Рабочая учебная программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» для студентов, обучающихся по специальности

ФИЛИАЛ г. ДУБНА НОУ ВПО

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(для студентов, обучающихся по специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии»

Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент Суворова Т.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДИСЦИПЛИНЫ – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

- принятия решений в качестве будущего руководителя – специалиста по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Дисциплина БЖД ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин. Её изучение проводится в соответствии с решениями советов факультетов, как правило, на завершающем этапе формирования специалиста.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы сферы обитания; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и опасных поражающих факторов; прогнозирование и оценка ЧС; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов в ЧС и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.

В результате изучения дисциплины БЖД студент ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД; рациональные условия деятельности человека; поражающие факторы стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф с выходом в атмосферу радиоактивных веществ (РВ) и ХОВ, современных средств поражения, вредных и опасных производственных факторов; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и опасных поражающих факторов; методы прогнозирования и оценки ЧС; сигналы оповещения ГО и порядок действий населения по сигналам; порядок и содержание работ руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также их подразделений по управлению действиями подчиненных в ЧС .

Для проверки знаний и практических навыков, полученных студентами, по окончанию изучения отдельных тем проводится рубежный контроль в виде написания рефератов и контрольных работ. Изучение дисциплины завершается зачетом.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ЧС мирного и военного времени.

Лекция 1.1. Возрастание роли БЖД в современных условиях.

Роль и место БЖД в современных условиях. Взаимодействие человека со средой обитания. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Цель и содержание дисциплины БЖД, её основные задачи, место и роль в подготовке специалиста.

Законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области защиты населения, территорий и объектов экономики от ЧС.

Лекция 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Гражданская оборона.

Основные задачи и режимы функционирования РСЧС, ГО.

Структура органов РСЧС, ГО. Уровни РСЧС. Органы управления, силы и средства федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней.

Лекция 1.3. Чрезвычайные ситуации мирного времени.

Классификация ЧС. Стихийные бедствия. ЧС естественного происхождения. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Постановление Правительства РФ № 1094 от 13.09.96 г. «О классификации ЧС природного и техногенного характера».

Стихийные бедствия, характерные для региона: пожары, наводнения, ураганы, пыльные бури, оползни, снежные заносы, обледенения.

Правила поведения и действия населения при землетрясениях, наводнениях, ураганах, пыльных бурях, оползнях, пожарах, снежных заносах. Вторичные поражающие факторы.

Лекция 1.4. Вредные и опасные производственные факторы.

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные; физические, химические, биологические, психофизиологические.

Микроклимат, освещение на рабочем месте.

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды, их действие на организм человека: движущиеся машины и механизмы, высота, падающие предметы; повышенная или пониженная температура поверхностей; вибрация; шум; электрический ток, электромагнитные поля и излучения; лазерное излучение; ионизирующие излучения; запыленность и загазованность воздуха, производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение. Нормирование вредных и опасных факторов, требования охраны труда, ГОСТов.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».

Лекция 1.5. Аварии на химически опасных объектах с выходом в окружающую среду ХОВ.

ХОВ, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека. Химически опасные объекты на территории г. Ростова и Ростовской области. Категорирование ХОО и населенных пунктов по степени химической опасности.

Негативное воздействие ХОВ на среду обитания человека. Характеристика некоторых ХОВ и правила поведения людей при их воздействии.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Современные средства поражения. Ядерное оружие, его поражающие факторы, зоны разрушения, степени разрушения зданий, сооружений; возникновение и развитие пожаров в городах и на объектах экономики; зоны радиоактивного заражения. Возможные поражения людей при ядерном взрыве, способы защиты.

Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ.

Бактериологическое оружие.

Семинар Безопасность жизнедеятельности населения в ЧС.

Вопросы для обсуждения.

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

2. Стихийные бедствия, характерные для региона. Правила поведения и действия населения при СБ. Действия РСЧС при СБ.

3. Ионизирующее излучение и радиоактивное заражение. Источники радиационной опасности. Предельные допустимые дозы облучения. Воздействие ионизирующего излучения на человека.

Тема 2. Оценка обстановки при ЧС.

Радиационно-опасные объекты (РОО). Прогнозирование радиационной обстановки. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Детерминированная методика прогнозирования радиационной обстановки. Зонирование территорий при ядерном взрыве и радиационной аварии. Критерии для принятия защитных мер в районах радиоактивного загрязнения при авариях на АЭС (по опыту Чернобыля).

Фактическая радиационная обстановка. Методика расчета параметров радиационной обстановки. Решение типовых задач: приведение уровней радиации к одному времени; определение возможных доз облучения, получаемых людьми за время пребывания на загрязненной (зараженной) местности и при преодолении зон загрязнения; определение допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения (заражения).

