Образовательный стандарт республики беларусь

Техника почтовой связи

Современное состояние и перспективы развития механизации и автоматизации почтовой связи в Республике Беларусь, странах СНГ и за рубежом. Классификация средств механизации почтовой связи. Грузоподъемные машины. Ленточные и цепные конвейеры, подъемники. Гравитационные и пневмотранспортные устройства. Внутрипроизводственный колесный транспорт. Оборудование для обслуживания клиентуры. Машины для предварительной обработки письменной корреспонденции. Машины и установки для сортировки письменной корреспонденции. Установки для сортировки тяжелой почты. Машины пачкообвязочные, упаковочные, оберточные и мешкозашивочные. Оборудование для обработки периодических изданий. Вспомогательное оборудование. Производственная связь и сигнализация. Расчет материально-технической базы. Организация технических служб предприятий почтовой связи. Понятие о нагрузке и обмене. Организация комплексно-механизированной и автоматизированной обработки письменной корреспонденции.

Выпускник должен:

знать:

  • технологические процессы обработки почтовых отправлений и материально-техническую базу объектов почтовой связи;

  • условия эксплуатации и ремонта почтообрабатывающего оборудования;

  • методики расчета производительности и эксплуатационной надежности почтообрабатывающих машин и автоматических линий;

уметь:

  • эксплуатировать почтообрабатывающее оборудование;

  • давать оценку прогрессивности и проводить анализ экономической эффективности средств механизации и автоматизации производственных процессов;

  • выполнять расчет производительности и эксплуатационной надежности почтообрабатывающих машин и автоматических линий.

Бухгалтерский учет в почтовой связи

Учет основной деятельности предприятия: учет основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений и ценных бумаг, материальных ресурсов, оплаты труда, затрат на производство, уставного и специальных фондов, реализации товаров, оказанных услуг и доходов, финансовых результатов и использования прибыли. Бухгалтерская отчетность на объектах почтовой связи. Финансовый контроль и документальная ревизия. Учет капитальных вложений.

Выпускник должен:

знать:

  • принципы учета основной деятельности предприятия (основных средств, материальных активов, оплаты труда);

  • формы и способы составления отчетности на объектах почтовой связи (бухгалтерский и финансовый контроль);

уметь:

  • вести учет основной деятельности объектов почтовой связи;

  • формировать отчеты, характеризующие деятельность объектов почтовой связи.

Информационно-технологические системы почтовой связи

Базы данных, системы управления базами данных. Проектирование баз данных для информационных систем. Основные составляющие информационных систем. Организация и разработка корпоративных информационных систем. Методологии, технологии и стандарты разработки информационных систем. Компьютерные сети. Функции и архитектура систем управления сетями. Безопасность информационных систем. Техническое и программное обеспечение информационно-технологических систем почтовой связи. Информационно-технологическая сеть почтовой связи Республики Беларусь. Автоматизированная идентификация почтовых отправлений. Информационно-технологическая система слежения и контроля за прохождением почтовых отправлений. Автоматизированная система контроля ежедневного сводного денежного отчета отделений почтовой связи. Система электронного денежного перевода. Информационно-технологическая система обработки информации по подписке.

Выпускник должен:

знать:

  • назначение баз данных, систем управления базами данных, информационных систем, возможности и функции современных систем управления базами данных и информационных систем;

  • способы организации и области применения информационных систем;

  • основные принципы разработки корпоративной информационной системы;

  • основные фазы проектирования информационной системы;

  • методы и средства обеспечения безопасности информационных систем;

  • назначение, принципы организации информационно-технологических систем, используемых на объектах почтовой связи;

  • задачи, решаемые информационно-технологической сетью почтовой связи, а также ее функциональный состав и архитектуру;

уметь:

  • проектировать базы данных для информационных систем;

  • применять средства программно-технического обеспечения информационной безопасности информационно-технологических систем;

  • проводить обследование объекта автоматизации и составлять обоснование необходимости разработки автоматизированной системы;

  • формировать требования к автоматизированной системе в соответствии с технологическими процессами почтовой связи;

  • использовать программное обеспечение для информационно-технологических систем, применяемых на объектах почтовой связи.

