Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

кафедра биологии и экологии

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

____________Шумакова А.В.

«______»___________2010 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Специальность050716.65 "Специальная психология"

с дополнительной специальностью 050715.65 Тифлопедагогика

«Разработано» «Утверждено»

______________Тинькова Е.Л. «­­­­­­­­­­­­­­­­ __» __________________

подпись дата утвердения на заседании кафедры

«Согласовано»

_____________ Слюсарева Е.С.

подпись декан факультета

Ставрополь, 2010

Пояснительная записка

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» в системе медико-биологических дисциплин занимает промежуточное место, так как основана на знаниях полученных студентами в результате изучения таких курсов как «Возрастная анатомия и физиология» и

«Основынейрофизиологии и высшей нервной деятельности». В свою очередь эта дисциплина является основой для последующего освоения студентами курса «Невропатология».

Основной целью дисциплины является продолжение формирования у студентов основ медико-биологического мировоззрения и систематизации полученных ранее знаний по этому направлению.

Представленный учебно-методический комплекс состоит из следующих разделов: I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины; II.Рабочая программа, аРРр III. Методические рекомендации для преподавателей, IV. Методические рекомендации для студентов; Приложение.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Код ГОС ВПО

Название дисциплины и дидактическое содержание

Трудоемкость по ГОС ВПО

ОПД.Ф.11

Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

100

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины изучить особенности строения органов слуха, речи и зрения, их основные физиологические функции, а так же этиологию, патогенез, клиническую картину, особенности профилактики патологический процессов в органах слуха, речи и зрения.

Основной задачей курса является знакомство студентов со строением и функциями органов слуха, речи и зрения, с динамикой процессов их формирования, современной классификацией слухоречевых, зрительных и слуховых расстройств. Их причинами, возможными механизмами отклонения в развитии.

Лекционный курс формируется с учетом современных достижений клинической анатомии и физиологии, особое внимание уделяется вопросам имеющим важное значение в разработке проблем слуховой, речевой и зрительной функций.

Представленный курс включает лекционные и семинарские занятия; отдельные вопросы курса вынесены на индивидуальное изучение. Внутрисеместровая аттестация проводится в форме тестирования.

2. Требование к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен:

знать о строении, функциях, возможных отклонениях от нормы анализаторных систем, получить сведения о мерах профилактики нарушений сенсорных систем;

уметь проводить первичное анатомо-физиологическое обследование органов слуха, речи, зрения

владеть основными диагностическими пробами для определения состояния слуха, зрения и речи

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

для специальности 05071765 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью 05071565 «Логопедия»

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

100

5

Самостоятельная учебная нагрузка

66

Аудиторные занятия

34

Лекции

22

Практические занятия (семинары)

12

Лабораторно-практические занятия

Самостоятельная работа

Курсовые работы / рефераты

Вид итогового контроля

экзамен

Тематический план

Название тем

Всего часов

лекции

Семинарские

занятия

Самостоятельная

работа

1. Введение. Понятие об анализатарах

2

4

2. Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха Анатомия и физиология слухового анализатора (переферический отдел). Возрастные особенности органов слуха.

4

2

6

3. Проводниковый и центральный отдел слухового анализатора

2

2

4

4.Краткие сведения о физических и акустических свойствах звука.

2

4

5..Развитие слуховой системы Особенности исследования слуховой функции у детей

2

6

6.Патология слухового анализатора

4

2

4

7.Краткая характеристика стойких нарушений слуха у детей. Принципы и способы компенсации нарушений слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

4

2

6

8. Периферический и центральный отделы речевого аппарата Анатомия и физиология органов речи Возрастные особенности органов речи.

2

2

4

9.Физиологические механизмы органов речи. Особенности исследования органов речи у детей.

2

2

4

10. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей

2

2

6

11. Основные вопросы офтальмологической помощи детям Анатомия и физиология зрительного анализатора (периферический отдел) с учетом возрастных особенностей детей.

2

2

4

12.Проводниковый и центральный отдел зрительного анализатора

2

2

4

13.Обработка сигналов в центральных отделах зрительной системы

2

4

14. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей.. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

4

4

6

ИТОГО

34

22

66

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» в системе медико-биологических дисциплин занимает промежуточное место, так как основана на знаниях полученных студентами в результате изучения таких курсов
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (14)

    Учебно-методический комплекс
    П Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Б. Шевченко; Бийский пед. гос.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия» (раздел «нарушения голоса. Ринолалия»)

    Учебно-методический комплекс
    Голосовая функция является важным звеном в системе коммуни­кации. Наблюдается тенденция к увеличению нарушений голоса у де­тей и взрослых. Дети с патологией голоса, не получившие своевре­менную помощь приобретают пожизненную стойкую
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» для специальности 05071665 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050717. 65"Специальная дошкольная педагогика и психология"

    Учебно-методический комплекс
    Невропатология – раздел медицинской науки, изучающей болезни нервной системы. Невропатология изучает этиологию (причины), патогенез (механизм развития болезни), симптомы поражения различных отделов центральной и периферической нервной
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» для специальности 050716. 65 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050715. 65 Тифлопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Невропатология – раздел медицинской науки, изучающей болезни нервной системы. Невропатология изучает этиологию (причины), патогенез (механизм развития болезни), симптомы поражения различных отделов центральной и периферической нервной
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» для специальности 050716. 65 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050713. 65 -сурдопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Невропатология – раздел медицинской науки, изучающей болезни нервной системы. Невропатология изучает этиологию (причины), патогенез (механизм развития болезни), симптомы поражения различных отделов центральной и периферической нервной
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» для специальности 05071665 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050715. 65"Логопедия"

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе медико-биологических дисциплин занимает ведущее место, так как является основой для формирования системы знаний в области анатомии, физиологии и патологии
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» для специальности 050716. 65 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050713. 65 -сурдопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе медико-биологических дисциплин занимает ведущее место, так как является основой для формирования системы знаний в области анатомии, физиологии и патологии

Другие похожие документы..