«Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

Тема: «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы».

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того, как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений, знаний друг о друге. На основе этого формируется взаимопонимание, которое существенно влияет в целом на характер взаимодействия педагогов и семьи, что, однако, зависит и от времени знакомства, установки на взаимодействие, длительности и интенсивности общения, от атмосферы коллектива класса и школы, от особенностей педагога и семьи, позиции родителей по отношению к школе, ребёнку.

Важно понять, какие цели объединяют педагогов, родителей и детей, как данные цели ими осознаются. На основе этого формируются взаимоотношения между педагогами и семьёй. Между родителями и педагогами могут быть деловые и личные отношения, возникающие на основе потребности в общении, положительные, индифферентные, отрицательные. От характера отношений зависит и участие родителей в делах класса, школы. При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в совместной работе, решении проблем. Это, в свою очередь, положительно влияет на развитие всех взаимодействующих сторон, отношений в семье.

Наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия. Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнёра таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения, на ту или иную ситуацию. Грамотно построенный диалог создаёт благоприятные условия для сотруднического взаимодействия педагогов и семьи.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

- единым объектом (субъектом) воспитания;

- общими целями и задачами воспитания детей;

- возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;

- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

- возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребёнка;

- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества классного руководителя с родителями является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

- обеспечение качественного образования учащихся;

- формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей. В то же время очень важно добиться понимания сути этих задач всеми участниками воспитательного процесса, а также сбалансированности действий в их решении. Главная роль при этом отводится педагогам как профессионалам в деле воспитания детей.

Взаимодействие классного руководителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Традиционные формы работы с родителями

  • родительские собрания

  • общеклассные и общешкольные конференции

  • индивидуальные консультации педагога

  • посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Виды родительских собраний:

  1. Организационные:

  • составление и утверждение планов работы;

  • избрание родительского комитета;

  • распределение общественных поручений;

  • разработка мероприятий с участием родителей

  1. Собрания по плану классного всеобуча родителей.

  2. Тематические.

  3. Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

  4. Собрания-практикумы.

  5. Итоговые и т.д.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении в семье;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями

  • тематические консультации

  • родительские чтения

  • родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.

  2. Как развить плохую память ребёнка.

  3. Единственный ребёнок в семье.

  4. К чему может привести тревожность детей.

  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

  • учитель собирает и анализирует информацию;

  • определяется список литературы по данному вопросу;

  • изучение литературы родителями;

  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:

  1. Первый год ребёнка, каким он был.

  2. Каким я вижу будущее своего ребёнка.

  3. Друзья моего ребёнка.

  4. Праздники нашей семьи.

Советы педагогам и родителям

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным

  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодейст­вие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверитель­ным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был ре­зультативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает воз­можность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоцио­нально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые зада­ния, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный об­раз», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».

Родительские тренинги — одна из дискуссионных форм общения ро­дителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Во­просы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудито­рии в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей апло­дисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодейст­вия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную куль­турную жизнь.

Встречаясь с родителями на индивидуальных консультациях, родительских конференциях, собраниях, мы видели, что многие родители хотят получить ответы по вопросам воспитания детей, и пришли к выводу, что там, где обычные лекции, индивидуальные консультации не помогают, эффективным средством может стать групповая работа с родителями.

Каковы же перспективы групповой работы с родителями?

Во-первых, эффект группового занятия позволяет снять ощущение уникальности собственных проблем.

Во-вторых, анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны, глазами других.

В-третьих, родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребенком. А это обучение становится наиболее эффективным, когда оно проводится в группе.

Идея родительской группы далеко не нова. В зарубежной психологии она давно зарекомендовала себя как эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей

Одна из главных задач психолога – ведущего, обеспечить условия конструктивной работы группы.

Во-первых, в начале, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, и не готовы к групповой работе, важно создать атмосферу эмоциональной близости участников к группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, знакомство), необходимо включить в одну из групп классного руководителя, учителя, как равноправного участника, что тоже способствует становлению доверительных отношений.

Во-вторых, внимательным выслушиванием, уточняющими вопросами побуждать участников откровенно излагать свои проблемы. Иногда получается так, что психолог, интерпретируя проблему участника, разрушает стереотипное видение проблемы и намечает творческое ее осмысление и новый подход к решению.

В-третьих, очень важно провести рефлексию, иногда итог проведенной работы, когда родители говорят о своих переживаниях, делятся впечатлениями о результативности работы.

Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении в семье;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагога и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства классного руководителя, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком в конкретной ситуации.

  1. «Участие школы в сетевом взаимодействии оу района и края как одна из задач программы развития школы»

    Документ
    Джумайло Ирина Борисовна, зам. директора по УВР МОУ СОШ №6 Каневского р-на «Участие школы в сетевом взаимодействии ОУ района и края как одна из задач программы развития школы».
  2. Советы классному руководителю, воспитателю, родителям и учителю проблемы воспитания: поиски и решения

    Документ
    Да, образование переживает в мире затяжной кризис; да, причины кризиса таятся в бездарной социокультурной политике; да, общество не понимает, не осознает степени угрозы, нарастающей вслед и параллельно дремучести его членов, но в значительной
  3. Классный руководитель в россии: страницы истории

    Реферат
    ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  4. Программа развития (на 2011-2015гг.) Адаптивная сельская школа как воспитательная система

    Программа
    Настоящая программа является преемницей программы развития ОУ 2006-2010 годов, определяет стратегию развития адаптивной воспитательной системы школы и основные направления деятельности по ее реализации с учётом изменений государственных требований.
  5. Методические рекомендации классному руководителю «Как сделать родителей своими союзниками»

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
  6. Программа деятельности классного руководителя 9-­ го класса участвующего в предпрофильной подготовке. Разработана

    Программа
    Программа представляет собой систему профориентационных мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся 8-9 классов в выборе профиля обучения. Выбор профиля обучения на третьей ступени школы - непростая задача для ученика.
  7. Задачи : определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы классного руководителя, обменяться опытом работы. Повестка дня

    Рассказ
    Задачи: определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы классного руководителя, обменяться опытом работы.
  8. Программа работы с родителями «Мы одна команда»

    Программа
    Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
  9. Анализ внеучебной воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей. Задачи воспитательной работы на новый учебный год

    Документ
    Ø Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

Другие похожие документы..