Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей,

ПОИСК НОВЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Г.И. Большакова, кандидат социологических наук, доцент

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

Глубокие изменения, происходящие в последние годы в экономике и в жизни общества, потребовали перестройки всей образовательной системы, основой которой является переход к многоуровневой структуре образования. Сущность новых требований к подготовке высококвалифицированных кадров состоит в создании условий для их последующей эффективной профессиональной деятельности с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний.

Важнейшими направлениями интенсификации учебного процесса высшей школы являются индивидуализация обучения и развитие творческих способностей будущих специалистов. Этому способствует внедрение активных форм и методов обучения, тесная интеграция учебно-воспитательного процесса и научно-производственной работы, а также поиск новых и эффективных форм организации самостоятельной работы студентов.

Для достижения высокого уровня научно-практической подготовки будущих специалистов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации самостоятельной работы студентов с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации.

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами вуза.

Ввиду наличия различных вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в их познавательной деятельности чрезвычайно велика. Поэтому неслучайно ей уделяется большое внимание преподавателями российских вузов. Лейтмотивом всех статей и монографий о СРС является воспитание сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие привычки к напряженному интеллектуальному труду. Это считается одной из важнейших задач образования. Однако важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали бы способами их добывания, т. е. научить студентов учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями.

Самостоятельная работа студентов отличается от других видов работы тем, что студент сам ставит себе цель, для достижения которой он сам выбирает себе задание и вид работы. Самостоятельная работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе. Однако, как показывает практика, это, как правило, не случается. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы. Так, например, до 70% студентов 1-го курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания. Именно поэтому, одной из основных задач преподавателя вуза является помочь студентам в организации их самостоятельной работы.

Естественно, степень самостоятельности студента увеличивается по мере овладения знаниями и методами СРС. Человек сам и только сам должен прожить и пережить свой процесс становления, ибо в виде набора знаний опыт не передается. Только СРС прививает вкус к самообразованию. При этом важно помнить, что СРС бывает как внеаудиторной, так и аудиторной. Обычно под внеаудиторной СРС преподаватели понимают домашнюю СРС, забывая, что она может быть выполнена иногда только в читальном зале. Аудиторная СРС может выполняться на лекциях (10-15мин.), на практических и лабораторных занятиях. Задачи каждого вида СРС будут соответственно разными, но в целом преподаватель должен заранее выстроить систему СРС, учитывая все ее виды, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации (учебники, пособия, ТСО, компьютерные программы и т. п.) продумывая роль студента в СРС и свое участие в формировании необходимых студенту знаний, навыков и умений самостоятельно работать.

Важно продумать и разнообразные виды знаний, способствующих формированию необходимых будущему специалисту навыков и умений. Так, например, при работе с текстом можно дать задание не просто прочитать и пересказать его, а разнообразить задание: выделить главные мысли; что-то обосновать, сообщить, описать, охарактеризовать, определить, обсудить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить, составить план, тезисы, конспект, сделать вывод. Как видите, есть много разных видов работы с текстом и все эти виды работы развивают соответствующие умения, повышают внимательность студентов, их активность, развивают мышление.

Разнообразие СРС возможно и в технических дисциплинах. Главное тщательно все взвесить, продумать, с какой целью давать то или иное задание.

Не менее важно знать каждому преподавателю время, необходимое на выполнение студентом того или иного задания, чтобы ни занижать и не превышать норматив времени на СРС. Существуют примерные нормы СРС на выполнение курсовых работ, рефератов и домашних заданий, предусмотренных учебным планом специальностей. Они вытекают из расчета учебной нагрузки для преподавателя.

На наш взгляд, самостоятельная работа студентов может включать в себя:

  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.) и выполнение соответствующих заданий;

  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ;

  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе цикловым и комплексным экзаменам и зачетам;

  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы;

  • работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;

  • участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.;

  • участие в научной и научно-методической работе кафедр и факультетов вуза;

  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

  • другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.

Самостоятельная работа, выполняемая студентами должна, по нашему мнению, обладать следующими признаками:

  • быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;

  • представлять собой законченную разработку или законченный этап разработки, в которых раскрываются и анализируются актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности;

  • демонстрировать достаточную компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах;

  • иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость;

  • содержать определенные элементы новизны.

Самостоятельная письменная работа оформляется в соответствии с государственными стандартами и требованиями, а также с учетом дополнительных требований вуза и факультета.

Известно, что соотношение времени на аудиторную и самостоятельную работу, отводимое во всем мире, составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной работы студентов. Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов необходимо соответствующее ей учебно-методическое обеспечение, учитывающее специфику данного рода деятельности студентов и преподавателей. По нашему мнению, учебно-методические и учебные материалы должны отвечать следующим требованиям:

  • учебно-методические и учебные материалы должны включать в себя рекомендации по самостоятельной работе студентов над изучаемой дисциплиной;

  • рекомендации по самостоятельному изучению или повторению учебного материала должны включать в себя указания по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях, вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы;

  • учебные издания, разрабатываемые с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов должны включать в себя методические указания и рекомендации по самостоятельной работе и оформляться таким образом, чтобы ключевые моменты текста (дефиниции, идеи, концепции и т. п.) были выделены;

  • для формирования и совершенствования навыков самостоятельной работы студента с учебными и научными изданиями по теоретическим дисциплинам, кафедрами могут быть разработаны и предложены студентам хрестоматии по дисциплинам, дополненные вопросами, позволяющими выяснить уровень понимания студентом смысла прочитанного текста;

  • для повышения эффективности подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности кафедрами могут быть разработаны сборники ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам.

  • Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности, как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, условия и контроль. В связи с этим остановимся на условиях (материально-технических и информационно-технических), обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы.

