Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 З 34

Зарубежная литература 20 века
(вторая половина)

Учебно-методический комплекс дисциплины

ББК 83.3

З 34

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

д-р филол. наук, профессор Н.А. Гузь (г. Бийск).

З 34 Зарубежная литература 20 века (вторая половина) [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Ю.Г. Бабичева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск БПГУ им. В.М.Шукшина, 2009. –79 с. – 50 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 540300 «Филологическое образование».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Автор-сост.: Ю.Г. Бибичева, 2009.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа………………………………………………………………………..5
Пояснительная записка……………………………………………...……………………7
  1. Организационно-нормативная документация………………………………… 8 - 32

1. 1. Учебная программа……………………………………………………………. 8 - 21

1. 2. Карта ресурсов………………………………………………………………… 22 - 32

  1. Средства контроля……………………………………………………………… 33 - 40

2. 1. Организация рейтинг-контроля………………………………………………. 33

2. 2. Контрольно-измерительные материалы………………………………………34 - 40

  1. Методические рекомендации………………………………………………….. 41 - 65

3. 1. Методические указания для студентов……………………………………….41 - 57

3. 2. Методические указания для преподавателей……………………………….. 57 - 65

  1. Дидактические материалы………………………………………………………66 - 79


Утверждаю

Декан факультета

_______________

«_____»__________

Рабочая программа

Кафедра литературы

Шифр и наименование

дисциплины СД ДПП. 05. «Зарубежная литература.

Зарубежная литература 20 века (вторая половина)

Статус - обязательная

Специальности

(направления) 540300 «Филологическое образование»

Формы обучения дневная

Объем дисциплины 84

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

8

84

42

28

14

-

42

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП. 05. Зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина).

Развитие жанра философско-интеллектуального романа XX века. Специфика социальной сатиры в западноевропейской литературе XX века. Формирование новых театрально-драматургических форм в XX веке. Особенности нового поэтического языка XX века. Литература западноевропейского экзистенциализма. Театр абсурда и «новый роман» во Франции. Современная английская и немецкая проза. Современная литература США. Зарубежная литература в школе.

Разработчик ассистент Бабичева Ю. Г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

литературы

Заведующий кафедрой _____________________ Н. А. Гузь

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________

Пояснительная записка

Курс «Зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина)» включает в себя обширный и разносторонний материал, обусловленный достаточно интенсивным развитием литературного процесса в этот период, сложностью культурно-исторической ситуации, а также глобальностью социальных сдвигов, когда в области искусства и литературы, в частности, происходит переоценка многих ключевых понятий.

Достаточно обширный материал курса и одновременно незначительное количество часов, отведенное на его освоение, опосредуют следующую логику структуры курса: сочетание национально-хронологического принципа с теоретико-литературоведческим. Для монографических лекций выделяются самые знаковые писательские фигуры, характеристика творчества которых сопровождается анализом наиболее важного в плане идеи и поэтики произведения, включенного в список обязательной литературы. Соответствующую структуру имеет и учебно-методический комплекс.

Цели и задачи курса определены в соответствии  с требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом к уровню подготовки выпускников:

  • знание истории мировой литературы как культурного феномена;

  • умение профессионального восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных текстов, включая их использование в социо-культурном диалоге, значимость которого особенно явно прослеживается последе время;

  • умение ориентироваться в специальной литературе и использовать ее для саморазвития и повышения своего коммуникативного потенциала;

  • умение выполнять самостоятельные литературоведческие исследования соответственно уровню подготовки;

  • умение интегрировать, адаптировать специальные знания и моделировать процесс социо-культурного диалога, в том числе в образовательных целях.

Цели:

-формирование у студентов системы ориентирующих знаний о литературе Европы, США и стран Азии;

-составление представлений о художественном своеобразии литературы рассматриваемого периода и условиях ее формирования и развития.

Задачи:

-ознакомить студентов с основными произведениями литературы и творчеством отдельных авторов;

-сформировать представления об историко-культурном контексте и общих закономерностях развития литературного процесса;

-проанализировать закономерности развития литературных направлений и литературных жанров;

-побудить студентов к серьезной проработке художественных текстов по списку обязательной и дополнительной литературы, к анализу произведений в контексте всего литературного процесса с обязательным изучением научной литературы по основным разделам курса.

Междисциплинарные связи. История зарубежной литературы является частью единого цикла филологических дисциплин. Курс выстраивается во взаимодействии с теорией литературы, историей русской литературы, историей философии, всемирной историей, культурологией и иностранными языками.

Учебно-методический комплекс включает: организационно-нормативную документацию, средства контроля, методические рекомендации, а также дидактические материалы.

