Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного

4. Содержание подготовки специалистов

4.1 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ, ПЛАНОВ И РАБОЧИХ ПРОГРАММ

Базой для разработки основных образовательных программ (ООП) подготовки специалистов являлись государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 2000 - 2001 гг.. На базе ГОС ВПО университет самостоятельно разрабатывал ООП, в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников. При разработке основной профессиональной образовательной программы деканаты, учебно-методические комиссии и кафедры особое внимание уделяли следующим вопросам:

- определению наименования и содержания учебных курсов, устанавливаемых вузом. Программы этих курсов содержат требования к уровню знаний и умений выпускников (аналогичные содержащимся в ГОС ВПО), освоивших эти курсы. При этом дисциплины по выбору студента могут быть ориентированы как на удовлетворение его общеобразовательных потребностей, так и на получение конкретных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности;

- учету национальных и региональных особенностей в подготовке специалистов, которые определяются университетом как дисциплины вузовского компонента по тематике соответствующих циклов и в объемах соответствующих ГОС и отражаются в рабочих программах дисциплин;

- обеспечению ритмичной работы студентов в течение всего времени обучения, исключению их учебной перегрузки;

- осуществлению практической подготовки студентов в обстановке реальных производственных условий;

- формирование программ итоговой государственной выпускников.

В настоящее время подготовка специалистов по всем направлениям и специальностям осуществляется по ООП, разработанным в соответствии с ГОС ВПО 2000-2001 г. При формировании ООП для каждой специальности разработаны деканатами, проанализированы учебным отделом и утверждены Ученым советом университета рабочие учебные планы.

На основании предварительного анализа рабочих учебных планов, выполненного в Информационно методическом центре по аттестации образовательных учреждений (ИМЦА, г. Шахты), деканатами была проведена их корректировка в соответствии с сделанными замечаниями.

При очередной проверке рабочих учебных планов в ИМЦА в 2006 г. было получено заключение, свидетельствующее о полном их соответствии государственным образовательным стандартам высшего образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников.

Рабочие учебные планы включают обязательный минимум содержания соответствующей образовательной программы по циклам дисциплин.

Для всех специальностей в университете в содержание цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин входят философия, иностранный язык, культурология, история, право, социология, политология, психология и педагогика, экономика и физическая культура общей трудоемкостью около 1800 часов.

Анализ планов показал, что в них, согласно ГОС ВПО предусмотрены две и более дисциплин по выбору студентов (ДПВС) и, как правило, несколько специализаций. Их посещение в пределах конкретных учебных планов определяются студентами. Такой подход позволяет студентам реально участвовать в формировании своей программы обучения в соответствии с их интересами. ДПВС позволяют включить в учебный процесс предметы, формирующие умения и навыки критического анализа как общенаучных, так и профессионально ориентированных циклов. Наличие курсов по выбору позволяет как обогатить содержание образования вузовскими компонентами, так и предоставить студенту некоторую свободу выбора дисциплин. Возможность выбора специализации направлена на углубление подготовки по интересующему студента направлению в пределах существующей специальности.

В реализуемых учебных планах предусмотрено 19 - 23% на изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла; 13 - 24% – на изучение дисциплин математического и естественнонаучного цикла; 13 - 26 % — на изучение общепрофессиональных дисциплин; 28 - 42% – на изучение специальных дисциплин.

В университете разработаны и утверждены учебные планы подготовки специалистов по дневной, очно-заочной и заочной формам обучения.

Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, составляет 54 часа в неделю в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Объем обязательных аудиторных занятий не превышает в среднем 27 часов в неделю. В указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и военной подготовке. Количество экзаменов и зачетов в сессию не превышает 10, курсовых проектов и работ – в семестре не более двух. Продолжительность семестра 9-20 недель: на 1-2 курсе – 15-20 недель, а на старших курсах – 9-17 недель в зависимости от специальности. Продолжительность практики и каникул по каждой специальности соответствует ГОС ВПО.

Учебно-методическим советом университета подготовлены унифицированные требования к форме и содержанию рабочих программ дисциплин, в которых предусматриваются следующие разделы:

  • Требования ГОС к обязательному минимуму содержания программы;

  • Ссылку на типовую программу УМО, взятую за основу при разработке рабочей программы;

  • Цели и задачи учебной дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП специальности

  • Требования к уровню освоения дисциплины (иметь представление, знать, уметь)

  • Количественную характеристику дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом (объём по видам учебной работы);

  • Содержание программы, структурированное по видам учебной работы;

  • Виды и формы текущего, промежуточного и итогового контроля, оценки остаточных знаний по дисциплине;

  • Виды активных методов и форм обучения;

  • Планирование самостоятельной работы студентов по видам, трудоемкости работы и формам отчетности в соответствии с нормативами, утвержденными ученым советом факультета;

  • Методическое обеспечение самостоятельной работы;

  • Список основной (учебники и учебные пособия) и дополнительной литературы по дисциплине(в том числе (справочная). Количество рекомендуемых источников не ограничивается, но, как правило, указывается литература, доступная для использования (имеющаяся в библиотеке университета).

