Программа начального общего образования на 2011 -2015 годы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 866

_____________________________________________________________

«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ № 866

_______________ Н.К.Барашкова

ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

начального общего образования

на 2011 -2015 годы

(по введению ФГОС НОО)

(Рассмотрено и принято на педагогическом совете школы

«30» августа 2011 года)

МОСКВА

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи реализации ООП НОО ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3

1.2. Принципы и подходы к формированию ООП НОО ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. 3

1.3. Общая характеристика ООП НОО ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. 7

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ………………….. 14

2.1. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий». Планируемые метапредметные результаты

2.2. Планируемые результаты освоения отдельных учебных предметов, курсов .

3. Учебный план начального общего образования………………………. 26

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования…………………. 35

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Система учебников «Школа России» ………………………………………….. 57

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся………..................................................... ……………………………. 130

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………………………… 148

8. Система оценки достижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………………………………….. 152

Словарь понятий, используемых в основной образовательной программе………………………………………………………………………………… 159

Список использованной литературы……………………………………… 166

Приложения к ООП НОО

1. Рабочие учебные программы по предметным областям учебного плана

2. Рабочие программы образовательных модулей («Введение в школьную жизнь»)

3. Рабочие программы внеучебной деятельности младших школьников

4. Портфолио учителя и портфель достижения учащегося

1. Пояснительная записка

1.1. На современном этапе общество ставит перед образованием новые цели, а именно в ходе образовательного процесса современный человек должен приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми добывать знания, ставить осмысленные цели, выстраивать свою траекторию самообразования, искать и применять средства и способы решения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.

ГОУ СОШ № 866 в свете указанных ориентиров подготовила основную образовательную программу начального общего образования (далее – ООП НОО)

Эта программа разработана коллективом педагогов (Н.К.Барашкова, И.Э. Львова, А.А. Игнатова, И.С.Мосеева, Т.А.Богачева, О.В.Семушкина, Н.А.Дегтярева), родителей начальной ступени образования, рассмотрена и принята педагогическим советом общеобразовательного учреждения (далее – ОУ)1.

Программа начинает свое действие с 01.09. 2011 года и будет реализовываться в течение 4-х лет (2011- 2015 г.г.).

По мере введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) НОО и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения.

ООП НОО ГОУ средней общеобразовательной школы № 866 Южного административного округа Департамента образования г. Москвы – программный документ, на основании которого определяются содержание и организация образовательного процесса на ступени НОО.

ООП НОО составлена в соответствии со статьями 14, 15 Закона « Об образовании», приказом МО и науки РФ № 373 от 06.10.2009 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», а также на основе социального заказа родителей учащихся первой ступени образования.

1.2. В пояснительной записке конкретизированы цели реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС, раскрыты основные принципы и подходы к формированию ООП НОО и составу участников образовательного процесса ГОУ средней общеобразовательной школы № 866, дана общая характеристика программ.

Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно – нравственное, социальное, личностное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности (далее – УД), обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основной целью ООП НОО ГОУ СОШ № 866 является создание максимально благоприятных условий для создания образовательного пространства для развития личности школьника, где высокое качество образования сочетается с педагогическим учетом возможностей каждого обучающегося.

Достижение основной цели ООП НОО предполагает:

  • формирование учебной самостоятельности младшего школьника;

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение способам диалогового общения и сотрудничества;

  • расширение опыта самостоятельного выбора в различных видах деятельности с применением приобретенных знаний и способов действий в жизненных ситуациях.

Основная образовательная программа начального общего образования ГОУ средней общеобразовательной школы № 866 опирается на возрастные особенности младшего школьника.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

– смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

– формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

– выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

– эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

– приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

– усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Однако пятый год обучения, который соответствует критическому периоду в развитии ребенка, используя учебные предметные программы основной школы, продолжают реализовываться силами специалистов педагогов начальной школы. Это позволяет более спокойно перейти из одного возраста в другой (подростковый), преодолев критический возраст без дополнительных серьезных стрессов и негативных явлений.

ООП НОО реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Предусматривается возможность использования шестого дня для организации внеучебных видов деятельности младших школьников, а также организации педагогической деятельности специалистов (учителей, психологов, тьюторов, воспитателей) начальной школы.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • учебно-исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со ФГОС получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.

Задачи педагогов, решаемые в процессе реализации ООП НОО

Для достижения учащимися планируемых образовательных результатов педагоги решают следующие задачи:

– способствуют освоению ведущей деятельности;

– формируют учебную деятельность младших школьников (организовывают постановку учебных целей, создают условия для конкретизации целей учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

– создают условия для продуктивной творческой деятельности младшего школьника;

– создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщают их к общественно значимым делам.

Задачи младших школьников, решаемых в разных видах деятельности

Для достижения образовательных результатов младший школьник в процессе реализации ООП НОО решает следующие задачи:

– осваивает основы понятийного мышления;

– учится самостоятельного конкретизировать поставленные цели и ищет способы их решения;

– овладевает действиями контроля и оценки в учебной деятельности;

– осваивает коллективные формы учебной работы и преобладает социальные навыки;

– овладевает навыками самообслуживания, простыми трудовыми действиями на уроках технологии и в социальных практиках;

– приобретает опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, осваивает основные этикетные нормы.

ООП НОО ГОУ средней общеобразовательной школы № 866 строится на следующих основных подходах анализа и организации образовательного процесса.

В основе данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

ООП НОО основывается на компетентностном подходе в образовании. Понятие «компетентность» включает когнитивную и операционально-технологическую составляющие.

Понятие «компетентность» нами рассматривается в связи с понятием «компетенция» (скрытое психологическое новообразование, связанное с приобретением знаний, формированием универсальных учебных действий (далее – УУД), системой ценностей и отношений).

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011/2012 2015/2016 учебный год (3)

    Основная образовательная программа
    Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы (2)

    Основная образовательная программа
    По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинается с сентября 2010-2011 учебного года и будет реализовываться
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011/2012 2015/2016 учебный год (2)

    Основная образовательная программа
    Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    3.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011/2012 2015/2016 учебный год (1)

    Основная образовательная программа
    4.4. Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся
  6. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    3.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся
  7. Образовательная программа Начального общего образования На 2011-2015 года

    Образовательная программа
    осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет, педагогический совет, совет по введению Стандарта), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основе Примерной
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 2015 годы 2011 год

    Основная образовательная программа
    Лицензией: серия А, № 16 9 регистрационный № 2929 от 25.05.2011г., дающим право осуществлять образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
  9. Приказ №287/2 от 15. 12. 2011 Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    2.4.3. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 256

Другие похожие документы..