Scientific Council of the Russian Academy of Sciences for the Study and Preservation of Cultural and Natural Heritage

36

Глава 1. Две модели модернизации

имодействия по «нижней планке», задаваемой культурой-реципиентом 47).

В 30-е годы XX века на материале российской истории к этой же теме обращался и Л. Д. Троцкий. С его точки зрения, «нация нередко вульгаризирует заимствованные извне достижения, приспосабливая их к своей более примитивной культуре. При этом сам процесс ассимиляции приобретает противоречивый характер. Таким образом, усвоение некоторых элементов западной науки и техники, не говоря уже о военных и промышленных заимствованиях, привело при Петре I к усилению крепостничества. Европейское оружие и европейские займы – продукты более высокой культуры – привели к усилению царизма, который становился тормозом развития страны»48).

В заключение приведем точку зрения одного из ведущих исследователей модерности, немецкого профессора У. Бека: «Модернизация ведет не только к образованию централизованной государственной власти, к концентрации капитала и все более утонченному переплетению разделений труда и рыночных отношений, к мобильности, массовому потреблению и т. д., но и – тут мы подходим к обобщенной модели – к тройной „индивидуализации": освобождению от исторически заданных социальных форм и связей в смысле традиционных обстоятельств господства и обеспечения („аспект освобождения"), утрате традиционной стабильности с точки зрения действенного знания, веры и принятых норм („аспект разволшебствления") и – что как бы инвертирует смысл понятия – к новому виду социокультурной интеграции („аспект контроля и реинтеграции")»49).

Рассмотрев основные представления, связанные с понятием модернизации, мы можем перейти к вопросу об

47) Цит. по: Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. А.С.Дмитриева. M.: Аспект Пресс, 1996. С. 157.

48)Trotsky L. The History ofthe Russian Revolution. London: Gollenez, 1965. P.24.

49)Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В.Сидельника, Н.Федоровой. M.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 189.

I. Феномен модернизации

37

определении российской модели модернизации в ее комплексной культурно-цивилизационной специфике. Подчеркнем при этом, что исторические, политические, социологические и экономические аспекты данной проблемы будут интересовать нас преимущественно в контексте иллюстрирования, пояснения и дополнения философско-культурного ракурса российской модернизации.

II

Имперская и либеральная модели модернизации

Характеризуя модернизационные процессы в России, ряд авторов, в частности А. А. Кара-Мурза и А. Г. Вишневский, прибегают к термину «консервативная модернизация», встраивая Россию в ряд тех стран, которые, стремясь к полноценному вхождению в модерность, ориентированы на сохранение или медленную трансформацию традиционных ценностей, институтов и отношений. «Сейчас едва ли можно сомневаться в том, что экономическая революция, осуществленная в СССР под лозунгами „построения социализма", была „консервативной". Но могла ли она быть иной? Для того чтобы пласты XVII или XVIII веков накрыли все последующие исторические слои, эти пласты должны были существовать в обществе и быть достаточно мощными... „Консервативная революция" и есть такая уступка во имя модернизации. По самой своей природе она может принести только временное решение, рано или поздно подлежащее полному пересмотру» 1).

Вспомним, пожалуй, одного из наиболее известных теоретиков консервативной революции в Веймарской республике Э. Юнга, который понимал ее как «восстановление всех тех элементарных законов и ценностей, без которых человек теряет связь с природой и богом и не может установить истинного порядка. Равенство необходимо заменить

1) Цит. по: Вишневский А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. M.: ОГИ, 1998. C.48.

II. Имперская и либеральная модели модернизации 39

внутренними ценностями, социальные убеждения – верой в справедливость иерархического общества, механические выборы – органическим принципом фюрерства (вождизма), бюрократическое принуждение – внутренней ответственностью подлинного самоуправления, массовое счастье – правом народной личности» 2)Э. Юнг полагал, что важнейшей исторической задачей нового германского рейха станет защита христианской веры и церковной инфраструктуры от угрозы со стороны большевиков, то есть при всей своей революционности новое германское государство должно было защищать традиционные ценности3)

Мы видим, что по ряду внешних признаков в социокультурных трансформациях ленинско-сталинской эпохи можно увидеть немало от настоящей консервативной модернизации, сравнение сталинского СССР и национал-социалистической Германии достаточно распространено, совпадения в идеологических лозунгах, произведениях монументальной пропаганды, в живописи и во многих иных областях искусства и жизни порой поражают своей дословностью4). Но есть и не менее существенные различия. В первые десятилетия существования СССР большевики не отличались склонностью к сохранению или реставрации каких-либо ценностей традиционного уклада, они могли отказаться и отказывались от многого, в том числе пошли и на явное перерождение марксизма.

2) Цит. по: Херстер-Филиппс У. Консервативная политика в последний период Веймарской республики // Политическая наука: Типы власти в сравнительно-исторической перспективе: Проблемно-тематический сборник. Вып.З. M.: ИНИОН РАН, 1997. C.27.

3) Там же. С. 28.