Анализ профессионально-образовательных программ, их федеральный и региональный компонент (с учетом содержания и объема часов), учебных планов по блокам дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных, общепрофессиональных и специальных), перечня и объема каждого блока, практической подготовки, учебной нагрузки студентов, а также учебных рабочих программ дисциплин показывает, что содержание подготовки выпускников соответствует требованиям ГОС ВПО.

4.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Учебно-методическое обеспечение профессиональных образовательных программ достигается путем формирования учебно-методических комплексов по специальностям (основные образовательные программы - ООП) и по дисциплинам (УМКД).

Содержание и формы документации этих комплексов утверждены методическим советом. В составе УМКД помимо рабочих программ содержатся:

  • Типовые программы (для дисциплин включенных в ГОС);

  • Учебники, учебные пособия с грифом МСХ, УМО изданные ППС кафедры;

  • Тексты проблемных лекций;

  • Методические разработки и материалы по проведению лабораторно-практических и др. видов занятий (практикумы, методические указания задачи, деловые игры и др.);

  • Словари терминов - должны быть даны определения всех основных встречающихся в курсе изучения дисциплины терминов;

  • Методические рекомендации для преподавателей, указывающие на средства, методы обучения, применение которых наиболее эффективно при освоении тем;

  • Методические рекомендации по выполнению: контрольных работ, рефератов, курсовых работ (проектов), учебной практики (составляется в случае, если данные виды работ предусмотрены программой курса);

  • Методические материалы для контроля знаний (текущего, промежуточного, итогового) - контрольные вопросы, билеты, тесты, остаточных знаний при самоаттестации - тесты;

  • Методические материалы по самостоятельной работе (сборники задач, указания, задания), рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения домашних заданий);

  • Сведения об обеспеченности студентов учебной и методической литературой (форма сведений унифицирована для всех кафедр).

  • Перечни иллюстративных материалов (рисунки, фотографии, графики, таблицы);

  • Перечни с кратким содержанием видео- аудиоматериалов;

  • Компьютерные программы;

  • Направления НИРС, темы дипломных проектов;

  • Перечни специализированных аудиторий, учебно-лабораторного оборудования.

Учебно-методическая литература, рекомендованная в качестве обязательной, соответствует перечню основной литературы, указанной в типовых программах УМО. Недостаток литературы центральных изданий преподавательский состав кафедр восполняет изданием собственных методических разработок. Их количество динамично возрастает, особенно за последние 5 лет. На каждой кафедре имеется библиотека специальной литературы, необходимой как для освоения базовых дисциплин, так и дисциплин специализаций, курсов по выбору.

За отчетный период преподавателями университета разработано и издано: 2002 г. - 26 учебных пособий ( 142 п.л.), из них 7 с грифами УМО и МСХ (67, 35 п.л.); 2003 г. – 1 учебник (37 п.л.), 54 учебных пособий (327,1 п.л.) из них 16 с грифами УМО и МСХ РФ (142, 23); 2004 г. – 2 учебника (38,4), 38 учебных пособий (314,1) из них 8 с грифами УМО и МСХ РФ (150,1); 2005 г. - 1 учебник (26,75 п.л.), 61 учебное пособие (327,77 п.л.) из них 18 с грифами УМО и МСХ РФ (127, 25 п.л.); 2006 г. – 6 учебников (85,7 п.л.), 46 учебных пособий (265,1 п.л.) из них 10 с грифами УМО и МСХ РФ (87, 95 п.л.). Других учебно-методических разработок подготовлено и издано 642 (методических указаний, лекций, тестов и др.).

Основными источниками учебной, учебно-методической и научной информации являются: библиотечный фонд университета, учебно-методические фонды кафедр, которые комплектуются как за счет учебников и учебных пособий, выпускаемых центральными издательствами, так и за счет внутривузовских изданий.

Тематика комплектования библиотечного фонда соответствует основным задачам, стоящим перед вузом: обеспечение информационной базы учебного процесса, специализаций, открытие новых специальностей, внедрение новых технологий обучения.

Единый фонд университета составляет 508240 единиц хранения. Общее количество учебной и учебно-методической литературы 263750  экземпляров, научной 214001, художественной 20086, зарубежных изданий 1856, редкий фонд 1020.

Годовая подписка на периодические издания состоит из 120 названий журналов и газет. Общее количество названий подписных изданий по профилю вуза с учетом всех подразделений составляет 152 комплекта. Общая площадь библиотеки 1 096 м2.

Коллектив библиотеки ведет работу над электронным вариантом картотеки диссертаций и систематической картотеки статей (более 1000 записей).

