Н. Э. Баумана (мгту им. Н. Э. Баумана)” Военное обучение в мгту им. Н. Э. Баумана 85 лет Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2011

С 1940 года «Кафедру военного дела» возглавил Адамович.

В предвоенные годы кафедра совместно с партийной и комсомольской организациями и месткомом училища проводила большую работу по военно-патриотическому воспитанию студентов, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава. Не прекращалась военная подготовка в училище и с началом Великой Отечественной войны.

2 июля 1941 года ЦК партии и ГКО удовлетворили просьбу москвичей о формировании 12 дивизий Народного ополчения.

7-я дивизия народного ополчения была сформирована в Бауманском районе, в нее вошло около 500 студентов и сотрудников МВТУ.

Более 300 студентов работали на Брянско-Смоленских оборонительных рубежах. Свыше 500 студентов были направлены на оборонные предприятия Москвы и области.

13 октября 1941 года актив Московской партийной организации принял решение о создании рабочих коммунистических батальонов. В Бауманский батальон записалось более 100 студентов. По заданию райкома партии проводилась большая работа по противовоздушной и противохимической обороне училища и территории района. Только противопожарных звеньев было создано более 600. Пожарные команды и санитарные группы перешли на казарменное положение.

В училище еще шире развернулась работа по проведению оборонно-массовых мероприятий среди студентов и сотрудников училища. За короткое время были подготовлены сотни стрелков, автоматчиков, пулеметчиков и минометчиков. Весь нижний этаж старого здания училища был превращен в мастерские. В училище отливались корпуса мин, изготовлялись гранаты, детали авиабомб, противотанковые ружья конструкции МВТУ. В мастерских работало около 200 студентов.

За значительный вклад в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в 1965 году в сквере Училища был установлен памятник бауманцам, павшим на фронтах войны, к которому возлагаются венки и цветы от коллектива Университета в День Победы и другие памятные даты войны.

В 1975 году на 242 км шоссе Москва-Минск был открыт памятник воинам-бауманцам 7-й дивизии народного ополчения, переименованной 26 сентября 1941 года в 29-ю стрелковую дивизию.

Ежегодно в 20-х числах октября месяца совершается поездка ветеранов 7-й дивизии народного ополчения, руководства Управы «Басманное», представителей Университета, преподавателей и студентов для отдания почестей ополченцам-бауманцам.

В октябре 1941 года МВТУ (МММИ) было эвакуировано в г. Ижевск. Там продолжила военную подготовку «Кафедра военного дела» во главе с Адамовичем, а в 1942 года в филиале МВТУ в Москве также была организована военная подготовка. Здесь начальниками «Кафедры военного дела» были бывший полковник генерального штаба царской армии Калюжный, а затем комбриг Лебедев Сергей Георгиевич (узник Петропавловской крепости при царизме). Преподавали на кафедре: стрелковое дело - Ломакин Михаил Яковлевич, связь - Анисимов Борис Владимирович, топографию - Чубуков.

В апреле 1943 года после возвращения училища из Ижевска кафедру возглавил Адамович. Преподавателем также работал капитан 1-го ранга Гагарин (один из князей Гагариных).

В 1941-1944 годах в МВТУ проводилась всеобщая военная подготовка студентов, включая и девушек. Готовились военные техники по ремонту артиллерийских систем, танков и оптических приборов и авиатехники. С 1944 года начиналась регулярная военная подготовка студентов на всех факультетах.

2. ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В МВТУ В ПЕРИОД 1944-1958 годов

Последний год войны и послевоенный период подготовки студентов МВТУ как офицеров запаса в становлении военной кафедры характеризовался следующими факторами:

  • внедрением в практику обучения и воспитания студентов опыта Великой Отечественной войны;

  • перестройкой обучения с учетом влияния на действия войск и их материально-техническое обеспечение;

  • введением новых и совершенствованием обучения по старым специальностям и профилям подготовки;

  • становлением кафедры как сильного, самостоятельного методического и учебно-воспитательного коллектива УВУЗ МВО и МВТУ;

  • переходом на подготовку специалистов новых профилей для Войск ПВО страны.

С 1944 года на военной кафедре МВТУ проводилась подготовка офицеров запаса для Сухопутных войск Красной армии. Подготовка велась по двум профилям: артиллерийско-техническому и танкотехническому.

Основным профилем подготовки являлся артиллерийско-технический. Военная кафедра готовила военных техников по эксплуатации и ремонту материальной части артиллерии и стрелкового оружия, бронетанковой техники и выпускала соответственно:

  • младших техников-лейтенантов артиллерийско-технической службы;

  • младших техников-лейтенантов бронетанковой службы.

Военная подготовка студентов начиналась на 2-м и заканчивалась на 5-м курсе. На нее отводилось 718 уч. ч:

  • на зимний период (в стенах МВТУ) - 430 ч;

  • на летний период (лагерный сбор) - 288 ч.

