Рабочая программа учебной дисциплины "электрический привод" Цикл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ИЭЭ)
___________________________________________________________________________________________________________

Направление подготовки: 140400 «Электроэнергетика и электротехника»

Профили подготовки: Электроснабжение

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД"

Цикл:

Профессиональный

Часть цикла:

Вариативная

дисциплины по учебному плану:

ИЭЭ; Б3.26.7А

Часов (всего) по учебному плану:

108

Трудоемкость в зачетных единицах:

3


8 семестр


Лекции

15 час

8 семестр

Практические занятия

15 час

8 семестр

Лабораторные работы

15 час

8 семестр

Расчетные задания

25 час самостоятельной работы

8 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

63 час

Экзамены

Не предусмотрены

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрены

Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является формирование у студентов необходимых знаний и умений по современному электрическому приводу, что позволит им решать теоретические и практические задачи в их профессиональной деятельности.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • участвовать в работе над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и отдельных их компонентов (ПК-8);

  • участвовать в исследовании объектов и систем электроэнергетики и электротехники (ПК-38);

  • применять методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники (ПК-43);

  • способностью выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов (ПК-44).

Задачами дисциплины являются

  • создать у студентов правильное представление о сущности происходящих в электрических приводах процессов преобразования энергии и о влиянии требований рабочих машин и технологий на выбор типа и структуры электропривода;

  • научить студентов самостоятельно выполнять простейшие типовые расчеты по анализу движения электроприводов, определению их основных параметров и характеристик, оценке энергетических показателей работы;

  • научить студентов самостоятельно проводить элементарные лабораторные исследования электрических приводов;

  • сформировать у студентов правильное представление о влиянии электропривода, особенно с полупроводниковыми преобразователями, на сети электроснабжения.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Электроснабжение» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Теоретические основы электротехники», «Электрические машины», «Приемники и потребители электроэнергии».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучении специальных дисциплин профиля «Электроснабжение» модуля «Электроэнергетика» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника».

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • назначение, элементную базу, характеристики и регулировочные свойства электроприводов с двигателями постоянного и переменного тока (ФГОС ВПО);

  • математическое описание, схемы включения, основные возможности электроприводов постоянного и переменного тока и их влияние на сети электроснабжения.

Уметь:

  • применять, эксплуатировать и производить выбор электрических аппаратов, машин, электрического привода (ФГОС ВПО);

  • использовать приближенные методы расчета и выбора основных элементов электрических приводов (ПК-2);

  • проводить типовые лабораторные испытания электрических приводов (ПК-44);

Владеть:

  • методами расчета, анализа и конструирования электроэнергетического и электротехнического оборудования и систем (ФГОС ВПО);

  • навыками проведения стандартных испытаний электроэнергетического и электротехнического оборудования и систем (ФГОС ВПО).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов

п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)

Лк

Пр

Лаб

Сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Вводная часть

2

8

1

-

-

1

2

Электроприводы c двигателями постоянного тока

21

8

3

3

4

11

Контрольная работа

3

Электроприводы c асинхронными двигателями

45

8

5

7

7

26

Контрольная работа

4

Электроприводы c синхронными двигателями

5

8

1

-

-

4

Тест на характеристики синхронных двигателей

5

Динамические режимы электроприводов

11

8

2

2

-

7

Контрольная работа

6

Схемы управления электроприводов

13

8

2

1

4

6

Контрольная работа

7

Энергетика электропривода

9

8

1

2

-

6

Тест на знание основных энергетических показателей

Зачет

2

8

-

-

-

2

Собеседование

Итого:

108

15

15

15

63

4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

8 семестр

1.Вводная часть

Электроприводназначение,определение, структура, состав, применение электропривода в современных технологиях. Общие требования к электроприводу. Уравнения механического движения. Механические характеристики электродвигателя и нагрузки. Энергетические режимы электрических машин и их связь с механическими характеристиками. Статическая устойчивость.

2.Электроприводы с двигателями постоянного тока

Типы электроприводов постоянного тока. Схемы включения. Основные уравнения. Статические характеристики. Энергетические режимы. Основные способы регулирования координат и их показатели. Допустимая нагрузка. Замкнутые системы регулирования координат электропривода.

3.Электроприводы с асинхронными двигателями

Простые модели асинхронного электропривода. Типы. Уравнения. Характеристики. Энергетические режимы. Допустимая нагрузка. Основные способы регулирования координат. Электрические преобразователи в электроприводе. Полупроводниковые преобразователи: напряжения, частоты, принципы построения.

4.Электроприводы с синхронными двигателями

Типы синхронных приводов. Основные характеристики. Синхронный двигатель как компенсатор реактивной мощности. Применение электроприводов с синхронными двигателями.

5. Динамические режимыэлектропривода

Динамика электропривода без учета индуктивности обмоток двигателя при питании от сети. Уравнения, характеристики переходных процессов. Динамика электропривода без учета индуктивности обмоток двигателя в системе управляемый преобразователь–двигатель. Понятие о динамических режимах электроприводов с учетом индуктивности обмоток двигателя. Примеры.

6. Схемы управления электроприводов

Принципы релейно-контакторных схем управления электроприводами. Типовые узлы релейно-контакторных схем. Схемы пуска и торможения. Формирование пусковых и тормозных характеристик в замкнутых системах электропривода.

