Рабочая программа по биологии. 2 ступень

Муниципальное казённое образовательное учреждение:

«Принято» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор школы

______________________ ______________

Протокол № 1 Приказ №

От __________г от

Рабочая программа по биологии.

2 ступень,

9 класс,

базовый уровень,

на 2011 – 2012 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе программы

основного общего образования по биологии.

Авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Москва.

Дрофа. 2008г.

Составитель: ----------------------------

Учитель: биологии, экологии,

стаж: ---- лет, категория: ---------

год аттестации: -----------

Пояснительная записка

Программа разработана для изучения предмета биология « Общие закономерности»

в 9ом классе общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.

Программа курса (70 часов ) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы.

В ней сохранены псе разделы и темы , изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учётом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса « Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин начатой в 5ом классе, 6ом, 7мом и 8мом по линии А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.

Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональ -ной ориентацией школы.

Для повышения образовательного уровня и получении навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления, учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Тематический план

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

4

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адабтации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

4

Всего

21

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

2

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетки

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

5

Всего

10

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4. 2. Закономерности изменчивости

6

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Всего

20

Раздел 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции

8

Тема 5.2. Биосфера и человек

3

Всего

11

Заключение

1

Итого

69 + 1час резерв

Примерный тематический поурочный план

9класс

Номер урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практ. раб, лабор работя, контрольные, экскурсии и др).

Планируемые образовательные результаты деятельности изучения темы.

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке.

1

Введение. Курс «Биология. Общие закономерности».

Беседа, сам работа с учебником, рассказ.

Всего

21час.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.

2часа.

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Единство хим состава живой материи. Видовое разнообразие

2

Многообразие живого мира.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ.

3

Основные свойства живых организмов.

Фронт опрос, беседа, сам работа с учебником, рассказ.

2часа

Тема 1,2. Развитие биологии в додарвиновский период.

Развитие биологии в додарвиновский период.

4

Становление систематики.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ.

5

Эволюционная теория Жанна Батиста Ламарка.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Индивид опрос.

4часа

Тема 1,3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

Знать социально эконом предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина, его биографию.

6

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ.

7

Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе.

.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ

8

Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Индивид опрос.

9

Формы естественного отбора.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Индивид опрос.

2часа

Тема 1,4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Знать приспособит особенности животных, их физиолог адаптации.

10

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

Беседа, сам работа с учебником, расс каз.

11

Физиологические адаптации.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Фронт опрос.

2часа

Тема 1,5. Микроэволюция.

Знать вид, популяционную структуру вида, уметь определять приспособит особенности орган к среде обитания.

12

Вид, его критерии и структура.

Лаб. раб. Изучение приспособл. организм. к среде обитан.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Л.Р.

13

Эволюционная роль мутаций.

Л.Р. Изучен. изменчив критер вида на сортах культур. растен.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Л.Р.

3часа

Тема 1,6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Главные направления эволюционного процесса, результаты эволюции.

14

Главные направления эволюции.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Группов раб.

15

Общие закономерности биологической эволюции.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Фронт опрос.

16

Современная система растений и животных - отображение макроэволюции.

Беседа, сам работа с учебником, рассказ. Фронт опрос.

2часа

Тема 1,7. Возникновение жизни на Земле.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

17

Современные представления о возникновении жизни.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником.

18

Начальные этапы развития жизни.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

4часа

Тема 1,8. Развитие жизни на Земле.

Развитие живот и растен в различные периоды существование Земли. Происхожден человека. Уметь давать аргументиров критик расизма.

19

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

20

Жизнь в палеозойскую эру.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

21

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эру.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

22

Происхождение человека.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

Всего 10

часов

Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

2часа

Тема 2,1. Химическая организация клетки.

Органич и неогрган вещества, образующие структурные компоненты клетки. Уметь объяснять рисунки и схемы в учебнике.

23

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

24

Органические вещества, входящие в состав клетки.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

3часа

Тема 2,2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

25

Пластический обмен. Биосинтез белка.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

26

Энергетический обмен. Способы питания.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

27

Способы питания.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

5часов

Тема 2,3. Строение и функции клеток.

Особенности растительной и животной клеток. Положения клеточ теории строения организмов. Уметь изготовлять простейшие препараты для микроскопич исследования.

28

Прокариотическая клетка.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

29

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

30

Эукариотическая клетка. Ядро.

Л. Р. Изучение клеток на готовых микропрепаратах.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос. Л.Р.