Раздел 1. Организационно-нормативная документация

1. 1. Учебная программа

Выдержка из стандарта:

Развитие жанра философско-интеллектуального романа XX века. Специфика социальной сатиры в западноевропейской литературе XX века. Формирование новых театрально-драматургических форм в XX веке. Особенности нового поэтического языка XX века. Литература западноевропейского экзистенциализма. Театр абсурда и «новый роман» во Франции. Современная английская и немецкая проза. Современная литература США. Зарубежная литература в школе.

Модульная рабочая программа дисциплины

При разработке модульной рабочей программы автор ориентировался на программу Н. П. Михальской «Зарубежная литература 20 века. Литература второй половины 20 века - 1950-1990-е годы».

Выдержка из программы:

Вторая мировая война и литература. Историческое значение победы над фашизмом. Литературный процесс в период существования и противостояния различных общественно-политических укладов. Выдвижение на мировую арену литературы стран "третьего мира". Значение литературы Латинской Америки во второй половине XX века. Военная тема в литературе. Переоценка наследия прошлого, национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе. Борхерт и тема "вернувшегося поколения". Романы и рассказы Бёлля: "Где ты был, Адам?», "И не сказал ни единого слова», "Глазами клоуна». Творчество Грасса и его роман "Жестяной барабан». Английская литература после второй мировой войны. Творчество писателей старшего поколения — Пристли, Грина, Сноу, И. Во. Тема "англичанина за границей" в творчестве Грина. Темы ответственности и личного выбора в романах Грина "Суть дела" и «Власть и слава». Общественно-политическая проблематика романов "Тихий американец" и "Комедианты". Романный цикл "Чужие и братья" Сноу. Понятие "эпический цикл" и реализация принципов эпического цикла в творчестве Сноу. Работа Сноу "Две культуры". Парадоксы Во, сатирическая традиция в романах Во(трилогия "Шпага чести»). Повесть Во «Незабвенная». Творчество "сердитых молодых писателей" в контексте послевоенной литературы Англии. Пьеса Осборна "Оглянись во гневе!». Романы Эмиса "Счастливчик Джим", Уэйна "Спеши вниз" и "Меньшее небо", Брейна "Путь наверх". Английский "рабочий роман" (Силлитоу, С.Чаплин). Театр "новой волны". Пьеса Дилени «Вкус меда», пьесы Уэскера. Модернизация исторической темы в драмах Болта ("Человек во все времена"), Осборна ("Лютер"). Философско-аллегорические романы-притчи Голдинга "Повелитель мух", "Шпиль". Голдинг и экзистенциализм. Философско-психологические романы Айрис Мёрдок. Эволюция писательницы от экзистенциализма к неоплатонизму. Идеи лингвистической философии в романах Мёрдок. Романы "Под сетью", "Сон Бруно". Мёрдок и русская литература. Восприятие Мёрдок Толстого и Достоевского. Проблемы искусства в романе "Черный принц". Экзистенциальная проблематика рассказов и романов Спарк. Роман Спарк "Мисс Джин Броди в расцвете лет». Творчество Дж. Фаулза.Обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия обретения свободы. Приверженность классике и смелые художественные эксперименты Фаулза — романиста, автора повестей и рассказов. Значение Гомера и Шекспира для Фаулза. Роман "Коллекционер». Тема искусства и художника в "Башне из черного дерева" и "Даниэле Мартине". Поэтика постмодернизма и роман "Женщина французского лейтенанта". Схема викторианского романа. Интертекстуальность. Своеобразие решения конфликта, несколько вариантов финала романа. "Открытая" форма повествования. Философия и эстетика литературы абсурда. Антидрама и антироман в литературе Франции. Социальный гротеск и пародирование социальной реальности в пьесах Ионеско "Лысая певица" и "Носороги". Театр Беккета. Антидрама "В ожидании Годо». Эстетика бездействия и безмолвия. Пьесы Пинтера "Сторож", "Пейзаж", "Коллекция". Французский "новый роман". Поэтика романа "Золотые плоды" Н.Саррот. Пародирование стереотипов современного общества. Романы и кинороманы Роб-Грийе "В лабиринте" и "В прошлом году в Мариенбаде». Статья Роб-Грийе "О некоторых устаревших понятиях". Литература и "потребительское общество". "Вещи" Перека. Документализм в литературе. Роман Мёрля "За стеклом». Движение битников и молодежная "контркулътура» в США. Поэма Гинзберга "Вопль" — манифест битничества. Культ свободы от социально-общественных условностей. Обращение к христианству и восточной философии. Керуак — один из родоначальников движения битников в американской литературе. Роман Керуака "На дороге" — выражение настроений молодежи 50-х годов, бунт против конформизма. Спонтанный стиль, приемы импровизации в романе. Творчество Сэлинджерав контексте "контркультуры". Роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи" и рассказы (цикл о Глассах). Свойственные герою Сэлинджера отчужденность, обостренное ощущение разлада в окружающей его жизни — в семье, школе, обществе. Осуждение фальши, лицемерия, "показухи", "липы". Преодоление одиночества, обретение себя в помощи детям. "Новый журнализм" и документальные жанры в американской литературе: "нехудожественные романы", "романы как истории". Творчество