Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного

5. Качество подготовки выпускников

5.1. Оценка качества знаний

5.1.1. Организация работы по формированию контингента студентов

В Новосибирском государственном аграрном университете создана целая система профориентационной работы с молодежью по подготовке кадров для села. В соответствии с решением ученого совета центром профориентационной работы является подготовительный факультет. Работа проводится в тесном взаимодействии с областной, районными администрациями и отделами народного образования районов .

Одним из важных элементов этой системы является функционирование специализированных классов для школьников из отдаленных сельских районов Новосибирской области на базе одной из лучших школ Октябрьского района г. Новосибирска - школы № 193.

Это уникальный и единственный опыт работы среди вузов города с сельской молодежью. При этом в сложных условиях последних лет это еще и социальный фактор. Подготовлено около 600 выпускников, ставших студентами университета. Большинство из них по окончанию Вуза вернулось в свои районы. Измененная школьная программа, высокий преподавательский потенциал школы, совместно с учеными университета позволяет в значительной степени компенсировать недостатки школьной подготовки сельской молодежи за предыдущие годы. Процент зачисления выпускников специализированных классов составляет 88-93%. Среди выпускников 2000 г. было 5 учащихся, закончивших школу с серебряной медалью.

Практикуется организация работы воскресных школ (Черепановский, Карасукский, Купинский районы, г. Новосибирск). Занятия со школьниками проводят не только учителя школ районов, но и привлекаются ведущие педагоги университета.

В университете работает целая сеть подготовительных курсов (очной и заочной формы подготовки), подготовительное отделение. Ежегодно 80-82% абитуриентов университета проходят различные формы довузовской подготовки. Для учащихся городских школ, профессионально ориентированных на получение профессий сельскохозяйственного профиля, заключены договора с руководством школ, согласно которых со школьниками проводятся дополнительные занятия с сельскохозяйственным уклоном (основы растениеводства, животноводства экономики и т.д.). Уже несколько лет на договорной системе работает школа-гимназия №113 (Октябрьский район), школа №153, 167 г. Новосибирска, малая академия ВАСХНИЛ (школа №1, Новосибирский район).

Ведущими учеными, преподавателями университета в районах области проводятся семинары с преподавателями школ и работниками народного образования. Большую профессиональную работу с сельской молодежью проводят ученые и преподаватели университета: профессора А.Ф. Кондратов, В.Л. Петухов, Г.М. Крохта, А.Н. Мармулев, И.В. Дегтяренко, В.П. Цветкова и др.

В целях дальнейшего расширения и углубления работы по профессиональной подготовке сельской молодежи, ученым советом университета принято решение об открытии представительств университета в некоторых районах области (Колыванском, Кочковском, Венгеровском, Сузунском, Куйбышевском, Татарском).

Проводимая университетом работа обеспечивает достаточно высокий конкурс при приеме в вуз, что позволяет повысить качество набора. Можно отметить, что достигнутый уровень конкурса превышает среднее его значение по аграрным вузам России.

Ректорат НГАУ совместно с кадровой службой областного департамента сельского хозяйства выступили инициаторами подготовки Постановления главы Новосибирской области «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Новосибирской области» (№465 от 10.06.2000 г.) которым определены основные подходы и плановые установки. Число зачисленных на 1 курс жителей сельской местности составляет 70 75%. По этому показателю университет занимает одно из первых мест среди аграрных вузов России.

5.1.2. Результаты контроля знаний студентов

В ходе самообследования качество знаний студентов определялось по результатом промежуточных аттестаций и контрольных работ по всем блокам дисциплин. Проверка остаточных знаний осуществлялась в виде контрольных работ, все варианты которых были заложены в экзаменационные билеты, тестовые и практические задания, теоретические вопросы, согласованные с соответствующими УМО.

По блокам гуманитарных и социально-экономических дисциплин были привлечены к опросу 941 студент 1-3 курсов (94,4%). Получены оценки отлично – 31,6%, хорошо – 46,3%, удовлетворительно – 18,3%, неудовлетворительно – 3,8%.

