Максим Горький «Старуха Изергиль»

Литература 11 класс.

Максим Горький «Старуха Изергиль».

Цели: 1) анализ легенд о Ларре и Данко, проблема рассуждения, сравнительная характеристика героев.

Т/п: гипербола, антитеза, романтизм, реализм.

2) развитие речи, мышления.

3)воспитательные стремления ориентируется на высокие нравственные идеалы, умения отстаивать свое мнение.

Ход урока

на доске эпиграф:

«Если только для себя, то зачем ты?»

  1. На дополнительной доске вопрос: Почему Горький в раннем творчестве обращается и к реализму и к романтизму?

Отвечаем на вопрос. (На протяжении всего 19 века в переломные моменты общественно – историческое развитие в русской литературе происходило усиление романтических тенденций (из-за переоценки личных качеств Евгения Онегина «Герой нашего времени» и другие.) Горький Чехову «Настало время нужды в героическом) Появилась потребность сказать людям, что пришло необыкновенное время. Но романтизм и реализм в творчестве Горького развивается параллельно (!). Особенно отчетливо мы это видим в ранних рассказах о басяхах (Челкаш, Макар Чудра и другие). Босяки – не романтичные герои. Горький не преувеличивает силу их протеста (Обстоятельства таковы) Горький: «Тяжесть их дум увеличена слепотой их ума». Мотив социальной слепоты, незрелости босяков – один из основных у раннего Горького появляется ожесточившиеся озлобленные трущобники («Бывшие люди»). Идеал героя этого периода находит выражение в романтических произведениях.

2. 1) Ваше мнение о героях Ларре и Данко.

2) Какие черты характера Ларре гиперб – ны?

3) В чем смысл между Ларре и людьми племени?

4) Права ли Изергиль, говоря, что Ларре был наказан за гордость? Какое содержание вкладывает она в это слово?

Рассказ Изергиль о своей жизни помещен в центре. Почему? Какой смысл для раскрытия ее характера имеет такая композиция рассказа? Каких людей любит непокорная свободолюбивая Изергиль?

  • Сравните поступки Ларре и Данко. Чем они мотивированы?

  • Каково авторское отношение к поступкам? (Докажите текстом).

  1. Обратимся к эпиграфу. Как по – вашему, связана тема и идея произведения.

  2. Дискуссия на тему: «В чем смысл жизни – в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»

Какие люди близки вам, достойны вашего уважения? Какие качества вы цените в людях? Кто такой « осторожный человек»? Почему он это сделал?

Антитеза – противопоставление (художественный прием).

(для усиления противопоставления мыслей, черт характера героев.)

Гипербола – преувеличение (художественный прием).

(Горькому нужна для усиления впечатлений).

Тема – предмет, объект, изображения.

(У Горького человек, люди). Она связана с идеей и проблемами произведения.

Идея – главная мысль произведения, утверждения или отрицание определенных взглядом, принципов, стремлений.

(Их характеры, отношения между людьми).

Черныш: «Идея возвышает человека и приучает любить всё благородное».

Проблема - вопрос, требующий решения.

(Любовь и ненависть, эгоизм и альтруизм, гордость и смесь и т.д)

  1. Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды

    Урок
    Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды.
  2. Горький Максим Старуха Изергиль

    Документ
    Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов.
  3. Старуха изергиль (2)

    Документ
    Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи
  4. Горький максим псевдоним; настоящее имя

    Документ
    ГОРЬКИЙ Максим (псевдоним; настоящее имя — Пешков Алексей Максимович) [16(28).III.1868, Нижний Новгород — 18.VI.1936, Горки-10 Московской обл.] — писатель, драматург, публицист, общественный деятель.
  5. Зачета Биография; Рассказ "Старуха Изергиль" (1)

    Биография
    Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра (по другой версии — управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871).
  6. Зачета Биография; Рассказ "Старуха Изергиль" (2)

    Биография
  7. «Старуха Изергиль» (2)

    Статья
    Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека », «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво » (из цикла «На поле Куликовом»),
  8. Тематическое планирование по предмету «Литература» для 7 класс

    Урок
    Цель: Дать более глубокое представление о литературе как об одном из видов искусства, о месте литературы в жизни, дать понятие о художественном образе.
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 11 классы. Базовый уровень. Содержание

    Литература
    Вашему вниманию представлены списки произведений для изучения на уроках литературы и для уроков внеклассного чтения, литературных конкурсов и викторин по программе:

Другие похожие документы..