Учебно-методический комплекс: теория и история хореографического искусства для специальности 07130165 «Народное художественное творчество» “разработано”

Министерство образования Ставропольского края

ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

“УТВЕРЖДАЮ”

проректор по учебной работе

_______________ Шумакова А.В.

«___» ________________ 2010г.

Учебно-методический комплекс:

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 07130165 «Народное художественное творчество»

“РАЗРАБОТАНО”

__________ Никульникова Т.А.

подпись

“УТВЕРЖДЕНО”

на заседании кафедры хореографии

(протокол № 1 от 06. 09. 2011г.)

зав. кафедрой________________

Сляднева Л.Н.

“СОГЛАСОВАНО”

______________ /Овсяникова Л.Д.

подпись декана факультета

Ставрополь, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины…...3

II. Рабочая программа……………………………………………………….4

III. Методические рекомендации для преподавателей…………………. .15

IV. Методические рекомендации для студентов………………………. ...24

V. Материалы, определяющие порядок и проведение

итоговых аттестаций…………………………………………………… 33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УМК

Дисциплина «Теория и история хореографического искусства» является частью федерального компонента общепрофессиональных дисциплин стандарта специальности 07130165 «Народное художественное творчество». Формирование её основных понятий должно базироваться на изучении таких дисциплин, как: «Образцы танцевального репертуара», «Мастерство хореографа», «Основы хореографической драматургии», «Спортивно-бальный танец», «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце», «Ритмопластическая подготовка».

Учебно-методический комплекс дисциплины 07130165 «Народное художественное творчество» занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов в области хореографического образования и направлен на становление профессиональной (хореографической и педагогической), методологической культуры будущего учителя хореографии.

Изучение дисциплины опирается на знания, умения и навыки, приобретенные студентами в процессе изучения цикла исполнительских дисциплин и дисциплин теоретической подготовки.

В структуру УМК входят:

1. пояснительная записка к УМК;

2. рабочая программа учебной дисциплины;

3. методические рекомендации для преподавателя по вопросам организации изучения дисциплины;

4. методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы;

5. методическое пособие по организации и проведению семинарских занятий по курсу «Теория и история хореографического искусства»;

6. контрольные вопросы по разделам и темам дисциплины.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

- принцип научности, требующий отображения современных теоретических достижений в хореографии и педагогике;

- принцип профессиональной ориентированности, предполагающий отбор содержания и выбор стратегии обучения, ориентированных на решение профессиональных и творческих задач;

- принцип целостности и междисциплинарности, предполагающий обеспечение единства, преемственности, связи и взаимосвязи дисциплин, объединяемых общей идеей профессионально направленной подготовки специалиста.

i. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗаТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ГОС ВПО 07130165 «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

СД.Ф.04.07

СД.Ф.04.01 Теория и история хореографического искусства

Теоретические основы хореографического искусства. Связь истории хореографии с развитием мировой культуры. Основные этапы эволюции русского и зарубежного хореографического искусства от зарождения до современности. Деятельность выдающихся хореографов и танцовщиков. Основные проблемы развития хореографического искусства. Связи танца с музыкой. Становление и развитие хореографических форм. Эволюция выразительных средств хореографии. Связи балетного театра с педагогической и исполнительской деятельностью. Творчество современных отечественных и зарубежных хореографов. Состояние и проблемы развития современных направлений хореографического искусства.

200

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - сформировать у студентов целостную систему теоретических и исторических знаний в области хореографии, познакомить с творчеством выдающихся деятелей балетного театра, с либретто известных балетных постановок, а также умения и навыки трансформации законов хореографического искусства в практику деятельности хореографического коллектива.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов целостную систему теоретических знаний в области хореографии, обеспечить формирование у студентов общих представлений о возникновении и развитии хореографического искусства, театра и балета, устойчивое представление о специфике развития хореографического искусства в разные исторические эпохи;

- познакомить студентов с творчеством выдающихся деятелей балетного театра, с либретто известных балетных постановок; историей возникновения и развития русского балетного театра;

- обеспечить формирование у студентов умений и навыков трансформации законов хореографического искусства в практику деятельности хореографического коллектива.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать:

- целостную систему теоретических знаний в области хореографии;

- возникновение и развитие хореографического искусства, театра и балета;

- этапы развития хореографического искусства в различные исторические эпохи;

- творчество выдающихся зарубежных деятелей балетного театра;

- либретто известных балетных постановок;

- историю возникновения и развития русского балетного театра.

