объединяет сегодня 250 000 человек.

Данная методика использовалась также во время специализированных образовательных круизов (с 1993 по 1998) и межрегиональных лагерей старшеклассников (г. Балчик, Болгария, 1997; Красная поляна, Сочи, 2000; «Истра», Подмосковье, 2001).

В настоящее время клубы «Новой цивилизации» действуют в городах: Ачинске, Безенчуке, Воронеже, Жигулевске, Кедровом, Кировске, Красноярске, Москве, Новокуйбышевске, Нефтеюганске, Новосибирске, Орле, Пойковском, Пыть-Яхе, Стрежевом, Томске, Тюмени, Ульяновске и др.

По методикам «Новой цивилизации» работают школы, помимо перечисленных, в следующих городах: Ангарске, Барнауле (Алтайский край), Иркутске, Ленинградской области, Московской области, Новгороде Великом, Петербурге, Ростове-на-Дону, Саранске (Мордовия), Туре (Эвенкия), Улан-Удэ (Бурятия).

На лето 2002 года подготовлены лагеря «Ньюландия», как заключительный этап годичного цикла «Новой цивилизации», для городов Ангарска, Ачинска, Барнаула, Безенчука, Воронежа, Жигулевска, Иркутска, Кедрового, Кировска, Красноярска, Москвы, Московской области, Новгорода Великого, Новокуйбышевска, Нефтеюганска, Новосибирска. Орла, Петербурга, Пойковского, Пыть-Яха, Ростова-на-Дону, Саранска, Стрежевого, Томска, Туры, Тюмени, Улан-Удэ, Ульяновска. Обучен педагогический актив для "этих лагерей.

Отдельная смена по технологиям «Новой цивилизации» подготовлена по согласованию с Министерством образования РФ для активистов сельских школ в лагере «Орленок».

Всего летние лагеря «Новой цивилизации» примут около 8 000 подростков.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Опытно-экспериментальная работа имела целью создание молодежного объединения, которое бы увлекло ребят и не позволило бы им пополнить ряды беспризорников. Поэтому главное внимание на первом этапе уделялось задачам формирования приоритетных

для ребят форм работы. На этом же этапе (1993 - 1996) вырабатывались основы концепции исследования и систематизировались представления об объекте и научном аппарате исследования. Проводились первичные апробации педагогических методик в детских организациях. Был создан клуб «Кавалергард».

На этом же этапе соискатель, работая заместителем директора лицея «Подмосковный», создал такие формы и методику работы, которые позволили восполнить пробелы в образовании и воспитании ребят, вызванные длительным отрывом от школы. В соответствии с этими методиками, коллектив лицея шесть учебных дней жил в виде демократической республики, а в воскресенье превращался в отряд, наподобие скаутского, и функционировал именно в этом качестве. Игра «Демократическая республика» позволяла знакомить школьников с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне, формировать культуру деловых отношений, демонстрировать основные демократические процедуры современного гражданского общества. Для осуществления этих целей в ходе игры моделировались экономические и политические процессы, создавались условия для активной самостоятельной деятельности всех участников. Республика имела все необходимые атрибуты государственности (название, герб, флаг, гимн, валюта). Все эти атрибуты разрабатывали сами школьники.

  1. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (1)

    Диссертация
    1.2. Основные этапы формирования духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского : отшельничество-становление монашеской братии - христианское общежительство 30
  2. Авторефера т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

    Документ
    Защита состоится «12» ноября 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета К 212.069.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО "Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (1)

    Автореферат диссертации
    Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Процесс информатизации образования в настоящее время затронул все аспекты учебно-воспитательного процесса и деятельности школы как образовательного учреждения.
  5. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000

    Автореферат диссертации
    МАВРИНА Ирина Владимировна. Организация взаимодействия детей 3-5 лет на развивающих занятиях Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  6. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (1)

    Диссертация
    Приложение 1. Список действующих во второй половине XVIII в. приходских и соборных церквей Псковской епархии, упомянутых в клировых ведомостях и ревизских сказках 183
  7. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук (1)

    Диссертация
    кой традиционно нерыночной сфере как профессиональное образование в целом и одному из важнейших его звеньев - высшему профессиональному образованию (в дальнейшем ВПО).
  8. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (2)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Кипчаковедение как научное направление в общественных и гуманитарных науках Республики Казахстан занимает приоритетное место.
  9. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

    Диссертация
    Государство Республики Беларусь делает первые шаги в новом тысячелетии. В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации белорусского общества.

Другие похожие документы..