Работа с читателями


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ
Мастер-класс
Мария Андреева, Марина Короткова

Рождение методики

В течение последних пяти лет в нашей библиотеке организуются не совсем обычные (для библиотек) книжно-музейные экспозиции. Библиотека и музей. Это, на наш взгляд, очень интересное сочетание. Ведь далеко не все наши ребята бывают в музеях Москвы. Что собирает музей? Как он об этом рассказывает своим посетителям? Как вести себя в музее? На эти вопросы мы ищем ответ вместе с ребятами в начале экскурсии.

Создавая наши книжно-музейные выставки, мы стараемся наполнить их интересными для ребят предметами, имеющими отношение к теме экспозиции. Подбираем большой иллюстративный материал: это могут быть и репродукции известных картин, и ксерокопии фотографий, оправленные в рамки, музыкальные или другие аудиозаписи, и, конечно же, книги. А главное, ребята не просто пассивно слушают наш рассказ-экскурсию, они отвечают на вопросы викторин, разгадывают загадки, кроссворды, выполняя творческие задания (иногда как «домашнее задание», иногда экспромтом).

На время такой выставки (примерно 3–4 недели) наш читальный зал превращается в музей. По периметру зала ставим столы, на которых и оформляем «уголки экспозиции». В центре же зала остается место для ребят, здесь иногда тоже ставим стол, где после экскурсии они (индивидуально или в командах) выполняют различные игровые задания по теме экспозиции.

Одна из первых таких выставок была посвящена 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как рассказать об этом далеком для них времени? О, зачастую, совсем неизвестных им событиях? Детям
9–12 лет? Мы назвали нашу музейную экспозицию «По путям-дорогам фронтовым». Условно разделили ее на несколько «музейных уголков».

И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза

«В стране война» – так назывался первый из них. Плакат «Родина-мать зовет!», военная одежда (шинель, гимнастерка и брюки-галифе, сапоги, пилотка, бескозырка, плащ-палатка, планшет и др. – что-то принесли из дома, что-то забрали на время у своих знакомых, винтовка – реквизит театральной студии, солдатский медальон...) Здесь же были помещены фотографии противотанковых ежей, аэростата в небе, а окно рядом с этим уголком мы заклеили крест-накрест полосками бумаги. К каждому из таких музейных уголков мы подобрали стихотворные строчки Н.Старшинова «И вот в свои семнадцать лет...», Е.Винокурова «Скатка», А.Межирова «Медальон», В.Степанова «Шинель» и др. В качестве иллюстрации может быть использована также репродукция картины А.Китаева «На страже мира». Поверьте, далеко не все ребята могли правильно назвать детали солдатской одежды, многие не знали предназначение предметов, представленных в этом «музейном уголке».

Далее следовал рассказ о полководцах и героях-воинах. Были представлены ксерокопии портретов Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, Л.Доватора, Н.Гастелло, В.Талалихина, З.Космодемьянской и других, книги С.Алексеева, где рассказано об этих людях в доступной для детей форме.

Следующий «музейный уголок» мы посвятили городам-героям (на карте они были отмечены звездочками), представлены книги серии «Дедушкины медали», фотографии памятников и мемориалов в этих городах. Строчки из стихотворений С.Маршака «Городу-герою» и Б.Палийчука «Ведро воды», картины Г.Марченко «В боях за Сталинград», Н.Толкунова «Бессмертие» (Брест. 1941 г.)

«Дети и война» – еще одна тема музейного уголка. Ксерокопии фотографий детей военного времени: мальчик у станка, дети, выступающие перед ранеными бойцами в госпитале (наш Центр творчества, бывший Дом пионеров, которому уже более 60 лет, и в его архиве сохранились такие фотографии). Стихи А.Барто «Глаза девчонки семилетней...», В.Радкевича «Баллада о банке варенья» и др. Книги о детях на войне (В.Катаев «Сын полка», Ф.Семяновский «Повесть о фронтовом детстве», А.Жариков «Юнбат Иванов» и «Смелые ребята», А.Иванов «Как Андрейка на фронт бегал», С.Алексеев «Горячие гильзы», Н.Надеждина «Партизанка Лара» и многие другие могут быть представлены здесь.