4) Вот некоторые актуальные для Германии того времени лозунги: «Одна
империя, один народ, один фюрер», «Германия, пробудись!», «Нет – нетрудовым доходам!», «Национализировать тресты!», «Универмаги – в общественную собственность!». См.: Карпухин О.И, Макаревт Э.Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социолог. исследования. Калининград: ФГУ ИПП «Янтар. сказ»,2001.С.355,357.

40

Глава 1. Две модели модернизации

Время «собирать камни»5), т.е. элементы, оставшиеся от традиционной культуры, наступило у них перед закатом советской империи, когда угасла вера в практическую возможность осуществления идеократического проекта. Отказавшись от многого, большевики не смогли отказаться от исполнения имперского идеократического проекта, сначала рассматриваемого во всемирном масштабе, а затем локализованного до границ, во многом повторяющих границы царской империи. Он являлся той основой, на которой держалось советское государство и девальвация которого привела к естественному обрушению географического и социокультурного тела империи.

С нашей точки зрения, использование термина «консервативная модернизация» применительно к России некорректно хотя бы потому, что целью доминирующей линии российских модернизаций является отнюдь не трансформация российской цивилизации в сторону модерности. Эта дистанцированность проявлялась как до, так и после большевистской революции 1917 года. Так, Л.Пелликани полагает, что большевистская революция в России явилась «радикальной попыткой остановить распространение западной культуры. Советская система попыталась взять из западной цивилизации только науку и технологию, отказавшись от всего остального. Индустриальную мощь большевики использовали для борьбы с Западом и построения общества, враждебного индивидуализму и секуляризму»6), то есть враждебное самим основаниям модерности. Сходных позиций придерживается и известный английский ученый в области международных отношений К.Коукер, полагающий, что «коммунизм обострил все незападное в России. Ленин был продуктом

5) В этом ряду стоят и одноименная повесть В. Солоухина, и активизация в познесоветский период деятельности Всесоюзного общества по охране памятников истории и культуры.

6)Фомичев П. H. Дискурсы глобализации и тенденции развития социологии: Аналитический обзор // Социологические исследования на пороге XXI в. / РАН. ИНИОН. M., 2000. C.36.

II. Имперская и либеральная модели модернизации 41

российской реакции против Запада, а не катализатором вестернизации страны» 7).

Мы не считаем вполне корректным в отношении России и употребление термина «догоняющее развитие», хотя некоторые авторы, занимающиеся проблематикой российских модернизационных трансформаций, полагают, что Россия развивается преимущественно в рамках этой модели модернизации8). Несмотря на то, что в ряде исторических ситуаций направление движения Европы (или США) как опережающего и России как догоняющего совпадает9), но при рассмотрении этой ситуации в контексте многовекового исторического взаимодействия/борьбы России и Запада участники этой гонки уже не представляются бегунами, двигающимися в одном направлении по разным, но однонаправленным дорожкам. Разнонаправленность исторических траекторий, цивилизаци-

7)Коукер К. Сумерки Запада. M.: Московская школа политических исследований, 2000. С. 34.

8) См., напр.: Кравченко И. И. Модернизация сегодняшней России // Этатистские модели модернизации. M.: ИФРАН, 2002. C.6-30.; Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. M.: ИФРАН, 1997. С. 58.

9) Именно в этом смысле следует понимать программную фразу И. В. Сталина о том, что «мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет!». Цит. по: Геллер М.Я. Машина и винтики. История формирования советского человека. M.: МИК, 1994. С. 62. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) имел в виду зримое, материальное отставание, измеряемое в тоннах выплавляемого металла, добываемой руды, угля, нефти, в штуках выпускаемых автомобилей, тракторов, аэропланов. В этом смысле империя безусловно догоняла, по отдельным показателям и перегоняла некоторые наиболее развитые государства модерности. Но это было наращивание «материального тела» модерности, приобретающего непропорциональные, уродливые формы, когда огромная «голова» военной промышленности покоилась на рахитичном и непропорционально маленьком и слабом «теле» гражданских отраслей экономики. Созданная система могла быть относительно эффективной лишь в условиях военного или предвоенного времени, в условиях мобилизации всех сил общества на очередном участке прорыва, но не могла выдержать бег на марафонскую дистанцию в состязании с развитыми государствами модерности. Но главное, что не позволяет нам рассматривать процесс российской модернизации как сугубо догоняющий, является отторжение той формы организации социокультуры, которая и порождает это «материальное тело» модерности.

42

Глава 1. Две модели модернизации

онных парадигм, принципов развития вполне очевидна, так что достаточно сложно говорить о «догоняющем развитии» в строгом понимании этого термина.

Мы полагаем, что задача осмысления характера модернизационных процессов в России требует введения специального термина и помещения его в особый типологический ряд. Наш ключевой тезис заключается в следующем.

В результате многовекового исторического взаимодействия с западной цивилизацией в России сложилась устойчиво воспроизводимая амбивалентная ситуация, при которой социокультурные основания российской цивилизации определяется и внутренне стабилизируются маятниковым циклом, где доминанта имперской модели модернизации чередуется с компонентой модели либеральной. При этом модернизационный процесс также имеет свою устойчивую доминанту – имперскую модель модернизации.