Понятие химической обстановки. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на ХОО. Зоны заражения, очаги поражения, продолжительность химического заражения. Степени вертикальной устойчивости воздуха. Расчет параметров зоны заражения. Действия людей при аварии на ХОО.

Тема 3. Защита населения и территорий от опасностей в ЧС.

Способы защиты населения. Понятие защиты населения. Законы и подзаконные акты, нормативно-техническая документация по защите населения.

Укрытие населения в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Применение населением средств индивидуальной защиты (СИЗ). Основные мероприятия по защите населения. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Понятия рассредоточение и эвакуация. Организация рассредоточения и эвакуации. Транспортное, медицинское, материальное обеспечение. Особенности организации эвакуации при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Медицинские средства защиты (МСЗ). Порядок их использования.

Семинар: Защита населения и территорий от опасностей в ЧС.

Вопросы для обсуждения.

1. Рассредоточение и эвакуация населения.

Порядок действий студентов при полной, частичной и временной эвакуации.

2. Укрытие населения в защитных сооружениях.

3. Применение СИЗ, МСЗ.

Тема 4. Управление действиями людей в ЧС.

Лекция 4.1. Работа руководителя по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС.

Сущность устойчивости работы объекта экономики в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов.

Организация исследования устойчивости промышленного объекта.

Основные мероприятия по повышению устойчивости объекта в ЧС.

Лекция 4.2. Ликвидация последствий ЧС.

Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Виды работ.

Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.

Лекция 4.3. Управление БЖД.

Общее понятие об управлении. Управление безопасностью жизнедеятельности. Требования к управлению в ЧС. Содержание работы органа управления при подготовке к действиям в ЧС. Сбор и обработка информации. Оценка обстановки. Планирование действий. Постановка задачи исполнителям. Организация взаимодействия.

Лекция 4.4. Обучение населения действиям в ЧС.

Основы обучения по БЖД (ГО). Цели и задачи обучения. Основные нормативные и правовые акты по вопросам обучения населения по БЖД (ГО). Принципы, формы и методы обучения. Подготовка по ГО основных категорий и групп населения. Организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и

техногенного характера», Российская газета, 24.12.94г.

2. Федеральный закон «О гражданской обороне», Российская газета, 19.02.98 г.

3. ГОСТ Р 22.3.03-94. Государственный стандарт Российской Федерации.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. М., 94 г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.

5. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козъяков / под ред. С.В.Белова – М.: Высшая школа, 2005. – 606 с.

6.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под общей ред. Э. А. Арустамова. – М.: «Дашков и К0», 2002. –450 с.

7. Семехин Ю.Г., Стрелец В.Д. Безопасность жизнедеятельности. Учебное по-

собие. Ростов-на-Дону, СКАГС, 2001 г.

б) дополнительная литература:

1. Нормы радиационной безопасности НРБ-76/96. Основные санитарные пра-

вила ОСП 72/96. М., Энергоатомиздат, 1996 г.

2. Рагимов Р.Р., Стрелец В.Д. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-

методическое пособие. Ростов-на-Дону, РГУ, 2001 г.

3. Средства индивидуальной защиты. Справочник. Химия. Ленинград, 1989 г.

4. Журналы «Гражданская защита».

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

1. Влияние факторов производства на психологию труда.
2. Производственный травматизм.
3. Безопасность производств, использующих в технологических процессах химически опасные вещества (аммиак, хлор, азот, серную кислоту) и профилактика их аварийности.
4. Профессиональные заболевания работников на производственных объектах.
5. Методы и средства защиты атмосферы от техногенных загрязнений.
6. Мероприятия и средства обеспечения электробезопасности.
7. Безопасность труда на компьютеризированных рабочих местах.
8. Переработка и обезвреживание бытовых и производственных отходов.
9. Идентификация и анализ опасностей технических систем.
10. Освещение и цветовой климат в производственной среде.
11. Электромагнитные поля и излучения.
12. Акустические колебания и вибрации.
13. Источники опасностей и негативные факторы в системе «человек-машина-среда».
14. Оздоровление воздушной среды производственных помещений.
15. Защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций разных видов.
16. Транспортные аварии и их последствия.
17. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности
промышленных объектов.
18. Требования охраны труда и пожарной безопасности при проектировании промышленных предприятий.
19. Молниезащита объектов техносферы.
20. Методы и средства защиты гидросферы от производственных загрязнений.
21. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на
производстве.
22. Экономические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности.
23. Управление охраной труда в Российской Федерации.
24. Средства коллективной и индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.

25. Радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. 26. Химические негативные факторы.

27. Биологические негативные факторы.

28. Психофизические негативные факторы.

29.Основные характеристики человека, определяющие его безопасность на производстве и в среде обитания.

