Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного

Разрабатываемая в вузе СМК направлена на решение следующих задач:

обеспечение возможности интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию процессов менеджмента качества научных исследований и образовательных процессов;

обеспечение вовлечения сотрудников всех уровней вуза в реализацию стратегических целей СМК, определяемых политикой высшего руководства;

обеспечение документального оформления и внедрения элементов интегрированной системы СМК, соответствующих требованиям отечественных и международных стандартов;

обеспечение внутренних и внешних гарантий качества образовательных услуг и подготовки специалистов.

За прошедший период в университете проведена идентификация процессов, необходимых для эффективного внедрения СМК, установлено и документировано взаимодействие между этими процессами. Разработан проект руководства по качеству, главной идеей которого является то, что университет провозглашает своей целью непрерывное улучшение качества образования. В стадии доработки стандарты предприятия (СТП) второго и третьего уровня, имеющие большое практическое значение.

Предприняты конкретные шаги по разработке и внедрению системы качества в образование. Работа идет по программе, утвержденной ректором в начале 2004 г. За прошедший период создана организационно-методическая комиссия, рабочая группа по разработке и внедрению СМК. В значительной степени способствует работе с СМК наличие в университете двух экспертов по системам качества, а также единственный в аграрных вузах страны орган по сертификации систем качества согласно международным стандартам ISO 9000 (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.13ИК64). Область аккредитации органа очень широка, включает около 20 направлений, в том числе образовательную и научную деятельность, аптеки и ветлечебницы, издательское дело, производство и переработку с.-х. продукции и др. Рабочая группа зооинженерного факультета (сейчас - Биолого-технологического института) провела внутренний аудит учебного процесса на факультете, подготовила комплект документации, включая руководство по качеству, внутренние стандарты и базу нормативной документации. Сертификация системы качества в институте по ISO 9000 назначена на второй квартал 2007 г.

Более 10 человек прошли обучение на специальных семинарах, в том числе организуемых Рособрнадзором, и получили соответствующие сертификаты. В числе прошедших такое обучение есть проректоры, деканы, ведущие ученые университета.

Сотрудники университета принимали активное участие в работе региональных учебно- и научно-методических конференций по вопросам качества высшего аграрного образования. За отчетный период при организующей роли регионального отделения ассоциации «Агрообразование» (которое возглавляет ректор университета А.Ф. Кондратов) такие конференции состоялись в Омском ГАУ, Иркутской ГСХА, Алтайском ГАУ, а в 2006 г. в Новосибирском ГАУ. За период с 2002 по 2006 год более 150 преподавателей университета подготовили и опубликовали около 100 статей, касающихся организации внутривузовского обеспечения и контроля качества.

Гарантии качества образовательных программ обеспечиваются постоянным вниманием к стандартам и учебным планам, доработкой ООП в соответствии с современными требованиями. Университет находится в постоянном контакте с работодателями. Организована целевая контрактная подготовка специалистов для предприятий АПК области, осуществляемая с учетом запросов производства. Для ряда специальностей пересмотрен учебный график в сторону усиления практической подготовки студентов на младших курсах, планы всех учебных практик переработаны и дополнены индивидуальными заданиями с элементами исследований.

Точность процедур оценки студентов повышается с разработкой и внедрением внутренних стандартов, определяющих оценочные критерии для работы студентов. Возможность пересдачи экзамена на комиссии снижает значение субъективных факторов при оценке. Широко внедряются тестовые программы для промежуточной аттестации студентов и балльно-рейтинговая оценка знаний.

Качество преподавательского состава поддерживается конкурсной системой назначения, моральным и материальным поощрением преподавателей, активно занимающихся учебной, научной, методической и воспитательной работой. Разработан рейтинг, на основе которого производятся внебюджетные доплаты докторам наук, профессорам. Повышение квалификации является необходимым условием избрания на преподавательскую должность. Регулярно проводится анкетирование «Преподаватель глазами студента». Создан научно-образовательный комплекс, объединяющий Аграрный университет, НИИ СО РАСХН, предприятия АПК. В вузе активно работают НИИ ветеринарной генетики и селекции, НИИ животноводства, селекционный центр по свиноводству, НИИ защиты растений, что также обеспечивает интеграцию науки и образования.

