Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения Составил: Кузнецов В. И., Малахов А. Н

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Кафедра философии и истории культуры

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения

Составил: Кузнецов В.И., Малахов А.Н.

Санкт-Петербург 2009

УДК 008 М18 ББК + 71,1

Кузнецов В.И., Малахов А.Н. История культуры: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной форм обучения.

Рецензент

Кондидат истор. Наук, доцент И.И. Шкиро

Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, 2009

ЧАСТЬ 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа по истории культуры составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (редакция 2000 года). Требования стандарта не предусматривают непосредственное изучение истории культуры, но в данном варианте программы этот раздел представлен. Это сделано потому, что курс истории культуры читается в первом семестре первого курса и студенты еще не готовы к восприятию только

теоретических конструкций. Потому задача исторического раздела, - дать студентам самые краткие представления о специфике различных культур, их исторической динамике и типологии. Тем более, что в пояснительной записке государственного стандарта рекомендовано изучение курса истории культуры начинать после усвоения студентами всего комплекса гуманитарных и социально-экономических дисциплин, т.е. не ранее третьего курса. Поскольку курс истории культуры читается по существу вчерашним школьникам, исторический раздел истории культуры уместен и не противоречит государственному стандарту. Таким образом, программа, с одной стороны, учитывает требования стандарта, а с другой, поможет значительно легче усвоить учебный материал. В числе главных задач курса можно назвать:

  • познакомить с культурой как важнейшей системой общечеловеческих ценностей в материальной, духовной и художественной форме в самых разных областях человеческой деятельности;

  • дать представление о культуре как исторически изменяющейся системе ценностей и норм, их взаимосвязи во времени;

  • показать неразрывную связь культуры и философии не только в историческом контексте, но и в современном противоречивом мире;

  • рассмотреть культуру как универсальный механизм связи поколений, передачи ценностных ориентации, традиций, норм, стереотипов сознания и поведения;

  • дать представление об основных теория и методологиях исследования культуры, о понятийном аппарате истории культуры и ее месте в системе современных гуманитарных наук;

  • познакомить с важнейшими социальными задачами, которые способна решать история культуры;

  • при ознакомлении студентов с особенностями развития различных культур, показать весомую роль России в мировом культурно-историческом процессе.

Как представляется, предложенный вариант курса истории культуры поможет студентам получить достаточные для системы высшего образования знания, позволяющие приступить к изучению других дисциплин гуманитарного цикла.

ЧАСТЬ 2. Содержание дисциплины. Раздел 1. Теоретическая история культуры. Сущность культуры.

Лекция 1.- 2 ч. Культура как предмет исследования. История культуры

как наука о культуре. Понятие «культура». Человек как творец культуры.

Культура и цивилизация. История культуры как специфическая сфера

гуманитарных знаний. Функции культуры. Структура и состав

современной истории культуры.

Практическое занятие 1.

Культура как предмет анализа.

  1. Предмет и методы истории культуры.

  2. Место истории культуры в системе инженерного образования. СРС: Основные историко-культурные школы и направления. Чтение учебной литературы 1(с. 41-46). Основные сущности характеристики культуры (1. с.47-48). Структуры и функции культуры (1. с. 49-54). Дидактические единицы:

Культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры,

культурогенез, динамика культуры.

Литература:

  1. История культуры, учебник для студентов технических вузов.

  2. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие для студентов вузов. - М:2005 г.

  3. Культурология . Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор профессор А.А. — М.:1996 г.

Лекция 2. - 4 ч. Концепции истории культуры в их исторической

ретроспективе. Социокультурная история по К. Марксу. Возникновения

концепции культурно-исторических типов «Россия и Европа» в концепции

Н.Я. Данилевского и его последователей. Концепция Евразийства.

Концепции О. Шпенглера и Ф. Ницше. Развитие концепции культурно-исторических типов А. Вебером. Концепция <вызова и ответа> А. Тойнби. Культура как подавление естественного (Фрейд, К. Юнг). Игровые концепции культуры (И. Хейзинга). Концепции культуры в российской, мысли первой половины XX в. Религиозные концепции культуры в XX в. Культура в концепции постмодермизма.

Практическое занятие 2.

Типология культуры.

