«Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минэкономразвития России)

Департамент развития малого и среднего предпринимательства

Департамент корпоративного управления

Доклад

«Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации

о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»

Москва

2010 г.

Аналитический доклад посвящен актуальным проблемам функционирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации. В исследовании подведены первые итоги применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях, выявлены наиболее существенные проблемы правового регулирования и сложившейся правоприменительной практики в указанной сфере.

Доклад подготовлен Департаментом развития малого и среднего предпринимательства при участии Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России. При подготовке доклада использованы материалы, предоставленные федеральными органами исполнительной власти, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, саморегулируемыми организациями различных отраслей и их объединениями.

Департамент развития малого и среднего предпринимательства

Департамент корпоративного управления

Минэкономразвития России, 2010 г.

Содержание

1. Общее состояние развития саморегулирования в России 5

1.1. Анализ практики применения норм Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» 7

1.1.1. Саморегулируемые организации в добровольной сфере 12

1.2. Основные проблемы реализации Федерального закона
«О саморегулируемых организациях» и его синхронизации с отраслевым законодательством 16

2. Анализ функционирования саморегулируемых организаций обязательной сферы в отраслевом разрезе 23

2.1. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих 23

2.1.1. Описание отрасли и нормативно-правовая база саморегулирования 23

2.1.2. Тенденции саморегулирования в отрасли 26

2.1.3. Основные проблемы и положительные моменты развития саморегулирования деятельности арбитражных управляющих 35

2.1.4. Оценка воздействия саморегулирования на состояние отрасли 36

2.1.5. Предложения по оценке воздействия саморегулирования на состояние отрасли 37

2.1.6. Выводы и предложения по развитию отраслевого саморегулирования 39

2.2. Саморегулируемые организации аудиторов 41

2.2.1. Нормативная правовая база саморегулирования 41

2.2.2. Описание отрасли и тенденции саморегулирования 42

2.2.3. Основные проблемы и положительные моменты развития саморегулирования аудиторской деятельности 50

2.2.4. Оценка воздействия саморегулирования на состояние отрасли 52

2.2.5. Выводы и предложения по развитию саморегулирования в сфере аудиторской деятельности 52

2.3. Саморегулируемые организации кредитных кооперативов 54

2.3.1. Описание отрасли и нормативно-правовая база саморегулирования 54

2.3.2. Тенденции саморегулирования в отрасли 55

2.3.3. Основные проблемы и положительные моменты развития саморегулирования в области кредитной кооперации 57

2.3.4. Оценка воздействия саморегулирования на состояние отрасли 57

2.4. Саморегулируемые организации оценщиков 58

2.4.1. Описание отрасли и нормативная правовая база саморегулирования 58

2.4.2. Тенденции саморегулирования в оценочной деятельности 59

2.4.3 Пробелы регулирования 72

2.4.4. Оценка воздействия саморегулирования на состояние отрасли 73

2.4.5. Выводы и предложения по развитию саморегулирования в оценочной деятельности. 74

2.5. Саморегулируемые организации в сфере сельскохозяйственной кооперации 76

2.5.1. Описание отрасли и нормативная правовая база саморегулирования 76

2.5.2. Тенденции саморегулирования в отрасли 77

2.5.3. Основные проблемы и положительные моменты развития саморегулирования в сфере сельскохозяйственной кооперации 78

2.5.4. Оценка воздействия саморегулирования на состояние отрасли 79

2.5.5. Выводы и предложения по развитию отраслевого саморегулирования: 79

2.6. Саморегулируемые организации строительного комплекса 80

2.6.1. Описание отрасли и нормативно-правовая база саморегулирования 80

2.6.2. Тенденции саморегулирования в отрасли 82

2.6.3. Специфические отраслевые проблемы и основные положительные моменты развития саморегулирования в строительном комплексе 93

2.6.4. Оценка воздействия саморегулирования на состояние отрасли 97

2.6.5. Выводы и предложения по развитию саморегулирования в строительном комплексе 97