По блоку математических и естественно-научных дисциплин было привлечено к опросу 1047 студентов 1 - 4 курсов (95,1%). Получены оценки: отлично – 11,2%; хорошо – 31,1%; удовлетворительно – 51,2%; неудовлетворительно – 6,4%.

По блоку общепрофессиональных дисциплин было привлечено к опросу 999 студентов 2 – 5 курсов (94,1%) Получены оценки: отлично – 14,8%; хорошо – 41,0%; удовлетворительно – 37,7%; неудовлетворительно – 6,5%.

По блоку специальных дисциплин было привлечено к опросу 842 студента 3-5 курсов (94,8%). Получены оценки: отлично -24,5%; хорошо - 38,2%; удовлетворительно – 32,9%; неудовлетворительно – 4,4%.

Всего в контрольных опросах приняло участие 3830 студента 1–5 курсов, это 94,6% от кон­тингента, который планировалось опросить. Получены оценки: отлично – 20,1%; хорошо – 39,0%; удовлетворительно – 35,6%; неудовлетворительно – 5,3%.

Динамика успеваемости студентов за последние три учебных года, и данные самоаттестации незначительно отличаются, что свидетельствует об объективности оценки знаний студентов преподавателями НГАУ в процессе обучения.

Учебный год

Контингент студентов

участвующих в сессии

сдающих сессии

сдавших

на «отлично»

имеющих

задолженность

Абсолютно успевающих

2003/2004

4779

4191

647

13,5%

588

12,3%

87,6%

2004/2005

5206

4397

675

12,9%

809

15,5%

84,4%

2005/2006

5103

4219

572

11,2%

884

17,3%

82,6%

Выпускающими кафедрами ежегодно проводится большая работа по организации проведения государственной аттестации студентов.

Защита дипломных работ (проектов), в основном, осуществляется ус­пешно. По всем специальностям студенты выполняют работы творчески, показывая знания и умения по избранной специальности. Выпускающие кафедры предлагают студентам актуальные, практически значимые темы, которые востребованы производством. Показателем качества дипломных работ и проектов является выполнение исследований по заявкам предприятий; рекомендации к внедрению разработок; публикации по результатам дипломных работ в научных сборниках. По итогам работы ГАК 2001 уч. г. из общего числа дипломных работ и проектов, 65% выполнены с применением ЭВМ. Оценку уровня аттестационных работ дают ведущие специалисты – эксперты университета, включаемые в состав рецензентов выпускных работ.

В состав ГАК входят ведущие преподаватели университета. Председатели ГАК назначаются из числа профессоров вузов региона, ведущих ученых СО РАН и СО РАСХН, их кандидатуры рассматриваются на заседаниях ученого совета университета и утверждаются в Министерстве сельского хозяйства РФ. Результаты работы ГАК обсуждаются на заседаниях ученых советов факультетов.

По итогам сдачи итоговых междисциплинарных экзаменов по специальности в 2001 году получено 239 (40,2%) отличных оценок, 236 (39,7%) хороших оценок. Наиболее высокие показатели по специальностям «Технология сельскохозяйственного производства» и «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» (более 70% отличных оценок), а так же по специальности «Ветеринария» (97,3% отличных и хороших оценок).

Итоги защиты дипломных проектов и работ и сдачи государственных экзаменов по отдельным специальностям представлены в приложении 5.11.

Анализ результатов защиты дипломных проектов и работ, отчетов председателей государственных аттестационных комиссий за 2000–2001 гг. показал, что большинство проектов соответствуют требованиям современного производства, отражают основные направления и концепции развития новых технологий и техники. В проектах рассматриваются технические, экономические, экологические, правовые, организационные и научно-исследовательские вопросы по повышению эффективности использования потенциала производства и охраны окружающей среды. Выпускники экономических специальностей хорошо ориентируются в современных экономических проблемах, проблемах инвестиций, работе с ценными бумагами, производственно-коммерческой деятельности предприятий различных организационно-правовых форм. Большинство работ, выполненных студентами отличаются актуальностью и современностью решаемых вопросов.