  1. Просветительские концепции культуры (A.M. Вольтер, Дж.Вико, Ш.Л. Монтескье, И.В. Теге, И.Г. Гердер, В. Гумбольгт, Ф.Шиллер)

  2. Вклад Г. Гегеля в теорию культуры.

  3. Культура в религиозной системе Н. Бердяева.

  4. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм)

  5. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга)

СРС: Типология культуры. Чтение учебной литературы 1(с. 56-74) Дидактические единицы: культурно-исторический тип, евразийство, философия культуры, социология культуры, антропология. Кризис культуры, концепция истории. Тип, типология, «осевое время». Литература:

  1. Культурология. Учебник для технических вузов, Н.Г. Багдасарян и др. -М.: В. шк.

  2. Торасян В.Г. История культуры . История мира и отечественной культуры: Учебное пособие для вузов. - М.2005.

  3. Культурология. Учебное пособие для вузов. Составитель и отв. Редактор профессор Радугин А.А. - М.:1996 .Гл.2

Раздел 2. Историческая культура. Типологическая история мировых культур. Лекция 3. - 2 ч. Первобытная культура. Генезис культуры как антропосоциогенез. Периодизация древнейшей культуры. Духовная культура первобытной эпохи, (мифологияф. искусство, мораль, религия). Производственные и социокультурные факторы организации общественной жизни. Первобытные культуры в современном мире. Практическое задание 3. Культура первобытной эпохи.

  1. Периодизация первобытной эпохи.

  2. Материальная и духовная культура первобытной эпохи.

  3. Первобытное искусство и религия.

СРС: Миф как форма культуры. Чтение учебной литературы (2: с. 138-154)

Дидактические единицы: Архетины культуры, миф. магия, тотелизм, анилизм, фетинизм, первобытное искусство, синкретизм, скульптура, орнамент, палеолит, мезолит. Литература:

  1. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов. А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. Под редакцией профессора А.Н. Марковой - М.: 1995

  2. Культурология. Учебное пособие под редакцией профессора Радугина А.А.-М.:1996.

  3. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие для вузов. - М.:2005

Лекция 4. - 4 ч. Культура Древнего Востока: Месопотамия и Древний Египет. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. Вавилонская культура, мифология и религия. Культура Художественная культура Древнего Востока. Практическое занятие 4.

Культура Древнего Востока: Месопотамия и Древний Египет.

  1. Социальные и мировоззренческие особенности культур Древнего Востока.

  2. Роль государства в древних культурах.

  3. Художественное и эстетическое своеобразие культуры Древнего Востока.

  4. Мифология и религия Месопотамии и Древнего Египта. СРС: Культура Месопотамии и Древнего Египта. Чтение учебной литературы (1: с. 112-140)

Дидактические единицы: культура воды, культура солнца и небесных светил, система счета, элегия, поэма, календарь, история культуры, государство, культура и природа, символы культуры, межкультурные коммуникации, культурные традиции. Культура Древнего Египта. Географические и хронологические границы. Социальные основы Древнего Египта. Особенности духовной и материальной культуры. Религия и религиозная культура. Ремесло и искусство. Литература:

1. Культурология: Учебник для вузов. Н.Г. Багдасарян и др. - М., 2002

  1. Культурология - учебное пособие под редакцией Радугина А.А. - М., 1996.

  2. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. А.И. Маркова и др. - М., 1995.

Раздел 3. Европейская культура. Лекция 5. - 4 ч. Античная культура. Периодизация античности, Античная мифология. Характерные особенности древнегреческой культуры (антропоцентризм, космологизм, состязательность, характер) основные этапы развития художественной культуры. Искусство эллинизма. Художественная культура Древнего Рима. Практическое занятие 5 - 2 ч. Античная культура мира.

  1. Античная культура как тип европейской культуры.

  2. Характерные особенности и основные этапы развития древнегреческой культуры. Культура Древнего Рима и ее особенности.

СРС: История античной культуры. Чтение учебной литературы (1: с. 181-207) и (2: с. 47-71)

Дидактические единицы: антропоцентризм, культурные ценности и нормы, философия, мировоззрение, культурная картина мира, этрусская цивилизация, великая колонизация, период республики, период империи, Тога, Атрий, антропоморфизм, амфитеатр, базилика, христианство. Литература:

  1. Культурология. Учебное пособие под редакцией профессора Радугина А.А,-М, 1996

  2. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией профессора А.Н. Марковой. - М, 1995. Гл. 4.

