Территориальное общественное самоуправление в контексте реформирования местного самоуправления современной россии: политические аспекты

Междисциплинарность исследования предопределило обращение к теориям из разных областей научного знания, в том числе политологии, социологии, истории. Теоретической основой диссертационного исследования стали общественно-властная концепция МСУ, теория соседских сообществ, теории гражданской самоорганизации, комплекс теорий участия и теории социальной интеграции.

Методология исследования включает в себя совокупность общенаучных подходов и принципов, методы политического анализа, исторические и социологические методы.

Среди методов политического анализа наибольшее значение имела неоинституциональная методология. На ее основе проанализировано соотношение формальных и неформальных институтов функционирования ТОС, их взаимного влияния на дальнейшее институциональное развитие ТОС. Также применялся сравнительный политический анализ – предпринято сравнение ряда регионов в отношении организационно-правовых условий осуществления ТОС, условий взаимодействия с институтами власти и фактической практики участия граждан в ТОС.

На уровне прикладных методов использованы контент-анализ документов и выступлений представителей политической элиты, экспертов, руководителей и активистов органов ТОС, глубинное интервью, опрос экспертов, применен вторичный анализ результатов социологических исследований разных параметров участия населения в ТОС.

Эмпирическую основу исследования составили:

1. Документальные источники, экспертные оценки, информация с официальных сайтов органов местного самоуправления и региональной власти, публикации в СМИ, выступления представителей власти и ТОС, данные, полученные в ходе опросов, наблюдения и интервью, которые отразили фактический материал состояния ТОС в выше обозначенных регионах.

2. Результаты социологических исследований, подвергнутые вторичному анализу, в том числе исследования ГРАНС-ЦЕНТРА (И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон), Фонда «Общественное мнение», всероссийского социологического исследования по инициативе Единого общероссийского объединения МО (2007), исследования ВСМС «Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем» (2008) и др.

Научная новизна работы. Автор видит новизну полученных результатов в том, что:

- дано обоснование ТОС в качестве субъекта политико-властных отношений на местном уровне в условиях современного постреформаторского этапа развития местного самоуправления России;

- предложены модели, обобщающие региональную практику взаимодействия ТОС и органов власти;

- на основе комплексного политического анализа роли и значения ТОС в системе местного самоуправления сформулированы авторские решения по дальнейшей институционализации взаимодействия ТОС и властных структур.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из основных вопросов для местного самоуправления является так называемый общественно-властный дискурс, заостряющий внимание на роли населения, институтах участия населения в местном самоуправлении и институтах взаимодействия населения с органами власти на местах. Проблема отношений власти и населения на местах - это отражение сложной диалектики государства и общества как одного из главных вопросов развития страны.

2. Важнейшими факторами оформления институционального дизайна местного самоуправления в современной России является состояние политической системы в целом и логика выстраиваемых отношений «Центр – регионы». Реформа МСУ 2003 г. в отличие от прежних этапов реформирования планировалась и осуществлялась в условиях политики «централизованного федерализма». В качестве продолжения на местном уровне политики административной «вертикали» происходит усиление влияния региональной власти на местное самоуправление. В то же время «визитной карточкой» реформы местного самоуправления 2003 г. и условием позиционирования реформы в публичной политике являются вопросы участия населения в МСУ и приближения власти к населению. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ-131) существенно изменил организационно-правовые условия участия населения в МСУ. Таким образом, реформа воплощает попытку синтеза государственной модели МСУ, в духе которой в основном выдержана реформа, и элементов общественной теории, выраженной в активизации институтов прямой демократии в МСУ.

3. Территориальное общественное самоуправление по ряду формально-правовых признаков и фактической практике реализации существенно отличается от других форм участия населения в осуществлении МСУ, прописанных в ФЗ-131. ТОС – особая форма участия, предполагающая институционализацию отношений с органами МСУ на долгосрочной основе, что создает удобные условия для взаимодействия/диалога власти и населения.

4. Важнейшим признаком территориального общественного самоуправления является фактор территориальности. Территориальность оказывает сильное влияние на возникновение общих интересов и социальную интеграцию людей, что является питательной средой для гражданской самоорганизации и формирования гражданского лидерства. В этой связи следует говорить о включенности объединений ТОС в структуру гражданского общества и потенциальной роли ТОС как канала гражданской активности.