Ресурсная база обучения расширяется за счет пополнения библиотечных фондов, обеспечения доступа студентов к локальным и глобальным информационным системам. Система кураторства, работающая в университете, позволяет повысить эффективность использования ресурсов.

Информационные системы, используемые в университете, охватывают весь спектр вопросов, связанных с контингентом студентов, их успеваемостью, внеучебной активностью. Материал для самообследования университета накапливается и систематизируется в подразделениях (программы «Деканат», «Учебный отдел», базы данных по практикам студентов, по результатам анкетирования студентов и т.д.)..

Особое внимание уделяется системе внутреннего аудита качества учебно-образовательного процесса, которая направлена на оценку качества реализации ГОС ВПО и уровня знаний студентов. Контроль качества включает оценку работы преподавателей и студентов. Он базируется на нормативных документах высшей школы и представляет собой систему, охватывающую все структуры университета.

На уровне ректората – это контроль выполнения требований ГОС ВПО, приказов и инструкций Минобрнауки РФ и Минсельхоза РФ, решений ученого совета университета, приказов ректора.

На уровне деканата – осуществляется анализ текущей аттестации и результатов сессий, состояния учебной дисциплины, оценка учебно-методической работы кафедр, координация работы кураторов, студенческого актива, студенческих отрядов и органов студенческого самоуправления.

На кафедральном уровне проводится текущий контроль знаний студентов и посещаемости занятий, анализируется методика преподавания и качество проводимых занятий, совершенствуются формы контроля самостоятельной работы студентов.

Результаты реализации элементов внутривузовской системы качества изложены в настоящем отчете и составляют основу его содержания.

Таким образом, в целом состояние разработки вузовский СМК можно оценить следующим образом:

- в основном работа проводилась в рамках модели самосовершенствования, с одновременной более детальной разработкой (в масштабе одного из факультетов) СМК на основе стандартов ISО 9000 – 2000 с переходом в последнее время на модель требований ENQA.

5.3. Условия, определяющие качество
подготовки специалистов (потенциал)

5.3.1. Кадры

Анализ профессорско-преподавательского состава университета показывает, что за последние 5 лет качество ППС заметно повысилось. Среди 634 преподавателей, 514 человек работают на штатной основе (81,1%), в том числе 312 сотрудников имеют ученые степени и звания (64,3%). Доля докторов наук или профессоров составляет 16,8%. Средний возраст преподавателей в университете составляет 48,5 лет.

Среди преподавателей университета 23 человека имеют почётные звания заслуженных работников или деятелей Российской Федерации, 53 человека награждены нагрудным знаком “Почётный работник высшего профессионального образования”, 10 человек являются членами различных российских, иностранных и международных академий.

Качественный рост ППС происходит как за счёт повышения квалификации собственных преподавателей, в том числе за счёт подготовки в аспирантуре и докторантуре, так и за счёт привлечения высококвалифицированных кадров со стороны.

Самая низкая доля лиц с учёными степенями и званиями у преподавателей блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин (32,2%), в то время как у преподавателей блока специальных дисциплин эта доля составляет 73,6%, блока общепрофессиональных дисциплин - 78,6%, блока математических и естественно-научных дисциплин – 64,3%.

Университет целенаправленно работает над повышением квалификации своих преподавателей. Кроме докторантуры и аспирантуры можно назвать специальные гранты для молодых учёных, институт повышения квалификации, научные конференции, семинары и т. п.

Особое внимание уделяется наиболее заслуженным учёным и преподавателям, получающим материальные льготы и моральные поощрения. В этом контексте, например, в 2001 году решением учёного совета университета было учреждено звание Почётного ректора университета, которое было присвоено И.И. Гудилину, возглавлявшему наш вуз в течение 22 лет и внесшему заметный вклад в его историю как руководитель, педагог и учёный.