2.7. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования 100

2.7.1. Описание отрасли 100

2.7.2. Правовая база саморегулирования в отрасли 100

2.7.3. Тенденции саморегулирования в отрасли 101

2.7.4. Выводы и предложения 103

3. Анализ практики применения механизмов саморегулирования в добровольной сфере 104

3.1. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынков ценных бумаг 104

3.1.1. Описание отрасли 104

3.1.2. Правовая база саморегулирования в отрасли 105

3.1.3. Тенденции саморегулирования в отрасли 106

3.1.4. Основные проблемы и положительные моменты саморегулирования в отрасли 111

3.1.5. Оценка воздействия саморегулирования на состояния отрасли 112

3.1.6. Выводы и предложения по развитию отраслевого саморегулирования 113

4. Предложения по созданию саморегулируемых организаций в иных сферах экономической деятельности 115

4.1. Законодательные инициативы и предложения, принятие которых в целом представляется целесообразным 115

4.1.1. Актуарная деятельность 115

4.1.2. Деятельность управляющих недвижимостью 117

4.1.3. Деятельность патентных поверенных 119

4.1.4. Деятельность кадастровых инженеров 122

4.2. Законодательные инициативы, принятие которых требует дополнительного обсуждения и проработки 122

4.2.1. Деятельность экспертов в области промышленной безопасности 123

4.2.2. Деятельность организаций в сфере пожарной безопасности 124

4.3. Законодательные инициативы, принятие которых Минэкономразвития России не поддержано 127

5. Рассмотрение альтернативных подходов к урегулированию вопросов, связанных с функционированием саморегулируемых организаций 130

5.1. Применение механизмов солидарной и субсидиарной ответственности 130

5.2. Осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций 133

6. Заключение 135

7. Выводы и предложения по переходу от государственного контроля (надзора) к механизмам саморегулирования в отдельных сферах экономической деятельности 139

7.1. Общесистемные предложения 139

7.1.1. Предложения в добровольной сфере 140

7.2. Выводы и предложения по отдельным сферам 141

7.2.1. В области арбитражного управления 141

7.2.2. В сфере аудиторской деятельности 141

7.2.3. В сфере оценочной деятельности 142

7.2.4. В сфере деятельности ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов 143

7.2.5. В строительном комплексе 143

7.3. В части предложений по созданию саморегулируемых организаций в иных сферах экономической деятельности 145

8. Проект плана мероприятий по переходу от государственного контроля (надзора) к механизмам саморегулирования в отдельных сферах экономической деятельности 146

1. Общее состояние развития саморегулирования в России

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, российское гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Указанная норма, в частности, означает, что в отношении участников определенных гражданских правоотношений применяются одинаковые формы государственного регулирования и равный объем требований нормативных правовых актов. Именно на таких принципах должно выстраиваться регулирование профессиональной и предпринимательской деятельности.

Российская Федерация является демократическим правовым государством, в котором гарантируются свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции. Государство призвано создавать наиболее благоприятные условия для развития рыночной экономики как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах саморегулирования и самоорганизации и обеспечивающих выработку соответствующих стандартов, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам, и применение механизмов контроля за соблюдением установленных ими требований.

Государство, вырабатывая и принимая правовые нормы, регулирующие определенную сферу деятельности, и обеспечивая при этом необходимый уровень защиты прав как непосредственных потребителей услуг или продуктов в этой отрасли, так и всего общества в целом, вправе предоставить отрасли право на самоорганизацию, в том случае если в ней присутствует должная концентрация профессионалов.

При этом необходимо учитывать, что переход к саморегулированию не означает полную свободу от государства, это лишь одна из форм публично-правового типа регулирования, которая – в силу взаимодействия частноправовых и публично-правовых интересов – предполагает одновременное сочетание частноправовых и публично-правовых элементов. Саморегулируемая организация (СРО) – это инструмент государственного регулирования, максимально прозрачно и полно регламентированный законом, с четко определенным функционалом и единым набором квалифицирующих требований, предполагающий введение нормативно-определенного механизма управления и стандартизации отрасли, обеспечиваемых прямым участием высококвалифицированных профессионалов, их личной ответственностью и надзором со стороны государства.

