Программа дисциплины Социология культуры для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор программы

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программа дисциплины

Социология культуры



для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Автор программы:

Куракин Дмитрий Юрьевич

kourakine@

Одобрена на заседании кафедры Практической философии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой А.Ф. Филиппов

Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]

Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология культуры».

Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по философии;

  • Образовательной программой 030100.62 «Философия».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030100.62 «Философия», утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины

Курс нацелен на проблемно-ориентированное рассмотрение основных идей и альтернатив современной социологии культуры. Структура изложения и форма работы с материалом организованы так, чтобы прояснить, как теоретические положения и философские альтернативы реализованы в конкретных эмпирических исследованиях.

Современная социология культуры интересна тем, что на ее обширном материале важнейшие философские альтернативы превращаются в вопросы конкретных эмпирических исследований. Как формируется осмысленная мотивация человеческих действий, от экономических транзакций, до религиозных практик? Является ли сакральный опыт достоянием уходящих культур, или это универсалия социальной жизни? Связано ли искусство с особой формой восприятия, или это лишь своеобразная сфера потребления? Что первично, технический прогресс, или рационализация социальной жизни? Как между собой соотносятся насилие и социальный порядок: это противостояние, или отношения взаимного обусловливания? Какова роль и механизмы действия скрытого знания в век политкорректности?

Исходя из этого выбраны такие основные проблемные области, как ритуалы и перформансы в современной социальной жизни, политическая жизнь, интеллектуальные движения и новые формы социальной солидарности, насилие, эмоции и телесность, сакральное и современный мир, искусство, техника, история, идентичность и культурная память.

Помимо этого, курс задуман, как приглашение к исследовательской работе. Это подразумевает знакомство с исследованиями «переднего края», а также возможность непосредственного включения заинтересованных студентов в исследовательскую работу и международную научную коммуникацию.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные концепции и подходы в области социологии культуры, категории и ключевые понятия, исследовательские методы, а также основные проблемы и альтернативы, развертываемые в рамках этих подходов.

  • Уметь применять различные теории социологии культуры для объяснения явлений социальной и культурной жизни и интерпретации эмпирических кейсов, а также критически анализировать образцы научной аргументации в области социологии культуры.

  • Иметь навыки распознавания основных концепций социологии культуры в образцах научной аргументации, а также приобрести опыт построения эмпирических кейсов и их интерпретации с опорой на эти концепции и подходы.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение

использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и

экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

(формируется частично)

ОНК-1

- распознает актуальные социально-значимые проблемы в социальной и культурной жизни;

- применяет концепции и подходы социологии культуры для объяснения явлений и процессов социальной жизни и интерпретации эмпирических кейсов;

- оценивает образцы научной аргументации в научных текстах и публичных выступлениях.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и

убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

(формируется частично)

ИК-1

- демонстрирует способность представления материала;

- владеет способностью оппонирования на основе построения критической аргументации.

дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»)

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире,

ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога

(формируется частично)

СЛК-6

- распознает основные философские и культурные проблемы в конкретных эмпирических кейсах;

- представляет связи между конкретными научными объяснениями и фундаментальными философскими проблемами и альтернативами.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы

и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)

(формируется частично)

ПК-3

- распознает основные социологические подходы к анализу культуры;

- использует теоретический ресурс описаний различных концепций социологии культуры для интерпретации конкретных эмпирических кейсов;

- интерпретирует явления социальной и культурной жизни с опорой на аппарат социологии культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и

художественное творчество)

(формируется частично)

ПК-7

- распознает основные философские и культурные оппозиции в образцах научного описания искусства и массовой культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные

философские проблемы физики, математики, биологии, истории и др.)