31

Деление клеток.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

32

Клеточная теория строения организмов.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

Всего

5часов

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

2

часа

Тема 3,1. Размножение организмов.

Биологическое значение бесполого и полового размножения. Уметь объяснять мейоз и др использ рис учебника.

33

Бесполое размножение.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником.

34

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

3

часа

Тема 3,2. Индивидуальное развитие организмов.

Знать оплодотворение. Уметь характеризов сущность индивидуаль развитие организмов.

35

Эмбриональный период развития.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником.

36

Постэмбриональный период развития.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

37

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

Всего

20

часов

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

10

часов

Тема 4,1. Закономерности наследования признаков.

Знать: понятие ген, генотип как система взаимод генов организма, фенотип, генетич определен пола у растен и животных. Уметь объяснять механизм передачи признаков и свойств из поколен в поколение.

38

Генетика как наука.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

39

Основные понятия генетики.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

40

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

41

Моногибридное скрещивание.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

42

Дигибридное скрещивание.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

43

Генетика человека.

Лекция, беседа, работа в группах.

44

Лабораторная работа «Решение генетических задач и анализ составления родословных».

Л.Р. Решение генетических задач и составление родословных.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Л.Р.

45

Сцепленное наследование генов.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

46

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

47

Взаимодействие генов.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

6часов

Тема 4,2. Закономерности изменчивости

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Уметь объяснять возникновение отличий от родительских форм у потомков.

48

Наследственная изменчивость. (Генотипическая).

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

49

Место и уровни возникновения мутаций.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

50

Свойства мутаций.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

51

Фенотипическая изменчивость.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

52

Закономерности изменчивости.

Лаб. Раб. «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой».

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос. Л.Р.

53

Генетические основы эволюционной теории.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

4часа

Тема 4,3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Селекция: гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия. Сорт, порода, штамм.

54

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

55

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

56

Методы растений и животных.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос

57

Селекция микроорганизмов.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос

Всего 11часов

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

8часов

Тема 5,1. Биосфера, её структура и функции.

Биологическая продуктивность, биолог круговорот. Экологич факторы, экологич системы. Уметь анализировать видовой состав биоценозов, характеризов пищевые сети.

58

Структура биосферы.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

59

Круговорот веществ в природе.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

60

История формирования сообществ живых организмов.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Фронт опрос.

61

Биогеоценозы и биоценозы.

Л.Р. Составление схем передач веществ и энеогии. Цепи питания.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос. Л.Р.

62

Абиотические факторы среды.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

63

Интенсивность действия факторов среды.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

64

Биотические факторы среды.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

65

Взаимоотношения между организмами.

ПР.Р.Изучение и описание экосистем своей местности, взаимодействие видов.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос. Л.Р.

3часа

Тема 5,2. Биосфера и человек.

Воздействие человека на биосферу. Рациональное природопользование. Уметь применять на практике знания для решения комплекса задач охраны окруж среды.

66

Природные ресурсы и их использование.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос.

67

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

ПР.Р. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Рассказ, беседа, работа в группах, раб с учебником. Индивид опрос. П.Р.

68

Охрана природы и основы рационального природопользования.

Работа в группах, конкурс, фронт опрос.

69

Заключение

69 +1 час резерв

Итого

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс

В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:

Знать и понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Уметь

  • пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснений с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строит вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

УМК

1. Программа основного общего образования по биологии (6-9классы).

Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва. Дрофа, 2008.

2. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Учебник. Биология «Общие закономерности» 9класс. М.: Дрофа, 2010г.

3. А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2010г.

4. Методическое пособие к учебнику биология «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2004.

  1. Рабочая программа по биологии 8 класс на 2010 2011 учебный год. Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.
  2. Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
  3. Рабочая программа по биологии 10 -11 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования По биологии для 10-11 классов
  4. Рабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
  5. Рабочая программа по биологии 10 класс (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов.
  6. Рабочая программа по биологии 1

    Рабочая программа
  7. Рабочая программа по биологии для 10 класса среднего (полного) общего образования (базовый уровень

    Рабочая программа
    Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение общих основ живого, законов
  8. Рабочая программа по биологии к вступительным испытаниям

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г).
  9. Рабочая программа по биологии для 6-8 классов на 2010-2011 учебный год

    Рабочая программа
    Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году утвержденным Приказом МО РФ № 822 от 23.

Другие похожие документы..