Следует отметить, что количество дипломных проектов и работ, выполненных по заявкам предприятий, на основе которых разработаны рационализаторские предложения, с каждым годом возрастает. Не снижается уровень дипломных проектов и работ, результаты которых внедрены, в производство.

В целом качество знаний и качество подготовки выпускников по результатам самообследования и отзывам потребителей специалистов является достаточным.

5.1.3. Востребованность и трудоустройство выпускников

Отмена системы государственного распределения принципиально изменила ситуацию с трудоустройством выпускников вузов, особенно аграрных. Тяжёлое, зачастую кризисное положение многих сельхозпредприятий, низкий уровень зарплаты и невозможность обеспечения надлежащих социально-бытовых условий приводят к нежеланию выпускников ехать на село.

В этих условиях университет совместно с администрацией Новосибирской области принимает ряд мер по исправлению положения.

В университете создана группа содействия трудоустройству выпускников. Совместно с кадровой службой областного департамента АПК выясняется потребность сельхозпредприятий в специалистах, условия трудового и бытового устройства. Эта потребность доводится до сведения студентов-дипломников, с которыми проводятся собеседования с участием представителей департамента АПК, руководителей сельхозпредприятий и других заинтересованных лиц. Два года назад постановлением главы администрации Новосибирской области была введена система контрактно-целевой подготовки специалистов для АПК области. Контракт предусматривает взаимные юридические обязательства со стороны университета (подготовка специалиста по общей или специальной программе), предприятия-работодателя (трудоустройство выпускника вуза и обеспечение известной зарплаты и бытовых условий), администрации области, выступающей в роли спонсора и гаранта, и, наконец, студента, берущего на себя обязательства по обучению в вузе и дальнейшему трудоустройству на конкретном сельхозпредприятии. Кандидатуры студентов отбираются по рекомендации райсельхозуправлений и сельхозпредприятий из лиц, окончивших местные средние школы или техникумы.

В настоящее время администрация области готовит систему дополнительных мер по закреплению выпускников вузов на селе. Речь идёт, в частности, о доплатах из областного бюджета к зарплате молодых специалистов до рыночного уровня, а также о ссудах на возвратной или безвозвратной основе на приобретение жилья и имущества.

5.2. Организация внутривузовского контроля
качества подготовки специалистов

Совершенствование качества подготовки специалистов в университете идет на базе создания и отработки модели системы менеджмента качества, основанной на требованиях Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования (ENQA).

С 2004 года в НГАУ работает группа по разработке и внедрению системы менеджмента качества, охватывающей один из основных образовательных процессов – учебный. Практическая цель группы при создании системы менеджмента качества - повышение эффективности процессов вуза, поэтому важнейшей задачей является выбор критериев эффективности, их оценка и доведение результатов до всех участников процесса.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (2)

    Содержательный отчет
    ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности (3)

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Томского сельскохозяйственного института – филиалаФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет
  5. Отчет о результатах самообследования (13)

    Содержательный отчет
    КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
  6. Отчет о результатах самообследования зооинженерного факультета

    Содержательный отчет
    Зооинженерный факультет старейший из факультетов Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Формирование зооинженерного факультета происходило на базе зоотехнического факультета Московского института коневодства, переведенного в г.
  7. Отчет о результатах самообследования алтайского филиала фгоу впо «сибирская академия государственной службы»

    Содержательный отчет
    3.1. Структура подготовки специалистов. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности.
  8. Отчет о результатах самообследования специальности 030901. 65

    Содержательный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030901.65 «Издательское дело и редактирование»
  9. Отчет о результатах самообследования (10)

    Содержательный отчет
    В соответствие с решением ученого совета Челябинского института (филиала) ФГОУ ВПО «УрАГС» от 24.04.2008 (протокол № 8) о проведении самообследования деятельности вуза и приказа директора института № 84 от 28 апреля 2008 года была

Другие похожие документы..