Учебно-методический комплекс дисциплины содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов психологического факультета Специальность 020400, квалификация специалиста

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра социальной работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов психологического факультета

Специальность 020400, квалификация специалиста

Курсы 4,5 очной формы обучения (8,9 семестры)

Москва

2008

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры социальной работы

(Протокол № , от 2008 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № , от 2008 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры социальной работы, кандидат психологических наук О.А.Москвитина

Заведующий кафедрой:

кандидат психологических наук, доцент Д.А.Донцов

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 – «Социальная работа», утвержденного в 2001 г. Общее количество часов – 126.

Данный курс согласно логике построения учебных дисциплин читается после общепрофессиональных дисциплин «Психология», «Социология», «Теория социальной работы» и «Психология социальной работы». Он дополняет, обогащает и углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной работы.

Курс «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» тесно увязывается и опирается на ранее пройденный курс «Психология» и в первую очередь раздел этого курса «Психологические основы социальной работы».

Курс принадлежит к числу специальных дисциплин и рассчитан на выработку у студентов специальных знаний, выработку практически значимых умений и навыков работы, развитию специальной профессиональной компетентности (практических аспектов социальной работы). Курс принадлежит к числу практико-ориентированных. Он дополняет, обогащает и углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной работы. Являясь теоретической базой для приобретения навыков, умений и ориентиров профессиональной деятельности социальных работников, данный курс служит психологической основой работы с различными категориями населения. Курс читается в тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического, социологического, социально-педагогического циклов.

Дисциплина «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» включает 40 лекционных часов, 26 часов семинарских занятий.

В лекционных занятиях освещаются теоретические аспекты психосоциальной работы, где особое место уделяется психологическим характеристикам объектов социальной работы, а также характеристикам типов возможного реагирования в условиях стресса, фрустрации, форм дезадаптивного поведения и реакций, включая различные проявления агрессии, насилия, аутоагрессии, саморазрушающего аддитивного поведения, психоневрологические и психосоматические заболевания, межличностные конфликты и т.д.

Большое внимание уделяется также обзору современных психосоциальных технологий, психотерапевтических техник и школ, а особенно их разграничению на нозоцентрические, антропоцентрические и социоцентрические направления, что позволяет выявить специфику психосоциальной работы по сравнению с различными методами психотерапии.

На семинарских занятиях предполагается более тщательная и самостоятельная проработка студентами отдельных тем и проблем теоретического характера; отработка технологических навыков отдельных методов психосоциальной работы: социально-психологическая диагностика межличностных отношений; навыки индивидуального и семейного консультирования; технология проведения социально-психологических тренингов и других форм психосоциальной работы.

Основные цели и задачи курса.

Целью настоящего курса является формирование системных представлений о содержании и методах психосоциальной деятельности, приобретение знаний, умений, технологий и методов, позволяющих осуществлять индивидуально-психологический подход с различными категориями населения, находящимися в кризисной ситуации и характеризующимися различными формами социальной дезадаптации, а также осуществлять психосоциальную помощь в оздоровлении межличностных отношений в семейно-бытовой и производственной сферах.

К задачам курса относятся следующие задачи:

- Способствовать овладению студентами знаний, позволяющих грамотно осуществлять психосоциальную деятельность, осмысление основных подходов и концепций психосоциальной работы, описывающих разные методические и содержательные подходы к ее организации и осуществлению;

- Способствовать формированию знаний и представлений о разных формах социальной дезадаптации и патогенных реакций на различные стрессы;

- Овладение общими методами и технологиями психосоциальной работы, изучение возможностей и ограничений каждого из методов, наиболее распространенных и оптимальных ситуациях их использования;

- Осмысление особенностей психосоциальной работы в учреждениях разного типа, специфических проблем, встающих перед социальным работником;

- Осмысление взаимосвязей методов и содержания психосоциальной работы, ее взаимосвязей с психологией социальной работы, социальной психологией, психотерапевтическими техниками.

Требование к усвоению курса.

В результате изучения курса студенты получают знания:

- о содержании и объекте социальной работы, включая различные формы социальной дезадаптации клиентов и нарушений межличностных отношений в семейно-бытовой и производственной сферах;

- о содержании основных психосоциальных технологий и их месте в системе психотерапевтических школ и техник;

- общие представления об основных психотерапевтических техниках и возможном взаимодействии социального работника, практического психолога и психотерапевта;

знания о содержании и специфике психосоциальной работы в разноведомственных социальных учреждениях, центрах дневного пребывания, центрах, работающих в консультационном режиме в системе здравоохранения, Министерстве образования, социальной защиты, служб правоохранительных органов и т.д.

законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность социальных учреждений, условия труда и оплаты социальных работников, педагогов и практических психологов социальной сферы.

