Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 11 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт

«Согласовано»

Руководитель МО ______/Фахрутдинова Г.М./ Протокол № 1 от «__16__» _августа_2010г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР _____/Мазитова Л.В./ «__20___» августа 2010г.

«Согласовано» Руководитель МОУ СОШ с.Березняк Кукморского муниципального района _____ /Фахрутдинов А.М./

Приказ № 116/_1 от «__21_» августа 2010г.

Рабочая программа

по химии для 11 класса

МОУ СОШ с.Березняк Кукморского муниципального района РТ

Губайдуллина Амина Магесумяновна, учитель I квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 16 августа 2010г.

2010-2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Часть ІІ. Среднее (полное) общее образование) и авторской программы И.И.Новошинского. Она определяет содержание базового уровня курса химии. Она определяет содержание базово уровня курса химии и предназначается для использования в 11 классах общеобразовательных школ.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8 – 9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохраняет преемственность в процессе обучения. Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Курс химии 11 класса обобщает, углубляет, расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природе, получить знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картине мира. Историко-научный материал дает возможность показать учащимся, что развитие науки - многовековая история становления знаний об окружающем мире. Это позволяет раскрыть значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного и общего образования по химии к уровню подготовки выпускников, которые приведены далее.

Программный материал рассчитан на: базовый уровень – 1 час в неделю/ 34 час в год.

В ходе обучения предусмотрены теоретические часы ( уроки изучения нового материала, закрепления ЗУН, систематизации и обобщения), уроки – практикумы ( практические и лабораторные работы), уроки – защиты проектов. Контроль за знаниями учащихся осуществляется при помощи самостоятельных работ, тестовых заданий, контрольных работ.

В учебной деятельности учащихся в рамках реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода широко используются нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники химической информации.

При составлении тематического планирования учтены следующие особенности методики преподавания химии:

  • Дедуктивное и индуктивное рассмотрение учебного материала;

  • Систематическая постановка и решение на уроке учебных проблем, в том числе межпредметных;

  • Выполнение заданий на сравнение, классифицирование, анализ, синтез, обобщение и т.п., помогающих овладеть логическими умениями;

  • Учет разного уровня подготовки учащихся, различия в их познавательной деятельности;

  • Составление и использование алгоритмов решения задач.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 11 КЛАССА

( БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, 1 ч. в неделю/ 34 ч. в год)

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома (3ч)

Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Изотопы.

Развитие представлений о сложном строении атома. Двойственная природа электрона. Понятие об атомных орбиталях. Форма орбиталей (s-, р-, d-орбитали). Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. Электронно-графическая формула атома. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете современных представлений. Современная формулировка периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

Демонстрации:

  1. периодическая система элементов

  2. модели электронных облаков разной формы

Химическая связь (3 ч)

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная ковалентная связь. Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Пространственное строение молекул.

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей. Степень окисления. Сравнение валентности и степени окисления.

Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ.

Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки. Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации

1. Схемы образования ковалентной связи

2. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.

3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка йода; нагревание кварца, серы и поваренной соли).

ІІ. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Химические реакции и закономерности их протекания. ( 4 ч.)

Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа), площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Катализаторы икатализ. Роль катализаторов в природе и интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации

1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).

Практическая работа № 1. Скорость химической реакции.

Лабораторный опыт 1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.

Расчетные задачи

1. Определение скорости реакции по изменению концентрации реагирующих веществ.

2. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.

Растворы. Электролитическая диссоциация. (4 ч.)

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидах(золи и гели) и их значение.. Истинные растворы.

Образование растворов. Явления, происходящие при растворении, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Электролитическая диссоциация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Степень диссоциации. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты.

Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов. Реакции ионного обмена в водном растворе.

Демонстрации

1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

3. Эффект Тиндаля

Лабораторный опыт 2. Тепловые явления при растворении.

Лабораторный опыт 3. Реакции ионного обмена в растворе.

Окислительно-восстановительные реакции. (2 ч.)

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические, химические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование.

Демонстрации

1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

2. Электролиз растворов хлорида меди и сульфата натрия или калия.

Лабораторный опыт 4. Окислительно-восстановительные реакции

Расчетные задачи: 1. Расчет массовой доли растворенного вещества.

III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

  1. Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 9 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе стандарта основного общего образования по химии и авторской программы И.И.Новошинского. Она определяет содержание курса химии и предназначена для использования в общеобразовательных школ.
  2. Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 10 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть П. Среднее (полное) общее образование) и авторской программы И.

Другие похожие документы..