Учебно-методический комплекс по специальностям 050301 (032900) «Русский язык и литература»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РООСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра педагогики гуманитарных факультетов

«ЭТНОПЕДАГОГИКА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по специальностям

050301 (032900) «Русский язык и литература»

050302 (033000) «Родной язык и литература»

050303 () «Иностранный язык»

050401 (032600) «История»

Учебно-методический комплекс Составители:

обсужден и утвержден к.п.н., доцент Мавлеткулова Ф.Р.

на заседании кафедры к.п.н., доцент Абдрахманова М.В.

« »­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 2007г. к.п.н., доцент Салимова С.М.

Заведующий кафедрой __________д.п.н., профессор Козлова П.П.

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

I.Объем дисциплины и виды учебной работы

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

2.2. Содержание разделов дисциплины

III. Методические рекомендации по изучению дисциплины

3.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

3.2.Примерный перечень вопросов к экзамену

3.3.Примерная тематика курсовых работ и рефератов

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Рекомендуемая литература

4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

4.3.Материально-техническое обеспечение дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

I. Содержание дисциплины

1.1.Разделы дисциплины и виды занятий

1.2. Содержание разделов дисциплины

II. Планы семинарских занятий

III.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Список рекомендуемой литературы по курсу

3.2. . Средства обеспечения освоения дисциплины

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

3.4 Методические указания по самостоятельной работе студентов

3.4.1.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

3.4.2. Перечень вопросов к зачету

3.4.3. Перечень вопросов к экзамену по курсу

3.5. Тематика курсовых работ

3.6. Методические рекомендации для преподавателей

IV. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля

4.1. Тестовые задания для проверки знаний по курсу

V. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РООСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра педагогики гуманитарных факультетов

«ЭТНОПЕДАГОГИКА»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

по специальностям

050301 (032900) «Русский язык и литература»

050302 (033000) «Родной язык и литература»

050303 () «Иностранный язык»

050401 (032600) «История»

Составитель: к. п. н. доцент

Салимова С. М.

Стерлитамак 2008

ВВЕДЕНИЕ

Современная социальная ситуация обусловила и подтвердила актуальность, роль, значение этнической культуры, рост уровня этнического самосознания каждого народа, осознания родной культуры, осмысления традиций, изучения инноваций этнонациональной культуре.

В этом процессе немаловажную роль играет учитель и его уровень профессиональной готовности к формированию этнической культуры детей. Составляющими этнопедагогической культуры являются: прежде всего любовь к детям; умение синтезировать общечеловеческое достижение национальных культур, умение работать с полиэтническим коллективом школьников; знание возрастной психологии индивидуально- личностных этнических особенностей; умение использовать этнокультурные традиции восптания; умение использовать аксиологический потенциал народной педагогики; педагогический такт и соблюдение норм этикета; умение налаживать взаимодействие с семьей, умение учитывать влияние на ребенка его среды развития. Отсюда развитие этнокультуры, этнопедагогических способностей будущего учителя является одной из важнейщих задач системы вузовской одгатовки.

Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем что для успешного ведения учебно-воспитательной работы в условиях многонациональной республики необходим учет национальной психологии, местных условий, следует уделять внимание творческому использованию прогрессивного воспитательного опыта и традиций конкретного народа. Использование близкого и понятного для народа воспитательного опыта поможет значительно повысить результативность работы педагога.

Процесс воспитания нравственных качеств личности будет наиболее успешным тогда, когда подрастающее поколение будет иметь возможность пройти через восприятие наследия своего и других народов, живущих в Башкортостане, осмысление прогрессивных традиций разных народов.

В связи с этим, настоящий курс призван помочь студентам в изучении и углублении знаний в области этнопедагогики. В программу курса включены материалы, которые помогут освоить знаний и навыки по использованию народного опыта воспитания при организации учебно-воспитательной работы с учащимися.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как психология, этнопсихология, история педагогики, философия и т.д. Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как введение в педагогическую профессию, дидактика, теория воспитания.

Курс «Этнопедагогика» представлен в учебном плане в объеме 40 часов. Программа учебного курса состоит из 12 тем. Наиболее сложные темы вынесены на лекционные занятия, которые носят направляющий и структурирующий характер. Параллельно лекциям предусмотрены семинарские занятия, которые способствуют углубленному изучению тем рассматриваемых программой. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе в виде контрольных работ, рефератов.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта министерства образования РФ и РБ.

При разработке программы были использованы исследования К.Ш. Ахиярова, В. И. Баймурзиной, Г.Н. Волкова, А.И. Измайлова, П.П. Козловой, А. М, Сафина и др.

Организационно-методические указания.

Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины:формирование у студентов системы этнопедагогических знаний, готовности к этнопедагогическому осмыслению системы народного воспитания, включая окружающую действительность как педагогическое пространство и здравый смысл как стихийную, естественную идею, исходящую от народа.

Задачи дисциплины:

- формирование системы теоретических знаний в области этнопедагогики как отрасли педагогического знания;

- ознакомление с многообразием и составом этнической культуры;

- развитие у обучаемых понимания единства этнической и общечеловеческой педагогической культуры.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-методическую;

-социально- педагогическую;

-воспитательную;

- культурно- просветительную;

- развивающую.

Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности преподавателя педагогики:

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области социально-педагогической деятельности:

- проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

- организация взаимодействия родителей обучающихся и педагогов как участников образовательного процесса;

- оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

- обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации обучающихся;

в области воспитательной деятельности:

- психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

- организация субъект-субъектного взаимодействия участ­ников образовательного процесса;

воспитание обучающихся как формирование у них духов­ных, нравственных ценностей и патриотических убежде­ний на основе индивидуального подхода;

организация и проведение внеучебной деятельности;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

- организация культурного пространства образовательного учреждения;

в области развивающей деятельности:

- формирование профессиональной мотивации студентов пе­дагогических учебных заведений;

- реализация личностно-ориентированного подхода к обра­зованию и развитию 66учающихся;

Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- историю, теорию и опыт народного воспитания;

- основания этнической идентичности;

уметь:

- самостоятельно разбираться в этнопедагогических явлени­ях;

- видеть естественное присутствие этих явлений в окружаю­щей действительности, в повседневной жизни;

владеть навыками:

- этнопедагогического анализа произведений художествен­ной литературы, искусства, культуры вообще, имея в виду аксиологический аспект, равным образом и аспект эписте­мический;

- составления автобиографических, этнопедагогическихочерков (воспитание предков в воспоминаниях рода, история собственного воспитания по рассказам родителей и на основе самоанализа и др.).

I. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ИВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы.

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

60

3

Аудиторные занятия

30

3

Лекции

24

3

Практические занятия (семинары)

16

3

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

30

3

Курсовые работы / рефераты

Вид итогового контроля

зачет

  1. Учебно-методический комплекс по курсу психологи я 032900 «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
    Психология :Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии.
  2. Учебно-методический комплекс по специальностям 050301 (032900) «Русский язык и литература» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основы специальной педагогики и психологии :Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский литературный язык : учеб.-метод. компл. дисц. : спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» / сост. Г.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «лингвокультурология» для студентов 4-го курса дневного отделения специальностей 032900 «Русский язык и литература» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям 032900 «Русский язык и литература» и 050301.00 «Русский язык и литература.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «лингвокультурология» для студентов 4-го курса дневного отделения специальностей 032900 «Русский язык и литература» (2)

    Учебно-методический комплекс
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;

Другие похожие документы..