Подготовлен электронный вариант именного библиографического указателя научных трудов А.Ф. Кондратова и Р.А. Цильке.

С 2000 г. отдел комплектования проводит работу над созданием электронного каталога и электронного варианта картотеки книгообеспеченности. Библиотека НГАУ подключена к общеуниверситетской сети, а также имеет выход в Интернет.

В отраслевом аспекте фонд имеет широкий выбор научной, учебной, директивной, справочной, периодической, энциклопедической литературы, по всему комплексу гуманитарных и социально-экономических, математических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин вуза. Новой литературой оперативно комплектуются читальные залы, в которых представлен наиболее широкий репертуар литературы, используемой при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ. Ежегодно читальный зал посещает более 40000 читателей и выдается около 135000 изданий.

Объем работы в помощь учебному и научному процессам вуза характеризуют следующие показатели: ежегодно книговыдача составляет 795 000 экземпляров, организуется более 100 книжных выставок, создаются тематические подборки книг по всем учебным дисциплинам. Значительно возрос объем выдачи ксерокопий статей из научно-теоретических журналов по экономике, праву, отраслям сельского хозяйства.

Источниками комплектования являются: центральные и региональные книжные издательства, крупные книготорговые фирмы, а также книгообмен с профильными вузами. Существенная доля в пополнении и оперативном обновлении книжного фонда принадлежит учебным, учебно-методическим пособиям, методическим указаниям, разработанным и выпущенным учеными НГАУ. За последние 5 лет в НГАУ выпущено 67 монографий, 235 учебников и учебных пособий, в том числе с грифом УМО-66, сборников научных трудов 51, рекомендаций производству 44.

Объем новых поступлений в фонда библиотеки за последние 5 лет увеличился на 43034 (табл. 4.15).

В целом учебный процесс НГАУ обеспечен необходимой литературой по всем дисциплинам гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, общепрофессионального и социального блоков. Количественный показатель книгообеспеченности студентов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам равен 0,65. По блоку математических и естественнонаучных дисциплин: книгообеспеченность достаточно полная и составляет 1,1. По блоку общепрофессиональных и специальных дисциплин коэффициент обеспеченности литературными источниками составляет соответственно 0,82 и 0,95.

4.3. Компьютерное оснащение образовательной и
организационно-управленческой деятельности

Университет уделяется большое внимание внедрению современных информационных технологий (ИТ) в учебный процесс. Для обеспечения широкого использования вычислительной техники, локальных компьютерных сетей, мировых информационных систем для получения более качественного и современного высшего образования, а также в связи с расширением выполняемых функций, в 1997 г. вычислительный центр был преобразован в Центр информационных технологий (ЦИТ) и разработана программа развития ИТ в университете.

В структуре Центра информационных технологий выделено 5 отделов (Отдел телекоммуникаций, Отдел программного обеспечения, Отдел сопровождения учебного процесса, Отдел консультаций, Отдел информационно-технологического обслуживания подразделений).

В соответствии с программой развития ИТ в вузе была построена единая локальная сеть объединяющая все корпуса и структурные подразделения НГАУ.

В настоящее время количество ПЭВМ в университете составляет 648 единиц, в том числе 18 серверов, 26 компьютерных класса. На ПЭВМ используется операционные системы Windows (9х, 2000, ХР, 2003), UNIX, Linux.

Локальная компьютерная сеть соединила все корпуса университета и обеспечивает обмен информацией со скоростью от 2 до 100 Мбит/сек. При этом около 80% пользователей сети имеют доступ к Интернет.

Университет имеет бюджетный и коммерческий каналы доступа к Интернет. Университет имеет свой сайт (http://www.nsau.edu.ru), официальный адрес электронной почты (rector@nsau.edu.ru).

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (2)

    Содержательный отчет
    ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности (3)

    Содержательный отчет
    о результатах самообследования деятельности Томского сельскохозяйственного института – филиалаФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет
  5. Отчет о результатах самообследования (13)

    Содержательный отчет
    КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
  6. Отчет о результатах самообследования зооинженерного факультета

    Содержательный отчет
    Зооинженерный факультет старейший из факультетов Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Формирование зооинженерного факультета происходило на базе зоотехнического факультета Московского института коневодства, переведенного в г.
  7. Отчет о результатах самообследования алтайского филиала фгоу впо «сибирская академия государственной службы»

    Содержательный отчет
    3.1. Структура подготовки специалистов. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности.
  8. Отчет о результатах самообследования специальности 030901. 65

    Содержательный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030901.65 «Издательское дело и редактирование»
  9. Отчет о результатах самообследования (10)

    Содержательный отчет
    В соответствие с решением ученого совета Челябинского института (филиала) ФГОУ ВПО «УрАГС» от 24.04.2008 (протокол № 8) о проведении самообследования деятельности вуза и приказа директора института № 84 от 28 апреля 2008 года была

Другие похожие документы..