5. Наличие властно-политического интереса к ТОС со стороны ряда субъектов политического процесса связано с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, на уровне ТОС как посредника между властью и жителями аккумулируются значительные социальные ресурсы локальной территории. Практика показывает их широкую востребованность в ходе избирательных кампаний, легитимации политических решений, в ходе реализации вопросов местного значения, требующих привлечения добровольческих ресурсов. Во-вторых, интерес к ТОС как к теме ответственного и инициативного участия гражданина в заботе о своем месте проживания зарождается на почве ее большой социальности и гражданственности. В этой связи существуют предпосылки для разворачивания политической конкуренции по присвоению и «продвижению» темы территориального общественного самоуправления в публичной политике. Соответствующий интерес отмечается со стороны партийных структур, межмуниципальных объединений, самих органов власти.

6. Институциональная встроенность ТОС в систему местного самоуправления и фактическая его сущность как сферы независимых гражданских инициатив составляет уникальную субъектность ТОС в местных процессах. ТОС представляет собой уникальную инфраструктуру для взаимодействия населения и органов власти на местах по решению вопросов местного значения. Но выявленная двойственность ТОС на практике может оборачиваться муниципализацией ТОС и аннулированием главного достоинства ТОС – его пограничного характера между населением и властью.

7. Региональная практика осуществления ТОС сильно дифференцирована. Обобщение регионального опыта привело к выделению нескольких полярных моделей – участия ТОС в МСУ, информирования и переходную модель. Данное разнообразие, предположительно, вызвано комплексом причин. Во-первых, при унифицированном и более четком регулировании в ФЗ-131 других вопросов МСУ, в отношении форм общественного самоуправления обнаруживается недостаточная четкость нормативного регулирования. Это обстоятельство порождает многообразие нормативных и фактических практик реализации ТОС и логик взаимоотношений органов власти и ТОС на местах. Причем не только в сравнении регионов друг с другом, но и хронологически внутри одного региона. Вторая причина заключается в том, что посылаемые федеральным центром на места импульсы об активизации обратной связи между властью и населением, не встречают должной исполнительской дисциплины на нижних уровнях вертикали власти. Частые изменения муниципальных политик в отношении вопросов общественного участия, вызванные в том числе частой сменой команд на местах, дестабилизируют отношения субъектов в сфере ТОС и саму инфраструктуру участия.

8. Препятствием для дальнейшего развития общественного участия и формы ТОС является двойственная позиция органов власти, связанная с опасениями по поводу усиления гражданской активности и фактическое ее сдерживание на фоне практической заинтересованностью власти по целому ряду причин в ресурсах общественного самоуправления. В этих условиях отмечается недостаток формальных и фактических механизмов участия ТОС в обсуждении текущих и стратегических вопросов развития города. Отсутствует необходимая системность. В условиях дефицита муниципальных ресурсов предлагается последовательно внедрять новые информационные и социальные технологии, создающие условия для включенности институтов самоорганизации жителей в местное самоуправление.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты исследования позволяют всестороннее и комплексно представить тему территориального общественного самоуправления на местном уровне, отталкиваясь от ее комплексной природы – как структуры института местного самоуправления и территориальной структуры гражданского общества. Обобщение широкого круга научных источников по предмету изучения могут служить основой для дальнейшей разработки темы в отечественной науке. Изучение заявленного предмета служит развитию муниципальных исследований в отечественной политической науке как самостоятельного направления.

В исследовании представлены восемь мер, направленных на повышение уровня институционализации взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления, в том числе в части контрольных функций ТОС, а также 2 проекта («Информатизация ТОС», «Центры электронной поддержки населения (на базе кТОС г. Рязани»), направленных на повышение уровня информированности населения о правах и возможностях участия в МСУ посредством ТОС, а также выстраивании на современной информационно-коммуникационной основе отношений между ТОС и органами власти. Существенное значение данные результаты диссертационного исследования имеют для органов местного самоуправления и региональной власти, политических партий, межмуниципальных объединений, экспертных и консалтинговых структур.

Профессиональная деятельность автора позволила реализовать и другие результаты исследования в деятельности структурного подразделения администрации города Рязани, занимающегося вопросами ТОС. В числе основных следует назвать разработку (внесение изменений) муниципальных нормативно-правовых актов и исполнительно-распорядительных документов по вопросам ТОС, развитие грантового направления в деятельности ТОС.

Социальная значимость диссертационного проекта проявилась и в том, что результаты используются в деятельности самих объединений ТОС. На примере г. Рязани это нашло подтверждение на таких примерах, как: правотворческие инициативы органов ТОС в представительный орган муниципального образования г. Рязань, инициативы Ассоциации органов ТОС г. Рязани в Государственную Думу ФС РФ по внесению изменений в ст. 27 ФЗ-131, предложения по совершенствованию организации публичных слушаний в МО г. Рязань с участием объединений ТОС, предложения по оптимизации организационных и финансово-экономических основ ТОС.