Наряду с теоретическими знаниями студенты овладевают навыками, методиками и технологиями психосоциальной работы, включающими:

методики социально-психологического диагностирования межличностных отношений и умение использования ее результатов в работе с клиентами;

методы и технологии проведения консультационной работы с клиентами и их семьями, учитывающие индивидуально-психологические половозрастные особенности клиентов и специфику их проблемной ситуации, характер внутрисемейных отношений;

технологии проведения групповой психосоциальной работы и социально-психологических тренингов.

Специалист должен изучить опыт:

организации и проведения психосоциальной деятельности;

практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

получения и обработки информации о системе психосоциальной деятельности.

Содержание дисциплины.

Тема 1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы

Психосоциальная работа как отрасль практической психологии, направленная на преодоление социальной дезадаптации клиента и оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. Соотношение причин внутреннего и внешнего характера, детерминирующих социальную дезадаптацию. Источники внешнего социально-психологического неблагополучия: потеря работы, близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизнедеятельности, адаптация после возвращения из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов, техногенных катастроф и т.д.

Причины внутреннего порядка, выражающиеся в деформации различных личностных структур как осознаваемого, так и неосознаваемого уровня (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сферы, нарушение процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психотравмы, комплексы).

Типы поведенческих дезадаптивных реакций на стрессоры: агрессия, насилие, аутоагрессия, аддитивное поведение, суицид, психоневрологические расстройства, психосоматические заболевания и т.д.

Проблемы семьи как объект психосоциальной работы. Человек, находящийся в кризисной ситуации как объект психосоциальной работы. Дезадаптированная личность как объект социальной работы.

Функции психосоциальной работы: диагностическая, консультационная, коррекционная, посредническая. Понятие групповой и индивидуальной психосоциальной работы. Элементы психосоциальной работы в деятельности социального работника: первичное консультирование, диагностика и посредническая деятельность при разрешении конфликтов.

Взаимодействие психосоциального работника с социальными работниками, психотерапевтами и психиатрами в процессе психосоциальной работы. Соотношение психосоциальной и социальной работы в системе социальной помощи и поддержки населения.

Тема 2. Общий обзор психосоциальных технологий и их место в системе психотерапевтических техник

Понятие о формах, методах и технологиях социальной работы.

Выделение в зависимости от сферы и области применения нозоцентрических, антропоцентрических и социоцентрических психотерапевтических методов и технологий. Психосоциальная диагностика. Методологические и этические принципы получения и интерпретации данных.

Нозоцентрическая психотерапия как ориентированная на болезненные изменения психики и применяемая в малой пограничной психиатрии; антропоцентрическая психотерапия, помогающая в решении психологических личностных проблем психически здоровой личности; социоцентрическая психотерапия, направленная на решение проблем социальной адаптации личности, на гармонизацию системы межличностных отношений, относящаяся к области психосоциальной работы.

Психокоррекционная работа как с отдельной личностью, так и с ее ближайшим окружением – специфические особенности психосоциальной работы. Общие и частные принципы и разработки коррекционных программ и критериев эффективной социальной деятельности.

Краткая характеристика основных психосоциальных технологий: индивидуальное и семейное консультирование, телефонное консультирование, различные виды социально-психологических тренингов, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрамы, психодрамы, семейная психотерапия.

Тема 3. Краткий обзор индивидуальных психотехник и психотерапевтических школ

Человек как субъект и объект психотерапевтического воздействия. Назначение и задачи психотерапевтической помощи. Психическое здоровье как способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другим, адекватно воспринимать себя, ситуацию, других, быть способным к самореализации и саморазвитию. Психологические последствия стресса, фрустрации, перенапряжения и психотерапевтическая помощь. Психотерапевтическая коррекция некоторых деформированных психологических личностных структур на осознаваемом и неосознаваемом уровнях (неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой сферы, акцентуации характера, комплексы, вытесненные в подсознании психотравмирующие факторы и т.д.)

Основные психотерапевтические школы и направления: психоаналитическое направление, основанное З.Фрейдом; аналитическая психотерапия К.Юнга; индивидуальная психотерапия А.Адлера; бихевиористическая, гуманистическая, телесноориентированная психотерапия; гештальттерапия, нейролингвистическое программирование (НЛП), трансактный анализ Э.Берна, экзистенциальная психотерапия, арттерапия, медитивные техники.

Проблемы интеграции психотерапевтических методов и психосоциальных технологий.

  1. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология гсэ. Ф. 09

    Учебно-методический комплекс
    Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
  5. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (1)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  6. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (2)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  7. Анцупов А. Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров

    Решение
    Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. - М.: ГА ВС, 1992.
  8. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2011 году содержание

    Программа
    3.1. Технологизация как ведущая тенденция развития современного общества. Технологизация образовательного процесса. Проявление технологизации в системе естественнонаучного образования.
  9. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301

    Образовательная программа
    1.1. В профессиональной образовательной программе (ПРОП) по вышеназванной специальности представлены нормативные документы, определяющие цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

Другие похожие документы..