  3. Торосян В.Г. Культорология. История мировой и отечественной культуры. - М,2005. Гл.2

Лекция 6. - 4 ч. Средневековая культура. Исторические предпосылки появления христианства. Основы христианского язычества. Основы христианской веры. Личность и свобода в христианстве. Христианство как духовный стержень европейской культуры. Особенности научного изменения. Художественная культура Средневековья. Практическое занятие 5. Культура средневековой Европы.

  1. Исторические предпосылки христианства.

  2. Основные догматы христианской веры. Нагорная проповедь Христа.

3. Христианство и европейская культура.

СРС: Христианская религия как доминант средневековой культуры. (1: 207-243), (2: 261-265). Почему христианство стало мировой религией. Чтение учебной литературы.

Дидактические единицы: личность, свобода, символ веры, теоцентризм,

эсхателогизм, креационизм, патриотика, ересть, готика.

Литература:

  1. Культорология Курс лекций. Под редакцией профессора Радугина А.А. -М,1996. Гл. 4.

  2. Торосян В.Г. Культорология. История отечественной и мировой культуры. Учебное пособие для студентов. - М, 2005. Гл. 5.

  3. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов. Под редакцией профессора А.Н. Марковой. - М, 1995. Гл. 7

  4. Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. - М, 1998.Гл. 7

Лекция 7. - 2 ч. Культура эпохи Возрождения. Гуманизм как ценностная основа культуры Возрождения. Отношение к античной и средневековой культуре. Образование, наука и техника. Особенности художественной культуры Ренессанса. Религиозные движения этой эпохи. Практическое занятие 7 . - 2 ч. Особенности культуры Ренессанса.

  1. Социально-экономические предпосылки Ренессанса.

  2. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значения для европейской культуры.

  3. Искусство и наука этого времени.

СРС: Литература эпохи Возрождения. Чтение учебной литературы (1: с.

243-256), (2: с. 125-134), (3: с. 208-248)

Дидактические единицы: Возрождение, Рококо, реализм,

сентиментализм, романтизм, маньеризм, протестантизм, фанатизм,

геоцентризм, инквизиция, реформация, контрреформация, алхимия,

астрология.

Литература:

  1. Культурология. Курс лекций. Учебное пособие под редакцией профессора Радугина A.M. - М, 1996. Гл. 6

  2. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией профессора А.Н. Марковой. - М, 1995. Гл. 8.

  3. Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. - М, 1998. Гл. 7. Лекции 8. - 4 ч. История культуры Нового времени и эпохи Просвещения. Особенности эпохи. Основные доминанты культуры Просвещения. Особенности искусства XVIII в. Энциклопедизм. Образование и воспитание.

  1. Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

    Программа
    Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория государства и права» Направление подготовки (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права» студентам очно-заочной формы обучения направления юриспруденция по квалификации (степени) выпускника бакалавр в первом и втором семестрах.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория государства и права» Направление подготовки (3)

    Рабочая программа
  4. Учебно-методический комплекс ижевск 2011 Авторы: Богданова Е. П., зав кафедрой государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) рпа минюста России

    Учебно-методический комплекс
    Войтович В.Ю., профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений Для специальности 080504 государственное и муниципальное управление

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Демография» предназначен для преподавателей и студентов очной и заочной формы обучения Филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.
  6. Рабочая программа сд 01 Курса статистический практикум для государственных университетов Специальность: 012500 «География» Составитель: иванова светлана алексеевна

    Рабочая программа
    Специалист должен владеть статистическими методами обработки экспериментальных данных, применять статистические в социально-экономических исследованиях.
  7. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория государства и права» Направление подготовки (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права» студентам очной формы обучения направления юриспруденция по квалификации (степени) выпускника бакалавр в первом и втором семестрах.
  8. Рабочая программа по дисциплине уголовное право для специальности 030501 Юриспруденция (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВО для специальности: 030501 Юриспруденция, утвержденного 27.03.2 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры « » 2009 г.

Другие похожие документы..