«Солдат на привале» или «В короткие минуты отдыха». Здесь мы поместили немало предметов, говорящих о военном быте: котелок, фляга, кисет с вышитой на нем надписью «Дорогому бойцу», гармонь, письма-треугольники, сухари из черного хлеба (в конце экскурсии каждому из ребят дадут по такому сухарику). Здесь же строчки из стихотворений В.Соколова «Хлеб», Б.Окуджавы «Сто раз закат краснел...», С.Смирнова «Котелок», И.Уткина «Ты пишешь письмо мне...», стихи А.Суркова «Землянка» из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». Могут быть использованы репродукции с картин Б.Неменского «Дыхание весны», «О далеких и близких», П.Блока «Солдатский хлеб», Ю.Непринцева «Отдых после боя».

О медицинских сестрах рассказывал наш следующий раздел: сумка с красным крестом, бинты, вата, йод, фотографии медсестер военного времени и репродукция картины М.Самсонова «Сестрица», строчки из стихотворения И.Уткина «Сестра». Здесь же могут быть представлены и стихи Юлии Друниной.

Фотография на память

О том, как жила наша страна в эти нелегкие военные годы, как самоотверженно трудились наши люди в тылу, рассказывал наш следующий «музейный уголок». Репродукция картины А.Лактионова «Письмо с фронта» и подлинные фронтовые письма, написанные в июле 1941 года. Но были и другие письма – похоронки. Об этом – в стихотворении Д.Сухарева «Почтальонка». Небольшой кусочек черного хлеба – именно столько его выдавали по карточкам. (Стихи К.Ваншенкина «Хлебные карточки», Е.Винокурова «Черный хлеб»). Мы нашли книги, изданные с 1941 по 1945. Они все небольшого формата, напечатаны на грубой бумаге. Это книги Н.Наумова и В.Юрьева «Александр Невский», «Суворов»; книга М.Улицкого «Собирайте лекарственное сырье», книга «Учись метко стрелять». А для детей – журнал «Пионер» и повесть А.Гайдара «Комендант снежной крепости». Мы спрашивали детей о том, почему именно такие книги издавались тогда, почему они такого небольшого размера, и они сами находили ответы на эти вопросы.

«Да будет свет!» – «музейный уголок», посвященный Победе. Иллюстрировали его картины Г.Логинова и В.Памфилова «Знамя победы», В.Костецкого «Возвращение», стихотворные строки С.Маршака «Да будет свет», В.Гордейчева «Медаль Победы», М.Дудина «Утопические стихи» – ими мы заканчиваем наш рассказ о Великой Отечественной войне.

К этой экскурсии дети учили стихи, рисовали, готовили рассказы о своих родственниках и знакомых, которые воевали или трудились в тылу. Проводя экскурсии, мы останавливались около каждого уголка выставки, рассматривали экспонаты, звучали стихи и песни тех лет. Мы старались не перегружать наш рассказ обилием дат и подробным описанием военных событий, стремясь заинтересовать ребят темой, делали акцент на тех книгах, в которых интересно и доступно рассказано об этой войне, книги присутствовали почти в каждом из «музейных уголков».

К этой музейной экспозиции мы составили анкету «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.». Вот ее вопросы: «Что вам вспоминается, когда вы слышите слова “Великая Отечественная война?”», «День Победы – будет ли этот день праздником в вашей семье, для вас?», «Каких героев Великой Отечественной войны вы можете назвать?», «Откуда вы узнали о Великой Отечественной войне?», «Какие книги о Великой Отечественной войне вы знаете? Читали? Слышали о них?», «Что привлекает вас в героях этих книг?», «Каких поэтов, написавших стихи о Великой Отечественной войне, вы можете назвать?». Эта анкета может быть предложена детям как до экскурсии (в качестве домашнего задания), так и после. Для этой экспозиции нами были составлены также несколько кроссвордов. Вот два из них:

Кроссворд «Военный»

1. (по горизонтали) Военная рубашка. (Гимнастерка.)