Капоте ("Хладнокровные"). Поиски смысла жизни, преодоления отчуждения, путей выхода за пределы экзистенциалистских представлений. Романы Апдайка (трилогия о Кролике — Гарри Энгстроме). Проблема самореализации героя в творчестве Апдайка. Роман-притча "Кентавр" — мифологизация обыденного. Проблема прогресса и морали в сатирических произведениях Воннегута ("Колыбель для кошки»). "Уловка-22" Хеллера — роман-метафора об американской действительности 50-60-х годов. Литература стран "третьего мира", возрастание ее роли в мировом литературном процессе XX века. Латиноамериканская литература. Художественные поиски, достижения и открытия Маркеса, Карпентьера, Кортасара, Фуэнтеса, Борхеса. «Магический реализм» и «необарокко» в латиноамериканской литературе. Реализация "магического реализма" и "необарокко" в творчестве Мар­кеса и Карпентьера. Повесть «Царство земное" — художественное кредо Карпентьера. Роман «Сто лет одиночества" Маркеса. Тема судьбы латиноамериканского континента в романе и мифологема одиночества. Философское осмысление истории и проблема национального самосознания. Время историческое и метафизическое. Тема смены поколений и цивилизаций. Своеобразие поэтики романа Маркеса: низменное и возвышенное, трагическое и комическое в их взаимодействии, "карнавальное" начало. Прошлое и настоящее в романе Фуэнтеса "Смерть Артемио Круса". Фантастика и мистицизм в творчестве Кортасара. Категория "игры", художественный и социальный смысл игры в романе Кортасара «Игра в классики». Коллаж, хеппенинг, их роль в структуре романа. Философские рассказы, поэзия и эссе Борхеса. Поиски метафор реальности, образ парадоксального мира. «Вавилонская библиотека», «Допущение реальности», «Повествовательное искусство и магия». Эссе Борхеса о писателях. Постмодернизм в литературе и споры о сущности постмодернизма. Барт, Деррида, Кристева Постмодернизм как выражение «духа времени» как феномен второй половины XX века. Понятия и термины постмодернистской эстетики. Произведения Роб-Грийе, Фаулза, Кортасара, Борхеса, роман Умберто Эко "Имя Розы" как явления постмодернизма. Проблема взаимодействия культур Востока и Запада. Японская литература в контексте литературного процесса XX века. Своеобразие художественного мышления и художественного языка японских писателей. Роль национальной традиции в японской литературе. Философия и эстетика дзен, их роль в творчестве японских поэтов и романистов. Японская литература в ее связях с литературой Запада. Основные течения в японской литературе XX века. Кавабата Ясунари как «выразитель сути японского мышления». Значение национальных традиций для Кавабата Ясунари. Связь с течением "неосенсуализма". Отражение мироощущения японцев в повести "Тысячекрылый журавль" и романе "Стон горы". Рассказы Кавабата Ясунари. Творчество Кобо Абэ.Философско-эстетические взгляды и их реализация в творчестве писателя. Роман "Женщина в песках". Экзистенциальные мотивы, метафизический и социальный смысл романа. Символика песка и воды. Взаимоотношения человека и социума в романах «Чужое лицо» и «Человек-ящик». Маска как "прикрытие истинного облика человека". Структура романов Кобо Абэ.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 И 76. 01

    Учебно-методический комплекс
    И 89 История зарубежной литературы. Зарубежная литература 20 века (после 1945 г.) [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель:Ю.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 И 89

    Учебно-методический комплекс
    И 89 История зарубежной литературы. Зарубежная литература 20 века (после 1945 г.) [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Ю.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины ( ен. Ф. 04 ) Химия

    Учебно-методический комплекс
    00 Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета Кафедра экологии и естествознания Факультет ___информационных технологий У Т В Е Р Ж Д Е Н О: Декан Каледин В.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины (СД. Ф 02) Деньги, кредит, банки Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Деньги. Кредит. Банки» является одной из базовых дисциплин в подготовке экономистов любой специальности, входит в федеральный компонент раздела СД – специальные дисциплины, индекс СД.
  5. Учебно-методический комплекс удк ббк ю рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 и направлению 030500 «Юриспруденция».
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 06 Статистика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности 080102 «Мировая экономика», утвержденного 17 марта 2 г.
  7. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  8. Учебно-методический комплекс удк ббк Х рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономический анализ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 – «Финансы и кредит».
  9. Учебно-методический комплекс удк ббк у рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (2)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса «Уголовное право. Общая часть» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления.

Другие похожие документы..