7.Энергетика электропривода

Потери мощности и энергии в установившихся и динамических режимах. Основные методы и средства энергосбережения в электроприводе. Влияние электроприводов, особенно с полупроводниковыми преобразователями, на сети электроснабжения.

4.2.2. Практические занятия

8 семестр

№ 1. Расчет и построение электромеханических и механических характеристик двигателей постоянного тока. Построение пусковой диаграммы. Расчет сопротивлений добавочных резисторов.

№ 2. Построение электромеханических и механических характеристик двигателей постоянного тока при различных способах регулирования координат.

№ 3. Контрольная работа по электроприводу постоянного тока.

№ 4. Построение естественных электромеханических и механических характеристик асинхронных двигателей. Схемы пуска и торможения АД с короткозамкнутым ротором.

№ 5. Построение искусственных электромеханических и механических характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Асинхронный электропривод с частотным управлением. Преобразователи частоты.

№ 6. Контрольная работа по асинхронному электроприводу.

№ 7. Решение задач по динамике электропривода.

№. 8 Контрольная работа по динамическим режимам электропривода.

4.3. Лабораторные работы

8 семестр

№1. Характеристики электропривода с двигателем постоянного тока независимого возбуждения.

№2. Характеристики электропривода с асинхронным двигателем.

№3. Релейно-контакторные схемы управления двигателем постоянного тока.

№4. Характеристики частотно-регулируемого асинхронного электропривода.

4.4. Расчетные задания

Примерные темы расчетных заданий: расчет естественных и искусственных характеристик двигателей постоянного и переменного тока; расчет энергетических показателей электроприводов; анализ переходных процессов в электроприводе.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы. Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия:проводятся в традиционной форме .

Практические занятия: включают решение задач, дискуссии, выполнение контрольных работ.

Лабораторные занятия. Лабораторные занятия имеют продолжительность четыре академических часа.

Самостоятельная работавключает:подготовку к лекционным занятиям, к тестам, к контрольным работам и к лабораторным работам, выполнение домашних заданий, подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля используются устные опросы перед выполнением лабораторных работ,контрольные работы, защиты расчетных работ.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины 0,3(среднеарифметическая оценка за контрольные работы) + 0,3 (оценка за расчетное задание) + 0,4 (среднеарифметическая оценка по лабораторному практикуму.)

В приложение к диплому вносится оценка за 8 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Ильинский Н.Ф. Основы электропривода: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство МЭИ, 2003. – 224 с.

  2. Москаленко В.В. Электрический привод: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В.Москаленко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

б) дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум по курсу «Основы электрического привода» / Под ред. Л.Б.Масандилова. . – М.: Изд. МЭИ, 1996.

  2. Ильинский Н.Ф., Москаленко В.В. – Электропривод: энерго- и ресурсосбережение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 208 с

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории и учебной лаборатории.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Электроснабжение».

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.т.н., профессор Масандилов Л.Б.

"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИЭТ

к.т.н. профессор Грузков С.А.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой автоматизированного электропривода

к.т.н., профессор Сергиевский Ю.Н.

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой электроэнергетических систем

к.т.н., доцент Шаров Ю.В.

  1. Рабочая программа учебной дисциплины "электротехника и электроника" Цикл (5)

    Рабочая программа
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «энергетические установки предприятий» Цикл

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является изучение широкого спектра энергетических установок, применяемых в «большой» и «малой» энергетике: газотурбинных и парогазовых установок, газопоршневых двигателей.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «системы тягового привода с гибридными энергетическими установками» Цикл

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является изучение основ управления тяговым электроприводом транспортных средств с гибридными энергоустановками, оптимизация электрооборудования и алгоритмов управления тяговым электроприводом и гибридной энергоустановкой
  4. Рабочая программа учебной дисциплины " автоматизация технологических процессов"

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является формирование у студентов необходимых знаний и умений по применению современных технических средств управления в системах автоматизации различного назначения.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины Ф. 03. 03. 04 1-21/01 утверждаю

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по направлению 651 – Ядерные физика и технологии (специальности 200600 – Электроника и автоматика физических установок), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.
  6. Рабочая программа учебной дисциплины тпу 1-21/01 (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе ОС ТПУ по направлению подготовки инженеров специальности 210200 «Автоматизация технологических процессов и производств (в теплоэнергетике)», утвержденного Ученым Советом ТПУ в 2 г.
  7. Рабочая программа учебной дисциплины Ф тпу 1-21/01 Ф тпу 1 21/02 (1)

    Рабочая программа
    Профили подготовки – «Электрические станции», «Электроэнергетические системы и сети», «Электроснабжение», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем»,
  8. Рабочая программа учебной дисциплины Ф тпу 1-21/01 Ф тпу 1 21/02 (5)

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и овладение организационными и техническими вопросами рациональной эксплуатации и передовыми индустриальными методами монтажа электрооборудования.
  9. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (2)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: Ионизация, камера, счетчик, разряд, сцинтиллятор, спектрометр, полупроводник, детектор, трек, Черенков, Вильсон, искра, стример, магнит, спектрометрия, кристалл, дифракция, спектроскопия, излучение, расшифровка, аппаратурный, спектр.
  10. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 министерство образования и науки российской федерации (2)

    Рабочая программа
    Сформировать у студентов знания о механических, теплофизических, электрических, магнитных, оптических свойствах материалов, научить методикам определения механических и физических характеристик, применять полученные знания при разработке

Другие похожие документы..