Что такое имперская модель модернизации? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с тем, какое государственное образование является империей. Сложившаяся повседневная практика употребления этого слова страдает известным эклектизмом, империей называют совершенно разнородные по своим внутренним основаниям государственные образования. Проникая из публицистического языка в язык научный, понятие империи своей расплывчатостью и безразмерностью порождает ситуацию содержательной неопределенности.

В целом мы солидарны с типологией империй, предложенной И. Г. Яковенко, подразделившим империи на два основных типа: колониальные и идеократические (традиционные)10). Колониальные империи являются, скорее, квазиимпериями, когда метрополия, как правило, географически

10) См. Яковенко И. Г. Российское государство: Национальные интересы, границы, перспективы. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. С. 149–150.; Яковенко И.Г. От империи к национальному государству (попытка концептуализации процесса) // Полис. 1996. №6. С. 118-122.

II. Имперская и либеральная модели модернизации 43

удалена от колоний. В колониальной империи проявление имперскости во многом заключается в эксплуатации и ограблении колоний, а также, в качестве побочного эффекта, осуществлении в определенных рамках цивилизаторской миссии «белого человека» 11) воспетой, в частности, Р. Киплингом12). Но колониальные империи и колониальная система в целом являются локальным феноменом эпохи экстенсивной экспансии новоевропейской индустриальной цивилизации с целью господства над регионами, характеризующимися изобилием сырьевых ресурсов.

Рассматривая типологию империй, попытаемся определить, что же, собственно, представляет собой российская форма государственности. Разные авторы с различных позиций оценивали и оценивают имперские качества России и СССР. Так, Г. П. Федотов отмечает, что «Россия является империей своеобразной. По своей национальной и географической структуре она занимает среднее место между Великобританией и Австро-Венгрией. Ее нерусские владения не отделены от нее морями. Они составляют прямое продолжение ее материкового тела, а массив русского населения не отделен резкой чертой от инородческих окраин. Но Дальний Восток или Туркестан, по своему экономическому и даже политическому значению, совершенно соответствуют колониям

11) Заметим, что именно присутствие английских колонизаторов в Индии резко ускорило процесс формирования национального самосознания среди представителей местных этнических групп. Распространение, пусть и в локальных формах, английской системы образования, европеизация местных элит и подготовила, как это не парадоксально, саму возможность национального освобождения. Империя вообще является своеобразным «инкубатором» для национальных государств. Вызревая в теле империи до достижения жизнеспособного государственного состояния, колониально зависимые народы начинают, на определенном этапе своего развития, новую жизнь, уже в качестве независимых национальных государств.

12) «Твой жребий – бремя Белых! / Как в изгнанье, пошли / Своих сыновей на службу / Темным сынам земли; / На каторжную работу – / Нету ее лютей, – / Править тупою толпою / To дьяволов, то детей». См. Киплинг Р. Бремя Белых // Избранное / Пер. с англ. В.Топорова. Л.: Худ. лит., 1980. C.469.

  1. Anonymous (leach w. E. ?)

    Документ
    -Anonymous, 1917. " Results of the South Australian Museum expedition to Strzelecki and Cooper Creeks. September and October 1916". p 490. Trans.
  2. An Interdisciplinary Overview of Canadian Research on Identity

    Документ
    “Identity” may be defined as the distinctive character belonging to any given individual, or shared by all members of a particular social category or group.
  3. The nature of matter : physical theory from Thales to Fermi / Ginestra

    Документ
    AY 59 .U55 195 1953 The Unicorn book of 195 / prepared under the editorial direction of Joseph Laffan Morse.
  4. Natural heritage values of the lake eyre basin in south australia

    Документ
    At that time the possibility of pursuing World Heritage Listing for the Lake Eyre region was being considered, but this did not proceed. There are no current plans to progress a WH nomination for the Lake Eyre region.
  5. Table of Organization

    Документ
    01.01.09. . OTHER GOLF 1.01.01.10. . TOURNAMENT HISTORIES 1.01.01.11. . PUTTING HISTORY / HISTORY OF PUTTING 1.
  6. Books on history of mathematics, science and technology

    Документ
    I started this in 1 in order to record books received. I have extracted relevant books from other lists, from lists of references in my papers and from Sections 1-3 of my Sources.
  7. Per public call for the period 2008-2009

    Документ
    The publication "The Fourth Scientific and Research Conference InterRegioSci 2009" contains short reports pertaining to implementation of scientific and research projects co-financed by the Provincial Secretariat for Science
  8. W. Y. Evans-Wentz, M. A., D. Litt., D. Sc

    Документ
    India s Great Scientist and Inventor, Jagadis Chandra Bose 9. The Blissful Devotee and his Cosmic Romance (Master Mahasaya) 10.
  9. Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access

    Документ
    Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access
  10. Curriculum for the Sholem School

    Документ
    Sholem Sunday School is dedicated to helping American Jewish children ‑‑ and their families ‑‑ to achieve a positive understanding of their identity as Jews and as Americans.

Другие похожие документы..