Первый выпуск на военной кафедре состоялся в 1947 году. Лагерные войсковые сборы на первых выпусках не проводились, хотя и были предусмотрены программой.

В дальнейшем лагерный сбор проводился:

  • для артиллерийско-технического профиля на базе артиллерийских частей, мастерских, баз и арсеналов МВО и центрального подчинения;

  • для танкотехнического профиля на базе частей и танкоремонтных организаций МВО.

В зимний период в стенах МВТУ изучался теоретический курс дисциплин и практические вопросы, отработка которых обеспечивалась наличием учебно-материальной базы и вызывалась необходимостью подготовки к лагерному сбору. Лагерные сборы проводились в конце 3-го и 4-го курсов обучения. На лагерный сбор выносилась войсковая практика по эксплуатации и ремонту материальной части артиллерии и стрелкового вооружения, а для танкотехнического профиля - эксплуатация и ремонт бронетанковой техники.

Программа подготовки предусматривала изучение:

  • общевоенной и тактической подготовки;

  • специально-технической подготовки по военным профилям.

Техническая подготовка студентов велась с учетом профилей подготовки факультетов.

В МВТУ в этот период было девять факультетов: Приборостроительный (Аз), механико-технологический (МТ), Сварочный (СП), Танковый (О), Артиллерийский (Е), Боеприпасов (Н), Тепловых и гидравлических машин (ТГМ), позднее Ракетной техники (РТ или «34»).

Особенности микроклимата внутри кафедры как коллектива, создание традиций, авторитет кафедры определялись не только переживаемыми периодами развития страны и задачами, которые ставились перед кафедрой, но и:

  • качественным составом преподавателей, начальниками циклов и начальником кафедры как военных специалистов, методистов, их опытом и преданностью делу;

  • уровнем подготовки учебно-вспомогательного состава;

  • наличием учебных площадей и материальной части боевой техники и вооружения по профилю подготовки;

  • отношением к военной подготовке и к военной кафедре ректората.

Общая обстановка, сложившаяся в первые послевоенные годы, непосредственно отразилась на работе военной кафедры. Наряду с гордостью за свою Родину и ее Вооруженные силы, одержавшие победу в Великой Отечественной войне, постепенно развивались пацифистские настроения, особенно в среде молодежи. Проводимая реформа ВС, значительные сокращения (1 200 000 чел.) привели к усилению этих настроений.

Эта обстановка влекла за собой негативное отношение к военной подготовке не только среди студентов, но и среди части профессорско-преподавательского состава гражданских кафедр.

Ограниченность аудиторного фонда, отсутствие учебных пособий, обобщающих опыт Отечественной войны и новейших образцов техники создавало дополнительные трудности в проведении учебного процесса.

На учебный процесс оказывал влияние и специфический контингент студентов, поступавших в эти годы. В учебных группах наряду со школьниками 17-18 лет, пришедшими непосредственно после окончания средней школы, были и 25-30-летние граждане, имевшие значительный боевой и трудовой опыт. Многие из них участвовали в войне на различных должностях и имели опыт работы на заводах, как правило, оборонных.

Среди студентов были курсанты, уволенные в связи с сокращением ВС, а также молодые строевые офицеры (артиллеристы, танкисты, подводники), желающие получить инженерное образование по близкой им военной специальности. Весь этот контингент привлекался к занятиям на военной кафедре, что, безусловно, вызывало ряд трудностей, которые необходимо было учитывать при организации и проведении учебного процесса. К началу 1950-х годов в МВТУ было две военные кафедры: «Военная кафедра 1», занимавшаяся подготовкой офицеров запаса и «Военная кафедра 2» - подготовкой будущих специалистов по МПВО (местной противовоздушной обороны, в будущем гражданской обороны).

Увеличивается набор студентов. В МВТУ вводятся новые специальности артиллерийско-технического профиля:

  • военный инженер по приборам наземной артиллерии;

  • военный инженер по приборам зенитной артиллерии (на базе оптико-механической специальности факультета П);

  • военный инженер по порохам и боеприпасам (на базе факультета боеприпасов).

Первейшей задачей в подготовке студентов в послевоенный период являлось внедрение опыта Великой Отечественной войны в практику обучения и воспитание будущих офицеров запаса. Эта задача решалась в сложившихся в этот период обстоятельствах:

  • опыт у Советской армии был, но не был обобщен, и новых уставов на тот момент не издавалось;

  • значительное число преподавателей не имело высшего военного образования и опыта преподавания в вузе.

Выполнение задачи внедрения опыта Великой Отечественной войны в практику обучения студентов требовали от коллектива кафедры высокого напряжения. В этот период шло сокращение кадрового состава в СА и продолжалось постепенное обновление преподавательского состава. В коллективе еще не была достигнута общность взглядов на военную подготовку, не обеспечивалась взаимосвязь дисциплин и комплексность отработки тематических программ. Основными фигурами, определяющими методику занятий, был начальник кафедры и начальники циклов.