Поскольку целью создания саморегулируемых организаций является, в первую очередь, защита публичных интересов, нормативные требования к структуре саморегулируемой организации и системе взаимоотношений саморегулируемых организаций с представителями своей отрасли и органами власти должны быть регламентированы достаточно детально, во всяком случае, такая регламентация представляется необходимой на первых этапах развития институтов саморегулирования.

Фактически современная Россия находится на том этапе развития подходов к регулированию экономической деятельности, когда созданы предпосылки для формирования институтов регулирования не путем их прямого назначения в административном порядке, а за счет инициативных и ответственных действий наиболее активного слоя профессионалов в отрасли. Указанный подход, в числе прочего, позволяет обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка в диалоге с властью, и в этих условиях государство уже не обращается к обезличенному рынку или к наиболее крупным его представителям – фактически институтом саморегулирования персонифицируются наиболее авторитетные и компетентные, по мнению самого рынка, его участники. В создаваемых вновь организациях формируются структуры, наделенные сходным с органами государственной власти функционалом, но не дублирующие, а замещающие или «вспомогательные», обладающие значительным потенциалом в смысле повышения качества регулирования отдельных отраслей.

Следует отметить, что, согласно мировой практике, общие регулятивные и охранительные меры, вводимые субъектами саморегулирования, зачастую устанавливают более высокий уровень требований к участникам рынка, нежели акты государственных органов власти. Это, в том числе, объясняется тем, что многие сферы деятельности требуют узкопрофессионального подхода, и в данном случае именно «взгляд изнутри» позволяет обеспечить возможность принятия действительно адекватных потребностям отрасли и, как правило, более детальных и предметных норм и требований. Логическим следствием отсюда является то, что и управлять такими отраслями должны именно профессионалы, разбирающиеся во всех деталях своего дела, по меньшей мере, неверным было бы изолировать их от процесса принятия решений. С другой стороны, установление в рамках саморегулируемой организации повышенных требований к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности позволяет членам такой организации обеспечить себе вполне определенные конкурентные преимущества.

Профессиональное и предпринимательское сообщества в условиях саморегулирования приобретают возможность влиять на деятельность и решения государственного регулятора, наиболее адекватным потребностям конкретной отрасли образом выстраивать практику урегулирования требующих вмешательства вопросов. Тем самым, развитие саморегулирования создает предпосылки для комплексного решения двух взаимосвязанных задач:

  • формирования института квалифицированного системного оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательского и профессионального сообщества, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса;

  • сужения широкого поля для усмотрения чиновников и сокращения бюрократических барьеров, реального расширения диапазона управленческого воздействия и повышения его эффективности.

  1. «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности» (3)

    Закон
    Доклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»
  2. «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности» (1)

    Закон
    «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»
  3. «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности» (2)

    Закон
    Минэкономразвития России в соответствии с указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» проведен мониторинг
  4. «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности» (4)

    Закон
    Минэкономразвития России в соответствии с указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» проведен мониторинг
  5. Саморегулируемые организации в строительстве 7

    Документ
    Комитете энергетики НОСТРОЙ, будут играть немаловажную роль в этом процессе. Мы будем рекомендовать и другим комитетам НОСТРОЙ, которых в настоящее время насчитывается 19, у себя организовывать подобные Экспертные советы " - заявил Ефим Басин.
  6. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1)

    Закон
    О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОТЫпо подготовке аналитических материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской
  7. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (2)

    Закон
    О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТНОЙ РАБОТЫпо подготовке аналитических материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской
  8. Тезисы к выступлению А. Костина на круглом столе «Информационное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций»

    Тезисы
    Тезисы к выступлению А.Костина на круглом столе «Информационное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций», 22.04.2011, Бальный зал II, с 15-30 до 17-30
  9. Саморегулирование российского общества: современное состояние и перспективы развития 22. 00. 08 социология управления

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» октября 2011 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете (344006, г.

Другие похожие документы..