Качественное и профессиональное обеспечение учебного процесса требует постоянного и системного повышения квалификации всеми преподавателями университета на протяжении их трудовой деятельности. За отчетный период по основным направления прошли повышение квалификации 2225 научно-педагогических работников НГАУ.

Ведущими преподавателями вуза совместно с коллегами из других университетов России и Германии разработаны рабочие программы курсов (72, 100, 500 часов и более), основной целью которых является повышение профессионального и педагогического мастерства сотрудников университета с учетом наиболее актуальных и значимых вопросов их профессиональной и научной деятельности.

Повышение квалификации на ФПК и ИПК в других вузах и научно-исследовательских институтах было на уровне 13-15 % от всех сотрудников, повысивших квалификацию по этой форме. Необходимо отметить, что за последние пять лет на 5% возросло количество повышений квалификаций в форме ФПК и ИПК за пределами НГАУ, в сравнении с прошлым пятилетием (менее 10%).

В форме ДПО за отчетный период приняли участие 229 человек, при этом около 40% из них составляли производственные стажировки (89). Значительная доля (25%) приходится на зарубежные стажировки. Преподаватели повышали свою квалификацию в США, Германии, Украине, Республике Беларусь, Казахстане.

За отчетный период 141 преподаватель университета участвовал в семинарах, посвященных вопросам энергоресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции на базе учхоза «Тулинское».

Преподаватели института ветеринарной медицины в сотрудничестве с ветеринарными службами области организуют ежегодно научно-практическую конференцию по проблемам ветеринарной медицины мелких домашних животных. На каждом факультете университета проводятся внутривузовские, региональные и международные научно-практические конференции, основной целью которых является обмен опытом и научными достижениями сотрудников. За 5 лет проведено 9 международных конференций. Так, НИИВГиС один раз в два года проводит международную конференцию, посвященную вопросам эколого-ветеринарной генетики и селекции сельскохозяйственных животных.

В последнее время особое внимание уделяется вопросам качества во всех сферах деятельности человека. Преподаватели НГАУ активно участвовали в семинарах «Качество высшего аграрного образования» (Иркутская ГСХА, НГАУ, Алтайский ГАУ) и «Качество и точность сельского хозяйства» (Гумбольдтский университет, ФРГ).

На базе регионального центра (РЦ) повышения квалификации научно-педагогических кадров с использованием технологии ДО по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, созданного в НГАУ и при непосредственном участии преподавателей Открытого аграрного университета (г. Москва) подготовлено 14 преподавателей-координаторов дистанционного обучения, в задачу которых входит разработка и адаптация учебных курсов по составлению электронных учебных ресурсов.

За 5 лет ежегодно основными формами повышения квалификации было охвачено в среднем около 40% преподавателей. Среднегодовой контингент обучающихся по программам ДПО за период с 2002 по 2006 годы составил в среднем 64 слушателя.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (2)

    Содержательный отчет
    ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности (3)

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Томского сельскохозяйственного института – филиалаФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет
  5. Отчет о результатах самообследования (13)

    Содержательный отчет
    КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
  6. Отчет о результатах самообследования зооинженерного факультета

    Содержательный отчет
    Зооинженерный факультет старейший из факультетов Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Формирование зооинженерного факультета происходило на базе зоотехнического факультета Московского института коневодства, переведенного в г.
  7. Отчет о результатах самообследования алтайского филиала фгоу впо «сибирская академия государственной службы»

    Содержательный отчет
    3.1. Структура подготовки специалистов. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности.
  8. Отчет о результатах самообследования специальности 030901. 65

    Содержательный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030901.65 «Издательское дело и редактирование»
  9. Отчет о результатах самообследования (10)

    Содержательный отчет
    В соответствие с решением ученого совета Челябинского института (филиала) ФГОУ ВПО «УрАГС» от 24.04.2008 (протокол № 8) о проведении самообследования деятельности вуза и приказа директора института № 84 от 28 апреля 2008 года была

Другие похожие документы..