Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

Жданова Светлана Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Шуя – 2009

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и акмеологии

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцент Тарасова Валентина Никифоровна

Официальные оппоненты

докторпедагогических наук,доцент Смирнова Елена Алексеевна

доктор биологических наук, профессор Баженов Юрий Иванович

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Защита состоится «16» октября 2009г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская область, г.Шуя, ул. Кооперативная, д. 24, ауд.220.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан « ___ » сентября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, Г.Е.Муравьева

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время реально стоит вопрос о сохранении жизни на земле вследствие сокращения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, повышения радиации, возникновения районов экологического бедствия и катастроф. Никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию экологически безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении социально-экологических проблем.

Свести до минимума эти неблагоприятные изменения возможно при условии осознания всеми грозящих опасностей, через формирование общественного сознания экоцентрического типа, проникновение экологических идей, знаний в жизнь общества и каждого человека, а также наличии специалистов, осуществляющих экологическое образование, которое в современных условиях все больше становится одним из приоритетных направлений в педагогике, что зафиксировано в целом ряде государственных документов, включая Закон об образовании и Экологическую доктрину РФ. Важная роль в решении данных задач отводится педагогу дошкольного образования, который в соответствии с ведущей идеей модернизации образования должен обладать определенной компетентностью. Ведь он имеет дело с детьми младшего возраста, которые в силу пластичности нервной системы быстро и в первую очередь эмоционально откликаются на влияние окружающей их природы как естественного источника красоты. А под руководством педагога дети должны осознать природу как источник жизни на Земле. Тем самым порождается потребность в становлении новой профессиональной компетентности специалиста в области дошкольного образования - экологической компетентности.

Модернизация сферы образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему дошкольного образования. Однако, понятие «экологическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема формирования экологической компетентности у специалистов сферы дошкольного образования до сих пор не получила должного обобщения и освещения в научно-педагогической литературе, хотя и является одной из важных, но малоисследованных проблем профессиональной педагогики.

Исследования в области компетентностного подхода позволили сделать вывод о том, что проблема формирования компетентности рассматривается в исследованиях различных областей научного знания − в философии, педагогике, психологии, акмеологии и др. Содержание ряда докторских диссертаций позволяет говорить о том, что вопросы формирования компетентностей находятся на стадии феноменологического накопления знаний, описания конкретных ситуаций, их типологизации, выделения взаимосвязей и закономерностей, а теоретические основы формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуют своей разработки.

В связи с этим, исследование проблемы формирования экологической компетентности специалиста ДОУ является актуальным.

В ходе теоретического анализа научных работ, нормативных документов, материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций по проблеме формирования экологической компетентности специалиста ДОУ мы выявили следующее противоречие: между необходимостью формирования экологической компетентности специалистов и неразработанностью организационно-педагогических и методических мер в теории и практике экологического образования и воспитания.

Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности процесса формирования у педагогов дошкольного образовательного учреждения экологической компетентности?

Недостаточная разработанность данной проблемы в науке и практике, определила тему диссертационной работы: «Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации».

Цель исследования заключаетсяв разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: процессповышения квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: процесс формирования экологической компетентности у специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

1) экологическую компетентность можно определить как интегрированное профессиональное качество субъекта эколого-педагогической деятельности, которое проявляется в следующих компетенциях: информационно-экологической, предметно-методической и ценностно-мотивационной;

2) модель процесса формирования экологической компетентности у специалистов дошкольного образовательного учреждения предполагает повышение их квалификации в области экологии и эколого – педагогической деятельности, экологизацию видов деятельности детей, создание экологосообразной образовательной среды, экологическое просвещение родителей и сетевое взаимодействие ДОУ с научными и другими учреждениями.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, определены следующие задачи:

  1. Определить методологические и теоретические основы исследования экологической компетентности.

  2. Уточнить специфику экологической компетентности как разновидности профессиональной педагогической компетентности, определить ее сущностные и функциональные характеристики.

  3. Раскрыть сущность экологосообразной образовательной среды и способы ее создания в ДОУ.

  4. Обосновать условия и технологии, обеспечивающие эффективность процесса формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации и эколого-педагогической деятельности с детьми и родителями.

Методологическую основу исследования составляют:

  • компетентностный подход (В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. В. Брушлинский, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. К. Селевко, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.), предполагающий формирование опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных ролей, при этом в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность человека действовать в конкретных жизненных ситуациях;

  • системный подход (А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, В.А. Сластенин, А.И. Уемов, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), ориентированный на выделение системообразующих связей и отношений;

  • деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), обеспечивающий субъектную созидательную жизнедеятельность;

  • аксиологический подход (В.Ф. Сержантов, В.В. Гречанов, В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов и др.), основанный на философском исследовании природы ценностей и ценностных ориентаций; теории, раскрывающие особенности взаимодействия природы и общества (В.И.Вернадский, Г.Д.Гачев, Э.В.Гирусов, В.П.Тугаринов, Н.Ф.Реймерс, А.Швейцер, и др.); концептуальные положения экогуманитарной парадигмы и развития экологической культуры личности (О.С.Анисимов, С.Н.Глазачев, С.С.Кашлев, О.Н.Козлова, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул и др.).