Остановимся подробнее на таком виде самостоятельной работы студентов как контролируемая самостоятельная работа (КСР).

Как известно, в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: профессионализация, компьютеризация, гуманитаризация, индивидуализация обучения и увеличения роли СРС. В учебные планы были внесены часы на СРС под контролем преподавателя, так называемая контролируемая самостоятельная работа (КСР). (Не совсем удачное название, т.к. вся СРС должна контролироваться преподавателем, однако сохраним его, ибо в ряде новых учебных планах такой вид СРС есть).

Почему это сделано? Не в последнюю очередь потому, что лекция обеспечивает лишь 1-й уровень умственной деятельности - узнавание, и 1-й уровень знаний, знания-знакомства, а СРС гарантирует, как минимум, 2-й уровень знаний, знания-копии. Перед преподавателем ставилась задача использовать часы КСР для обучения студентов самостоятельной работе, для чего необходимо в первую очередь развить мотив их самостоятельной деятельности, чтобы СРС появилось не под внешним давлением, а в результате их внутреннего побуждения. Внутренний мотив, как мы знаем, рождается, если у человека вызваны интерес или потребность в чем-либо.

В часы КСР преподаватель направляет студента в нужное русло, т.е. создает такие условия, при которых студент знает, какие и зачем ему знания нужны, каким способом их можно приобрести, чтобы активным самостоятельным трудом, избирая по совету преподавателя более короткий и эффективный путь, добиться своей цели.

Педагогическая ценность КСР заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждого студента, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей и академической успеваемости студентов, преследуя при этом (и это главное) цель: максимально содействовать развитию индивидуальности.

При планировании и организации КСР рекомендуется выносить только тот материал, в котором студент имеет знания не ниже коэффициента 0,7, т.е. «удовлетворительно».

Результаты самостоятельной работы студентов оцениваются деканатом и кафедрами.

В качестве форм отчета о самостоятельной работе могут быть представлены:

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада на практических занятиях;

  • решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам;

  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

  • представленный текст контрольной, курсовой работы и их защита;

  • отчет о прохождении практики (дневник практики), отзыв и квалификационная характеристика за подписью руководителя базы практики и куратора практики;

  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

  • модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;

  • успешная сдача текущих курсовых, цикловых и комплексных экзаменов и зачетов, в том числе государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

  • защита выпускной квалификационной (дипломной) работы;

  • статьи, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной работы и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры или факультета.

Чрезвычайно полезно использовать в часы КСР программированные материалы и компьютерные обучающие программы. Наблюдения показывают, что, помимо индивидуализации, они, как правило, повышают интерес к предмету и обеспечивают более прочные и глубокие знания, помогают не просто научить студента учиться, а красиво учиться, без троек. В часы КСР срабатывает момент соревнования, состязания, что активизирует и дисциплинирует студента.

Интересно, на наш взгляд, высказывание Ю.М.Лотмана о создании в современном университете нового типа отношений между преподавателями и студентами: «Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа – учителей и учеников – здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т. е. когда одни ХОТЯТ учиться, а другие им ПОМОГАЮТ в этом. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования». И отношение преподавателей к студентам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

К сожалению, есть преподаватели, основная задача которых - только дисциплина и успеваемость, причем в дисциплине они видят средство воспитания, а не ее результат. Приказывая, понуждая, наказывая, поощряя, преподаватель забывает о том, что он подавляет личность студента, подавляет его инициативу, стремление, волю и добивается покорности, а вместе с тем лишь внешнего благополучия. Развитие же личности без подавления воли, без принуждения, без конкретных наказаний - это и есть педагогика сотрудничества, которую полезно использовать во всех видах взаимодействия преподавателя со студентами, в том числе и в КСР.

Как известно, в ряде учебных планов специальностей часы на КСР не предусматриваются, однако фактически осуществляется каждым преподавателем, ибо его сверхзадачей является научить студента способам самостоятельной работы. Вот почему каждый преподаватель должен четко различать задачи КСР и СРС.

Умелая организация СРС и КСР с соблюдением нормативов времени служит хорошей подготовке студентов к самообразованию, формированию творческой личности. Главное, чтобы СРС была непрерывной, многогранной, индивидуальной, чтобы студент имел право выбора самостоятельной работы и имел возможность выполнять ее, используя компьютерную технику.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов Н/Д: «Феникс», 1999.С. 224-232.

2. Вербицкий А. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. // Высш. образ. в России. 1995. №2. С.137-145.

3. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.,2003. С.165.

  1. Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. (1)

    Учебное пособие
    5; гл. 6 § 2-6; гл. 7 § 1; гл.8, 9); доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 § 1; гл. 2, 3; гл. 4 §4; гл. 6 § 7, 8, 9); проф., докт. филос.
  2. Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного
  3. «innovations in education: ways and means of their realization» Пятигорск

    Документ
    Сборник содержит материалы международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». В него вошли статьи российских и иностранных ученых, поступившие на сайт конференции в 2011 году.
  4. Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебно-методического пособия для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе»
  5. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  6. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.
  7. Информационно-ресурсный потенциал Интернета как средство организации самостоятельной работы студентов юридических специальностей

    Реферат
    § 4. Исследование отношения студентов и преподавателей юридических специальностей к использованию информационно-ресурсного потенциала Интернета в учебной деятельности 66
  8. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

    Самостоятельная работа
    М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
  9. Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей квалификации (Прудникова В. В.) Организация проведения мероприятий эстетического и патриотического воспитания студентов (Варакина Н. Е.)

    Самостоятельная работа
    К вопросу о координации усилий преподавателей и студентов в процессе профессионально-трудового воспитания в Институте маркетинга ГУУ (Душкина М.Р., Постельник А.

Другие похожие документы..