Положения диссертации нашли применение в рамках преподаваемого учебного курса «Система государственного и муниципального управления» (РГРТУ, специальность «менеджер ГМУ», 5-ый год обучения). Тезисы диссертации отражены в учебном спецкурсе «Территориальное общественное самоуправление», рекомендованном решением кафедры ГМУ и ЭТ РГРТУ к преподаванию на бакалавриате по специальности «менеджер ГМУ» и планируемом в учебном году 2011-2012.

Результаты диссертационного исследования апробированы в 17-и опубликованных работах, материалах всероссийских конференций. Статьи, содержащие основные тезисы исследования, опубликованы в журналах «Социология власти», «Политика и общество» (рецензируемые ВАК).

Выводы из исследования получили апробацию в рамках ряда международных, общероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференций и круглых столов с 2005 г. по настоящее время.

Результаты диссертационного исследования нашли применение в деятельности автора, связанной с реализацией муниципальной политики в сфере ТОС и создании условий для осуществления жителями г. Рязани права на участие в ТОС. В рамках межмуниципального сотрудничества г. Рязани состоялись выступления автора по актуальным вопросам развития ТОС, в том числе:

- круглый стол делегаций г. Тамбова и г. Рязани «Актуальное состояние и перспективы развития ТОС в рамках межмуниципального сотрудничества г. Рязани и г. Тамбова» (Рязань, 16.04.2010 г.);

- всероссийский семинар «ТОС: роль и место в реализации местного управления и формировании гражданского общества» (Волгоград, 23.05.-26.05.2010 г.);

- круглый стол делегаций г. Белгорода и г. Рязани «Проблемы и перспективы развития ТОС в г. Белгороде и г. Рязани: обмен опытом» (Белгород, 6.09.-10.09.2010 г.).

Результаты исследования получили отражение в практике функционирования комитета ТОС «3 квартал микрорайона Канищево г. Рязани». Некоторые выводы получили апробацию и стали предметом обсуждения в рамках экспертной и консультационной деятельности (Фонд «Эксперты для гражданского общества» (г. Москва), Фонд развития информационной политики (г. Москва), экспертные комментарии в рамках деятельности рязанского регионального отделения Российской ассоциации политической науки).

Положения и выводы диссертации использовались в учебном процессе на факультете юриспруденции и политологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории, истории государства и права и политологии ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина» и рекомендована к защите.

Структура работы:Исследование включает в себя введение, три главы, состоящие из 6 параграфов, заключения, библиографического списка и приложения (выдержка из пояснительной записки к авторскому учебному спецкурсу «Территориальное общественное самоуправление»). Структура диссертации реализует проблемно-логический принцип. Первая глава освещает теоретико-методологические аспекты проблемы, вторая – практические вопросы участия населения и формы ТОС в контексте реформирования МСУ, третья – прикладные аспекты реализации территориального общественного самоуправления на примере ряда регионов, а также в МО г. Рязань.

  1. Справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации»

    Интернет справочник
    Бабичев Игорь Викторович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса – ст.
  2. Закону от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Закон
    "Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  3. Сборник включает учебные программы и методические материалы по циклам общепрофессиональных и дисциплин специальности по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Содержание

    Документ
    Документоведение и документационное обеспечение управления: сб. учеб. Программ и метод. материалов по специальности 032001 / ТГУ им. Г.Р.Державина, акад.
  4. Рабочая программа по дисциплине «конституционное право рф»

    Рабочая программа
    В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности «юриспруденция» по конституционному праву Российской Федерации предусмотрены такие виды занятий, как
  5. Современные стратегии развития мегаполисов и крупных городов, состоявшейся 9 10 октября 2003 года в г. Минске Минск 2003

    Документ
    Материалы конференции рассчитаны на представителей органов власти и управленческие кадры, научных работников, преподавателей вузов, дипломатов, на всех, кто интересуется вопросами экономики, управления, экологии, градостроительства и политики.
  6. Доклад комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике (1)

    Доклад
    Ключевым событием 2008 года в муниципальной сфере стало завершение подготовки к введению в действие в полном объеме Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  7. Доклад комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике (2)

    Доклад
    В целом опыт реализации муниципальной реформы оказался противоречив. С одной стороны, в ее рамках была проведена модернизация органов местного самоуправления, в большинстве регионов структуры МСУ были «приближены» к гражданам благодаря
  8. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  9. Программа обучения посвящена актуальным вопросам, стоящим перед органами местного самоуправления в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 06. (1)

    Программа
    «С 2009 года закон о местном самоуправлении будет работать в полном объёме, начнётся реализация его основной идеи – большинство вопросов жизнеобеспечения должно решаться на местном, то есть на городском и поселенческом уровне…».

Другие похожие документы..