Международная почтовая связь

Устав Всемирного почтового союза (ВПС). Общий регламент ВПС. Структура ВПС. Всемирная почтовая конвенция. Универсальная почтовая служба. Свобода транзита. Регламент почтовых посылок. Специальные службы. Соглашение о службах почтовых платежей. Сеть POSTNET.

Выпускник должен:

знать:

  • комплекс вопросов, связанных со сферой деятельности Всемирного почтового союза, его структурой;

  • общие правила, применяемые в международной в почтовой службе;

уметь:

  • использовать накопленные знания при заполнении и оформлении международной почтовой документации (международные купоны, бланки ярлыков, уведомлений);

  • ориентироваться в эксплуатационной деятельности международных почтовых служб.

Почтовая безопасность

Характеристика физической и эксплуатационной почтовой безопасности. Меры, способствующие предупреждению правонарушений. Правовые аспекты почтовой безопасности. Почтовые правила и законы. Типичные правила нарушений, связанных с почтой. Профилактика правонарушений. Меры безопасности объектов почтовой связи. Проверка безопасности. Хранение ценностей. Международная почта и воздушная безопасность. Координатор почтовой службы. Безопасность информации. Терминология компьютерной безопасности. Обеспечение финансовой безопасности. Банковские правонарушения. Инкассация денежных средств. Система международных финансовых телекоммуникаций SWIFT. Обеспечение надежности персонала.

Выпускник должен:

знать:

  • правовые аспекты почтовой безопасности;

  • основные аспекты физической эксплуатационной безопасности;

  • методы обеспечения финансовой безопасности;

  • основы обеспечения надежности персонала;

уметь:

  • проводить проверки безопасности;

  • обеспечивать поддержание безопасности путем выполнения предписанных норм и процедур;

  • оформлять документацию почтовых депеш;

  • выполнять мероприятия, обеспечивающие техническую укрепленность защищаемых объектов.

Почтово-кассовые операции

Автоматизация почтово-кассовых операций на объектах почтовой связи. Классификация кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем. Типовые правила эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем. Общие сведения о почтово-кассовых терминалах (ПКТ). Организация работы ПКТ в различных режимах. Организация работы в отделениях почтовой связи на контрольно-кассовых машинах. Защита информации в почтово-кассовых терминалах и в сети связи. Основные принципы организации почтово-кассового обслуживания в объектах почтовой связи. Переводные операции, как составная часть работы объектов почтовой связи. Выплата пенсий и пособий через отделения почтовой связи. Оказание отдельных банковских услуг отделениями почтовой связи. Организация контроля отчетности на объектах почтовой связи. Контрольные функции областных филиалов РУП «Белпочта». Функции пункта сбора, подготовки и передачи данных. Функции участка контроля денежных переводов РУП «Белпочта». Учетные реестры и учетно-зачетные карточки по переводным суммам, составляемые на этапе заключительного контроля. Предоставление услуг держателям банковских пластиковых карточек. Перспективы развития новых технологий в почтовой связи.

Выпускник должен:

знать:

  • основные принципы организации почтово-кассового обслуживания на объектах почтовой связи и регламентирующие документы;

  • технологические процессы обработки почтовых отправлений и контроля кассовых операций;

  • перспективы развития новых технологий в почтовой связи;

уметь:

  • работать с современными автоматизированными системами при почтово-кассовом обслуживании на объектах почтовой связи.

7.5.5 Цикл дисциплин специализации

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой.

7.6 Требования к содержанию и организации практик

Практики (общеинженерная, технологическая, преддипломная) являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей. Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями. Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.

7.6.1 Общеинженерная практика

Продолжение теоретического обучения по закреплению практических умений и навыков в области технологии почтовой связи и организации почтово-кассового обслуживания. Приобретение первичных профессиональных навыков по технологии приема, обработки и вручения почтовых отправлений и выполнению почтово-кассовых операций. Получение профессии рабочего «Оператор связи» 3 класса.