(формируется частично)

ПК-10

- воспроизводит ключевые положения основных концепций и подходов социологии культуры;

- представляет связи между основными проблемами социологии и существующими подходами к анализу культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Знание различных методов научного и философского исследования и умение их

использовать в профессиональной деятельности

(формируется частично)

ПК-11

- распознает концепции социологии культуры и методы социологического исследования в представленных образцах научно-практической аргументации;

- использует социологические методы исследования для анализа и описания явлений и процессов культурной жизни.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными

текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

(формируется частично)

ПК-12

- демонстрирует способность подбора релевантной библиографии по выбранной теме;

- владеет профессиональной терминологией в области социологии культуры, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников;

- интерпретирует представленные образцы аргументации на предмет валидности, релевантности, логической консистентности и полноты.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общая социология;

  • Философия культуры;

  • Социальная философия;

  • История философии;

  • История зарубежной философии;

  • Онтология и теория познания;

  • История искусства;

  • История религии;

  • Английский язык;

  • Логика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Философская антропология;

  • Современные проблемы философии;

  • Научно-исследовательский семинар;

  • Курсы по выбору.

5Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Социология культуры в структуре современного гуманитарного знания

16

2

0

-

14

2

Социология культуры в концепциях социологической классики

20

4

2

-

14

3

Дюркгеймианская традиция в социологии культуры и антропологии

18

2

2

-

14

4

Т. Парсонс и его последователи в социологии культуры

18

2

2

-

14

5

«Микро-социологические» концепции культуры

9

1

1

-

7

6

Марксизм, неомарксизм, влияние психоанализа в социологии. Культурные исследования

9

1

1

-

7

7

Структурализм, семиотика, постструктурализм

18

2

2

-

14

8

Культурсоциология

36

4

4

-

28

144

18

14

-

112

  1. Программа дисциплины Общая психология для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (1)

    Программа дисциплины
    Курс «Общая психология» предназначен для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра. Читается на втором курсе в течение двух учебных модулей.
  2. Программа дисциплины Общая психология для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (2)

    Программа дисциплины
    Студент должен также владеть навыками работы с научной психологической литературой, уметь ориентироваться в различных направлениях психологической науки и практики.
  3. Программа дисциплины Общая психология для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (3)

    Программа дисциплины
    Объект психологической науки. Тождество субъекта познания и объекта познания в психологии и связанная с этим проблематика. Предмет психологии: историческое развитие и многообразие.
  4. Программа дисциплины Общая психология Для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (4)

    Программа дисциплины
    При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за работу на семинарах ОХ1, оценка за эссе ОХ2, оценка за реферат ОХ3 и оценка за экзамен ОХ4.
  5. Программа дисциплины «Социальная психология» для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор В. П. Позняков (1)

    Программа дисциплины
    Учебная дисциплина «Социальная психология» нацелена на усвоение студентами основных научных положений в области психологии общения и взаимодействия между людьми, психологических закономерностей возникновения и функционирования социальных
  6. Программа дисциплины «Социальная психология» для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор В. П. Позняков (2)

    Программа дисциплины
    Учебная дисциплина «Социальная психология» нацелена на усвоение студентами основных научных положений в области психологии общения и взаимодействия между людьми, психологических закономерностей возникновения и функционирования социальных
  7. Программа дисциплины Институциональная экономика Для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: д э. н профессор Рустем Махмутович Нуреев (1)

    Программа дисциплины
    Кузьминов Я.И., Бендукидзе К. А.,Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. Учебник. М.: ГУ-ВШЭ,
  8. Программа дисциплины Институциональная экономика Для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: д э. н профессор Рустем Махмутович Нуреев (2)

    Программа дисциплины
    Место экономической теории в системе наук. Практическое значение экономической теории. Предпосылки и этапы развития экономического знания. Роль экономических знаний в объяснении и прогнозировании экономической жизни.
  9. Программа дисциплины Институциональная экономика Для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: д э. н профессор Рустем Махмутович Нуреев (3)

    Программа дисциплины
    Развитие предмета экономической теории. Экономия – наука о воспитании достойных граждан. Политэкономия – наука о богатстве народов. Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов.

Другие похожие документы..