Теоретической основой исследования явились:

  • педагогические концепции экологического образования (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина и др.);

  • психологические предпосылки эффективности экологического образования (С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.);

  • основы экологического воспитания и образования дошкольников (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Печко, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и др.);

  • теоретические основы профессионального образования (Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, А.В. Беляев, Н.В. Васина, В.И. Горовая, А.А. Деркач, Л.М. Митина, Е.А. Климов, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, А.Н. Ходусов, Т.И. Шамова и др.).

Для реализации цели исследования, решения поставленных задач и про-верки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования:

1) теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных и программно-методических документов, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;

2) эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение за деятельностью педагогов и детей в процессе экологического образования, методы опроса, психологические тесты, изучение и анализ продуктов деятельности детей (рисунков), педагогический эксперимент по реализации модели формирования экологической компетентности, моделирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования.

Исследование по выявлению уровня сформированности экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений проводилось на базе МДОУ детский сад №2 г. Шуя Ивановской области, на базе Института развития образования Ивановской области. Исследованием было охвачено 60 детей старшего дошкольного возраста, 90 родителей воспитанников и 239 педагогов ДОУ.

Основные этапы исследования:

I этап (2006-2007 гг.) – изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнение научного аппарата исследования; изучение опыта по формированию экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений; осмысление основных компонентов в структуре исследования; проведение констатирующего эксперимента; работа с педагогическим коллективом по повышению квалификации в экологическом образовании.

II этап (2007-2008 гг.) – разработка и апробация модели формирования экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений в процессе повышения квалификации, выявление особенностей и условий ее формирования в ДОУ.

III этап (2008-2009 гг.) – систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, осмысление и формулировка выводов, оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором обоснованных исходных теоретико-методологических позиций; использованием разнообразных источников информации; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования; успешной апробацией основных положений исследования в эксперименте; результатами опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.Определено понятие «экологическая компетентность» как системная интегрированная характеристика специалиста ДОУ и выделена его структура, которая представлена ключевыми экологическими компетенциями: информационно-экологической, предметно-методической и ценностно-мотивационной.

2.Разработана модель процесса формирования экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений, реализация которой обеспечена комплексом педагогических условий: повышение квалификации педагогов в области экологии и эколого – педагогической деятельности, экологизация видов деятельности детей, создание экологосообразной образовательной среды, экологическое просвещение родителей и сетевое взаимодействие ДОУ с научными и другими учреждениями.

3.Обоснован диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности экологической компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в исследовании проблем экологического образования и воспитания с использованием новых философских подходов (ноосферный подход), позволяющих рассматривать существование природной среды только во взаимосвязи с отношением и деятельностью человека, и синергетический подход, который трактует процессы формирования и развития как этапы взлетов и падений, как чередование хаоса и порядка;

- в результате исследования определена и уточнена сущность понятия «экологическая компетентность специалиста ДОУ», выявлены его составляющие, представленные ключевыми экологическими компетенциями (ценностно-мотивационной, информационно-экологической и предметно-методической компетенциями), вследствие чего обогащается теория развития профессиональной педагогической компетентности;

- в постановке и решении актуальной проблемы современного профессионального образования, связанной с формированием у специалистов дошкольного образовательного учреждения готовности к осуществлению эколого-педагогической деятельности.

  1. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад школа колледж вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Джашарович педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 23 октября 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.01 в ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355029, Ставрополь, проспект Кулакова, 10.
  5. Теоретические основы формирования готовности будущего учителя к реализации единства учебной и внеучебной деятельности учащихся 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2007 г. в часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете имени Е.
  6. Программа вступительного экзамена по специальности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (2)

    Программа
    Предназначается аспирантам и соискателям высших учебных заведений для сдачи кандидатского экзамена по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.
  7. Инновационные подходы в образовании Материалы Всероссийской научно-практической молодежной конференции 20-22 октября 2011 г. Белгород 2011

    Документ
    Организаторами конференции являются: Министерство образования и науки РФ, Национальный исследовательский университет «БелГУ», факультет психологии, кафедра педагогики, научно-образовательной психолого-педагогический центр «Ресурс».
  8. Сведения о наличии основных документов образовательного учреждения

    Документ
    Принят решением конференции научно-педагогических работников и обучающихся ТГУ 28.06.200 г.; утвержден Министерством образования Российской Федерации 19.
  9. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.

Другие похожие документы..