7.6.2 Технологическая практика

Изучение общей структуры объекта почтовой связи, перспектив развития и модернизации. Изучение в производственных условиях методов организации, эксплуатации и технологии почтовой связи. Ознакомление с устройством и принципом работы основного и вспомогательного оборудования, организацией труда и рабочего места на данном участке производства. Практическое изучение правил технической эксплуатации и техники безопасности при обслуживании почтообрабатывающего оборудования.

7.6.3 Преддипломная практика

Освоение в практических условиях принципов организации и управления производством, анализа экономических показателей объектов почтовой связи, мероприятий по повышению надежности и экономичности используемых технических средств. Изучение организации работы производственных и технологических подразделений, их взаимосвязи. Изучение системы планирования производственной деятельности, формы оплаты труда, мероприятий по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции на объектах почтовой связи. Изучение стандартов качества, производственной документации. Приобретение навыков работы в информационно-технологической сети почтовой связи. Разработка предложений по совершенствованию отдельных технологических процессов. Формирование и анализ материалов для выполнения дипломного проектирования.

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

Научно-педагогические кадры вуза должны:

  • иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

  • систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью;

  • не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

  • все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио- и видеоматериалами;

  • обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

  • иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов.

  • предусматривать широкое внедрение в практику проведения семинарских и практических занятий методик активного обучения, дискуссионные формы, в целях формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускника.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентированно на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, информационных технологий, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов).

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

Высшее учебное заведение должно:

- располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ, предусмотренных учебным планом;

- соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой;

- обеспечить каждого студента возможностью работы на персональном компьютере не менее 50 часов в учебный год;

- обеспечить доступ студентов и преподавателей к сети Интернет и локальным сетям вузов, оказывать поддержку развитию электронных учебных ресурсов по профилям подготовки студентов, а также проведению учебных занятий с использованием сетевых технологий

- обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметьсоответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.

Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.

8.4Требования к организации самостоятельной работы студентов

Устанавливаются в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Министерством образования.

Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Министерством образования. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторныхформ по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами, помогающими студенту в организации самостоятельной работы, включающий:

– учебную программу дисциплины;

– учебную литературу (учебник, учебное пособие, курс лекций, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ и справочник);

– задания для самостоятельной работы студентов, тренажеры;

– методические указания по самостоятельной работе, включая выполнение курсовых проектов (работ).

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических заданий, коллоквиумы, контрольные работы, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены, и т.д.).

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формиро­ванию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государст­венной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно от­носится к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном за­ведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучаю­щихся.

Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

- согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания сту­дентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

- вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально-значимую работу, организацию учебно-воспитательного про­цесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникатив­ных умений, опыта решения задач;

- укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демо­графических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни;

- духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагоги­ческое управление процессом развития личности и включать учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в сту­денческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-­политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, критериально-ориентированные тесты достижений.

Оценка знаний студента на курсовых экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

- типовые задания;

- критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины и дисциплине в целом;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос во время занятий;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины с использованием монографической и периодической литературы;

- расчетно-графические работы;

- коллоквиумы;

- выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам;

- защита курсовых проектов (работ);

- защита отчетов по производственным практикам;

- письменный экзамен, устный экзамен;

- защита дипломного проекта (работы).

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломного проекта (работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом

9.2 Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности и специализации разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

9.3 Требования к дипломному проекту (работе)

Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной проекта (работы) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования.

Приложение

(информационное)

Библиография

Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-Х11 (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З).

Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500.

Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. №1419 «Об утверждении Положения о ступенях высшего образования».

 О почтовой связи. Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-3.

Квалификационный справочник. Должности служащих работников связи. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 02.11.2000 г. №143.

О высшем образовании. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-3.

Руководители разработки стандарта

Ректор вуза-разработчика М.А. Баркун

подпись

дата М.П.

Руководитель коллектива

разработчиков Н.В. Вышинский

подпись

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель
Министра образования
Республики Беларусь А.И. Жук

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела почтовой связи

Министерства связи и информатизации

Республики Беларусь Р.А. Жигалко

Эксперты:

Председатель КНМС УМО вузов И.М. Жарский

Председатель УМО вузов по образованию

в области информатики и радиоэлектроники М.П.Батура

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..