30. Основные направления, принципы , методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

31.Защита от механических опасностей.

32. Основы электробезопасности.

33.Защита от шума и вибраций.

34.Способы защиты от электромагнитных полей и излучений.

35.Нормирование микроклимата производственных помещений.

36.Нормирование безопасности человека в сложных метеоусловиях.

37.Производственное освещение.

38.Нормирование и классификация вредных и токсичных веществ.

39.Предупреждение химических ожогов.

40.Основы нормализации условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.

41.Классификация труда.

42.Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Титульный лист контрольной работы:

Филиал города Дубна НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Регистрационный номер (№ зачетной книжки) _________________

Выполнил(а) студент(ка) ________________________

Группы № ____________ факультета ______________________

Дисциплина __________________________________________

Тема контрольной работы ________________________________

ФИО преподавателя ____________________________________

Дата получения работы преподавателем __________

Качество выполненной работы в целом:

допущен(а) к защите ________________________

(подпись преподавателя)

не допущен(а) к защите ________________________

(подпись преподавателя)

ЗАМЕЧАНИЯ, на которые следует обратить внимание при защите контрольной работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа защищена «____» _________________________ 20____ г.

Оценка _______________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ________________________________________________________

Вопросы к зачету:

1.Основные понятия БЖД. Основы взаимодействия в системе «человек-среда обитания». Состояния взаимодействия в системе «человек-среда обитания».
2. Классификация опасностей. Естественные, техногенные, антропогенные опасности, их характеристики.
3. Потенциальные, реальные и реализованные опасности. Классификация, терминология реализованных опасностей.
4. Классификация основных форм деятельности человека. Энергетические затраты при различных формах деятельности.
5. Напряженность трудовой деятельности. Работоспособность, фазы работоспособности в течении рабочей смены. Утомление.
6. Особенности восприятия человеком сигналов из внешней окружающей среды. Воздействие опасностей и их нормирование: вредные вещества, вибрация, акустические колебания, электромагнитные поля, излучения, электрический ток.
7. Особенности психофизической деятельности человека. Взаимодействие человека и технической системы.
8. Организация трудового процесса: компоновка рабочего места, режим труда и отдыха, психологические разгрузки.
9. Охрана труда и безопасность деятельности на предприятии.
10. Источники и классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
11. Защитные мероприятия при ЧС. Ликвидация последствий ЧС.
12. Требования по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты.
13. Правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
14. Управление охраной труда: основные требования к охране труда на предприятии, расследование несчастных случаев на предприятии.
15. Государственная экспертиза условий труда.

16. Характеристика механических опасностей.

17.Правовые основы охраны труда.

18.Государственный надзор и контроль.

19. Государственная экспертиза условий труда.

20.Экспертиза промышленной безопасности .

21.Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха

22.Обеспечение безопасности производственных процессов

23.Статистика и причины пожаров.

24.Профилактика пожаров. Тушение пожаров. Огнетушащие вещества, пожарная техника, автоматические установки и первичные средства пожаротушения.

  1. Примерная программа дисциплины нормальная физиология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины - сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов, в том числе представление о закономерностях функционирования
  2. Примерная программа дисциплины судебная медицина для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    ознакомление студентов с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы, с принципами работы и делопроизводством Бюро судебно-медицинской экспертизы и его структурных подразделений;
  3. Пособие подготовлено на кафедре культурологи и социальной коммуникации, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Реклама». Удк 659. 1 (075. 8)

    Документ
    В учебном пособии изложены основы теории и практики современной рекламы. Рассматриваются комплексная природа рекламы как составной части маркетинга, а также виды, средства и потребительская аудитория рекламы.
  4. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 02. 04. 10 «Психология» (очная форма обучения) Объем занятий: всего 101 час

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие написано на основе исследований, выполненных отечественными и зарубежными психологами в области психологии общения, и представляет собой изложение основ и закономерностей построения эффективной коммуникации.
  5. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (1)

    Учебное пособие
    «Управление социальными процессами» – комплексный курс, интегрирующий философские, исторические, социологические и психологические подходы к анализу общества как социальной системы.
  6. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (2)

    Учебное пособие
    Управление социальными процессами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 7.040201 – Социология (заоч.-дистанц. форма обучения) / Е.
  7. Программа дисциплины ф. Безопасность жизнедеятельности для студентов специальности 010501 «Прикладная математика» Форма обучения очная

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 010501 «Прикладная математика»
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «биология с основами экологии» Для студентов, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Структура УМК включает пояснительную записку, тематический план, рекомендации по организации лекций, семинаров, самостоятельной работы студентов, задания по самостоятельной работе, список основной и дополнительной литературы, вопросы
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Другие похожие документы..