уметь:

- развивать приоритетные качества личности, способствующие успешности хореографического образования;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к хореографическому искусству;

- выстраивать хореографическо-творческую педагогическую деятельность;

- использовать общедидактические и специальные методы хореографического образования в работе со студентами.

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

200

2-3

Аудиторные занятия

118

Лекции

72

Семинары

46

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

82

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля: зачет

экзамен

2

3


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы дисциплины

Лекции

Семинары

Самост. работы.

1 год – И1Х

1

Теоретические основы хореографического искусства. Научные трактаты по танцу, терминология. Творческая лаборатория Р.Захаров; А.Ваганова; Л.Блок; Н. Тарасов; и др.

2

2

4

2

Связь истории хореографии с развитием мировой культуры. Историческое развитие культуры и искусства Запада и Востока.

2

2

4

3

Основные этапы эволюции русского и зарубежного хореографического искусства от зарождения до современности. Священные пляски: обрядовые, культовые, мистические. Особенности античной хореографии. Танцевальная культура эпохи Средневековья. Балетный театр эпохи Возрождения. Западноевропейский балет эпохи Просвещения. Общая характеристика балетного театра эпохи романтизма. Истоки Русского балета. Балетный театр XVIII в. В России. Балетный театр XIX в. В России. Отечественный балетный театр XX в.

8

4

14

4

Деятельность выдающихся хореографов и танцовщиков. Творчество Ж.Ж. Новера. Творчество Сальваторе Вигано; Литературное наследие К. Блазиса ; Творчество Ф. Тальони; Творчество А. Бурнонвиля; Творчество Д. Уивера; Творчество И. Вальберха; Творчество Ш. Дидло; Творчество А. Глушковского; Творчество М. Пятипа; Творчество Л. Иванова; Творчество М. Фокина; Новое поколение исполнителей: А. Павлова, Т. Карсавина, М. Мордкин, В. Нижинский, С. Федорова. Педагогическая деятельность Н.Легата, Э. Чеккетти. Балетмейстеры-новаторы: М. Фокин, А. Горский.

Творчество К.Я. Голейзовского; Творчество Ф.В. Лопухова,

4

2

4

5

Основные проблемы развития хореографического искусства. Теоретические и методические проблемы развития хореографического искусства. Технократизация процесса хореографического образования. Развитие школы народного танца. Этнографические, региональные (областные) основы русской народной танцевальной культуры. Индивидуализация образовательного процесса хореографическом образовании. Соотношение техники исполнительского мастерства и выразительности в хореографии.

4

4

10

2 год –И2Х

6

Связь танца с музыкой. Ритм. Ритуальные пляски. Оформление танца. Рождение музыкального сопровождения. Развитие балета внутри оперы. Композиторы-симфонисты в балетном театре: С.С. Прокофьев, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский. Проблема балетной музыки.

12

6

6

7

Становление и развитие хореографических форм. Теоретические работы деятелей отечественной хореографии, труды по русской истории хореографии, этнографии, фольклору. Характеристика форм хореографии: хореографический этюд, хоровод, кадриль, пляска, сюита, дивертисмент, балетный спектакль.

10

8

4

8

Эволюция выразительных средств хореографии. Музыка. Ритм. Художественный образ. Хореографическая лексика, хореографический текст, стиль. Костюм. Техника исполнения.

8

6

8

9

Связи балетного театра с педагогической и исполнительской деятельностью. На примере Ф. и М. Тальони; М. Фокина; А. Вагановой; М. Плисецкой; Н. Тарасова и др.

6

6

6

10

Творчество современных отечественных и зарубежных хореографов. Творчество Ю. Григоровича. Творчество М. Плисецкой; Н. Устиновой; И. Моисеева; М. Бежар.

6

4

10

11

Состояние и проблемы развития современных направлений хореографического искусства. Творческие воззрения А. Дункан. Творчество М. Плисецкой, М. Бежара.

8

4

8

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: танец и методика его преподавания для специальности 07130165 «Народное художественное творчество» “разработано”

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Танец и методика его преподавания» является частью федерального компонента общепрофессиональных дисциплин стандарта специальности 07130165 «Народное художественное творчество».

Другие похожие документы..