Курсовая работа по дисциплине «Финансы предприятий» на тему «Анализ использования прибыли предприятия»

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы предприятий»

на тему

«Анализ использования прибыли предприятия»

г.Москва,

2010

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия 6

1.1. Сущность и экономическое содержание прибыли 6

1.2. Особенности формирования прибыли предприятия 10

1.3. Порядок распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 16

Глава 2. Анализ распределения и использования прибыли предприятия ООО «Карлогистик» 25

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Карлогистик» 25

2.2. Анализ распределения и использования чистой прибыли на предприятии ООО «Карлогистик» 29

Заключение 33

Список используемой литературы 35

Введение

Величина прибыли складывается под воздействием многих внешних и внутренних факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим прибыль можно рассматривать как управляемый объект, который может подвергаться планированию и прогнозированию, учёту и анализу, регулированию и контролю.

Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

Ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.

Анализ прибыли предприятия позволяет обнаружить ошибки в хозяйственной деятельности, выявить резервы роста прибыли, определить тенденция дальнейшего развития, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что прибыль предприятия является основным показателем эффективности деятельности предприятия, его основной целью. Только на основе продуманной политики по формированию и распределению прибыли, предприятие может не только максимизировать прибыль, но и улучшить ее качество.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов анализа распределения и использования прибыли организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать сущность и экономическое содержание прибыли;

  • рассмотреть особенности формирования прибыли;

  • определить порядок распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

  • провести анализ распределения и использования чистый прибыли на примере конкретного предприятия (ООО «Карлогистик»);

  • подвести итоги исследования.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Карлогистик». Предметом исследования является распределение и использование прибыли.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, финансов, анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности, налоговой политики, антикризисного управления и др. В качестве эмпирической базы исследования использовались материалы периодической печати российских авторов, а также материалы ООО «Карлогистик». Анализ проводился по результатам деятельности предприятия в течение 2 лет (2008– 2009 гг.).

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия

1.1. Сущность и экономическое содержание прибыли

Экономическая сущность прибыли является сложной и дискуссионной проблемой в современной экономической теории.

С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.

С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием на конец и начало отчётного периода.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

Сущность прибыли наиболее полно выражается в её функциях.

В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли, в разных источниках насчитывают от двух до шести функций. Большинство экономистов выделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли, это:

  • функция обобщённого оценочного показателя деятельности;

  • воспроизводственная функция;

  • стимулирующая функция.

В соответствии с первой функцией прибыль характеризует результат деятельности хозяйствующего субъекта. Прибыль представляет собой итог его деятельности, который зависит от себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное – от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребностям потребителя, то есть, имеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Он, может быть достигнут, например, за счёт монопольного положения производителя.

Ещё одной функцией прибыли является воспроизводственная функция, в которой она выступает как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства.

Стимулирующая функция прибыли проявляется не только в направлении ее части на экономическое стимулирование, а связана со всем процессом формирования, распределения и использования прибыли. При этом прибыль служит как бы «узлом» взаимоувязки интересов общества, организации и отдельных работников.

Выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это результат реализации товаров и услуг. Она определяется в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и указывается в отчете о прибылях и убытках как положительная разница между доходами, определяемыми как приращение совокупной стоимости активов организации, приводящее к увеличению собственного капитала, и расходами предприятия, определяемыми как снижение совокупной стоимости активов, приводящее к уменьшению собственного капитала, признаваемыми в отчетном периоде.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Бухгалтерская прибыль как конечный финансовый результат выявляется за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Так как понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу, так и количественно, то на практике чаще всего используется понятие бухгалтерской прибыли, позволяющее более обоснованно и реалистично определить прибыль предприятия.

Но, тем не менее, показатель бухгалтерской прибыли имеет ряд недостатков, основными из которых являются:

  • допущения различных подходов, используемые предприятиями при определении доходов и расходов, приводят к несопоставимости показателей прибыли;

  • влияние инфляции не позволяет сравнивать показатели прибыли, определенные за разные отчетные периоды;

  • бухгалтерская прибыль не отражает изменение капитала организации за отчетный период.

Стремление к оценке эффективности использования капитала компании привело к активному использованию, особенно в зарубежной практике, показателя экономической прибыли.

Экономическая прибыль – результат «работы» капитала, она характеризует прирост экономической стоимости предприятия. Она может быть определена как разность между рентабельностью инвестированного капитала и проведением средневзвешенной стоимости капитала на величину инвестированного капитала.

Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли тем, что при ее расчете учитывается стоимость не только уплаты процентов по заемным средствам, как при расчете бухгалтерской прибыли, но и использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств. Таким образом, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат, или затрат отвергнутых возможностей.

Именно экономическая прибыль является критерием эффективности использования ресурсов, так как ее положительное значение характеризует превышение заработанных средств над стоимостью используемых ресурсов.

С другой стороны, количественная оценка экономической прибыли весьма условна, так как существует вероятность субъективного подхода к выбору исходной базы для расчета. Кроме того, определение экономической прибыли весьма трудоемко. Это объясняется тем, что ее расчет осуществляется в основном для компаний, чьи акции торгуются на бирже, что позволяет получить данные об изменении капитала собственников.

Но несмотря на различия между бухгалтерской и экономической прибылью, их следует использовать как взаимодополняющие показатели. Экономическая прибыль полезна для понимания сущности прибыли, бухгалтерская – для понимания логики и порядка ее практического расчета.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

  1. Курсовая работа по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему: Исследование сегментов рынка предприятия

    Курсовая работа
    Объектом исследования в работе является ОАО «ТАиМ»- специализированное предприятием по выпуску изделий тормозных систем автомобилей, автобусов, прицепов, прицепных сельскохозяйственных машин и тракторов.
  2. Работа по дисциплине «основы маркетинга» на тему: Анализ конкурентов. Факторы, влияющие на выбор охвата рынка

    Исследование
    Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов.
  3. Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» на тему: «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях»

    Курсовая работа
    В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников.
  4. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме» (1)

    Курсовая работа
    Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического
  5. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме» (2)

    Курсовая работа
    Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического
  6. Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» На тему: Экономическая диагностика финансового состояния предприятия

    Курсовая работа
    В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность.
  7. Финансы и кредит «Финансово кредитный» курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент» на тему: «Оценка эффективности инвестиционных проектов»

    Курсовая работа
    Чем выше стоимость проекта и чем больше престиж лиц, причастных к нему, тем меньше вероятность, что от него откажутся, даже если обнаружится его полная непригодность.
  8. Курсовая работа по дисциплине Экономика организации на тему: Повышение эффективности использования основных фондов

    Курсовая работа
    Переход экономики к рыночным отношениям предполагает улучшение использования различных элементов производственно-экономического потенциала страны. Несоответствие между накопленным мощным потенциалом и низким уровнем его использования
  9. Курсовая работа по дисциплине "Мировая экономика" на тему «Состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау» Работу

    Курсовая работа
    Темой настоящей курсовой работы была выбрана международная торговля лицензиями и ноу-хау. В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится всё более актуальной, в том

Другие похожие документы..