2. (здесь и далее по вертикали) Плоская походная бутылка. (Фляга.)

3. Верхняя военная одежда. (Шинель.)

4. Любимый военными музыкальный инструмент. (Гармонь.)

5. Оружие солдата. (Винтовка.)

6. Награда. (Медаль.)

7. Головной убор матроса. (Бескозырка.)

8. Головной убор солдата. (Пилотка.)

9. Походная тарелка. (Котелок.)

10. Москва, Ленинград, Сталинград, Брест – это города –...? (Герои.)

11. Когда город окружен врагами - это называется ...? (Блокада.)

12. В честь Победы Мая в Москве будет...? (Салют или парад.)

Кроссворд «Победа»

1. (здесь и далее по горизонтали) Как назывались 28 героев? (Панфиловцы.)

2. Один из городов-героев. (Москва.)

3. Город-герой, город-крепость. (Брест.)

4. Этот город 800 дней был в блокаде. (Ленинград.)

5. Генерал, командир кавалерийского казачьего войска. (Доватор.)

6. Военный маневр летчиков-истребителей. (Таран.)

По вертикали от цифры «1» должно сложиться слово «Победа».

  1. Использование библиотерапии в работе с читателями

    Документ
    Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью.
  2. Методические рекомендации по проведению социально-культурной акции «Победа» для работы с читателями-детьми

    Методические рекомендации
    Все дальше и дальше уходят от нас военные годы, но они не должны исчезнуть из памяти людей, стать лишь достоянием архивных хранилищ, потускнеть от неумолимого бега времени.
  3. Работа с семьей в библиотеке

    Документ
    Сложность современной социокультурной ситуации состоит в ценностной переориентации общества, когда вытеснение нравственных идеалов добра, справедливости уводит личность из сферы культурных ценностей.
  4. Методические материалы по организации работы с читателями библиотек в честь празднования 1150-летия российской государственности

    Документ
    Тысячелетье подвигов и славы : методические материалы по организации работы с читателями библиотек в честь празднования 1150-летия российской государственности / СМЦБ ; сост.
  5. Работа библиотеки-филиала №21 мук цбс г. Златоуста в 2011 году

    Документ
    Библиотека – филиала № 21 «Дом Друзей» является одним из подразделений МУК ЦБС г. Златоуста. Библиотека в год обслуживает 7560 читателей, производит 135 850 книговыдач, 37 тыс.
  6. «Работа службы анестезиологии и реанимации на примере муз клиническая больница №5 г о. Тольятти. Сбор журналистов у входа в роддом муз кб №5 в 50. (Подробнее в разделе «Департамент здравоохранения»)

    Документ
    30 сентября в 13.00 в здании МП «Департамент ЖКХ» (б-р Курчатова,11, 4 квартал). состоится пресс-конференция на тему «Мероприятия по работе с должниками за жилищные и коммунальные услуги».
  7. Отчёт о работе педагогического коллектива за 2007-2008 учебный год по решению актуализированных в Программе развития задач представлен по следующим разделам: Состояние здоровья учащихся

    Содержательный отчет
    Работа педагогического коллектива МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» в 2007-2008 учебном году была направлена на выполнение задач поставленных перед участниками образовательного процесса в соответствии с реализацией второго
  8. Работа Волкова Кирилла (11 класс)

    Документ
    Работа Волкова Кирилла (11 класс) Прием ретроспективы у Владимира Набокова «Попробуйте почувствовать этой чужой, будущий, ретроспективный трепет… Все волоски на душе становятся дыбом…»
  9. Аналитическая справка о работе с детьми мбук «Межпоселенческая цбс беловского района»

    Документ
    На 1.01.2010 года в структуру ЦБС Беловского района по-прежнему входят 28 сельских библиотек-филиалов, Центральная библиотека (с. Мохово) и Детская библиотека (с.

Другие похожие документы..