Начальником кафедры с 1944 по 1949 год был полковник Петров, а с 1949 по 1956 год - д-р техн. наук, профессор, генерал-майор Головин Николай Яковлевич; заместитель начальника кафедры - генерал-майор танковых войск Ажгибков В.В.; начальниками учебной части - полковники Курков В.П., Даниленко Н.Ф., Григорьев В.Е. На кафедре МПВО работал старшим преподавателем генерал-майор авиации в отставке Некрасов Александр Петрович - он же и руководил кафедрой МПВО.

Начальниками циклов и старшими преподавателями общевоенной и тактической подготовки были: полковник Косолапов, полковник Павлов, подполковник Машков Виктор Михайлович (с 1954 года); материальной части артиллерии - полковник Иванов Владимир Эрнестович, полковник Пучев Всеволод Осипович (с 1954 года); материальной части танков - канд. техн. наук инженер-майор Барам К.Г., канд. техн. наук., доцент, инженер-полковник Берзин Бруно Оскарович (с 1954 года).

Несмотря на трудности и недостатки в обстановке повышения требований к боевой подготовке кадров СА и поступления новых преподавателей, дело подготовки офицеров запаса в училище в целом улучшалось.

После введения новых специальностей по артиллерийско-техническому профилю начальниками циклов были назначены: инженер-полковник Вандышев П.Г. - «Приборы зенитной артиллерии», инженер-полковник Соколов Николай Николаевич - «Порох и боеприпасы».

К научно-исследовательской работе коллектив кафедры в тот период еще не приступил, хотя начальник кафедры генерал-майор Головин Н.Я. поднимал неоднократно вопрос о необходимости подготовки и защиты диссертаций.

Общественная и партийная работа в коллективе кафедры проводилась активно. В состав партийного комитета МВТУ от кафедры избирались коммунисты, которые курировали вопросы военно-патриотического воспитания. Отмечалась активная работа Соколова Н.Н., Цигарина, Посашкова, Вандышева Н.Г. и др.

Среди преподавателей было много участников ВОВ, которые командовали полками (полковник Ашихмин), бригадами (гвардии полковник Павлов), руководили штабами соединений - начальник штаба артиллерии корпуса (полковник Пономарев), занимали командные посты - командующий артиллерией корпуса (полковник Зенов) - и многие другие.

В тот период и среди студентов было много участников ВОВ и трудового фронта, награжденных правительственными наградами (Герой Советского Союза Борис Золотухин, в последующем доктора наук, профессора - Бобков Е.И., Колесников К.С., Лубенец В., Четвериков В.Н., Чеканов А.Н., Шарикян Ю.Э., Мизернюк Г.Н. и мн. др.).

В эти годы, как уже было отмечено выше, военная подготовка проводилась по артиллерийскому и танковому профилю. Организационно кафедра состояла из командования военной кафедры (начальник, заместитель начальника, начальник учебной части), трех циклов (общевойскового, артиллерийского и танкового) и кафедры МПВО.

  1. Н. Э. Баумана (мгту им. Н. Э. Баумана) Военное обучение в мгту им. Н. Э. Баумана 85 лет Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2011

    Документ
    Авторы: В.Л. Власов, В.И. Горелов, А.Ю. Кабардинский, В.А. Кузнецов, А.А. Лахтиков, Н.Д. Максименко, И.П. Малышев, С.П. Остриков, В.Ф. Резничек, А.В. Родионов, М.
  2. Им. Н. Э. Баумана

    Документ
    Не обеспечивается специальное получение отправлений (например, на почте бандеролей и посылок, писем с указанной ценностью, в посольствах, постпредствах и т.
  3. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (1)

    Содержательный отчет
    8"После заявления Лукашенко, Кудрин четко заявил, что мы не дадим кредит Белоруссии. Но надо сказать, что это решение предполагалось, и так бы не дали"6 Октября 2009Русская служба новостейМосква0,
  4. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  5. Анализ работы гоу сош с углубленным изучением английского языка №1246 в 2010/2011 учебном год

    Документ
    Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении, наличие планов, программ и локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.
  6. План работы Южного окружного управления образования на 2011-2012 учебный год цель, задачи и приоритеты развития окружного образования в 2011-2012 учебном году

    Документ
    Цель: создание условий и инновационных механизмов развития системы окружного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.
  7. Документация на открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по комплектованию библиотечного фонда на 2011 год

    Документ
    Настоящим приглашаются к участию в открытом аукционе в электронной форме (далее аукцион), полная информация о котором указана в Информационной карте аукциона, юридические лица субъектов малого предпринимательства.
  8. Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

    Информационный бюллетень
    June 2011: Secretary General Ian Johnson presented “an agenda for action to 2050” to the National Associations in Spain and Japan as well as to the EU Chapter in Brussels.
  9. План работы центрального окружного управления на второе полугодие 2011 года

    Документ
    Всего проведено не менее 500 плановых мероприятий, в которых приняло участие не менее 55650 обучающихся (воспитанников) и работников образования округа.

Другие похожие документы..