Scientific Council of the Russian Academy of Sciences for the Study and Preservation of Cultural and Natural Heritage

30

Глава 1. Две модели модернизации

исторические предпосылки, в первую очередь, использование в европейских государствах римского права, в своих основных чертах сформировавшегося еще в период Римской империи.

Обращаясь к областям социально значимого знания и мировоззрения, хотелось бы отметить следующее. Процесс десакрализации мира, перехода к более светскому обоснованию мироустройства также является ровесником Нового времени, постепенно набирая силу, тотальность, приводя к большей рационалистичности и плюралистичности в социокультурной сфере жизни общества. По отношению к процессам, которые происходили на протяжении большей части XX века в философии, искусстве и науке, наши взгляды совпадают с определениями Э. А. Орловой.

Кроме Э. А. Орловой, являющейся ведущим российским специалистом в области изучения модернизационных процессов, их изучением занимались и занимаются целый ряд западных ученых.

Итак, приведем наиболее характерные в отношении проблем цивилизации модерности и процессов модернизации позиции западных ученых, включающих в себя и определение их содержательного наполнения.

Свою модель общества модерности предлагает Э. Гидденс, делая акцент на множественности ее институциональных проявлений, которые находят свое выражение в четырех «институциональных осях». Первой осью является индустриализм, определяемый Э. Гидденсом как система социальных отношений, основанных на масштабном использовании энергии и технологий в производственных процессах. Второй институциональной осью модерности является капитализм, рассматриваемый как система производства товаров, основанная на конкурентных рынках производства продукции и на специализации рабочей силы. Третью ось общества модерности образуют институты общественного надзора, которые являются основой усилившейся, в сравнении с периодом феодализма, институциализации, усложнения государственной власти. Административную систему общества

I. Феномен модернизации

31

модерности следует рассматривать в терминах контроля, peализовываемого на основе сбора и применения информации. Четвертое институциональное измерение охватывает формы монопольного контроля государства модерности над средствами насилия в пределах своих национальных границ37).

Э. Гидденс, рассматривая институциональные принципы организации модерности, выделяет два фактора: национальное государство и систематическое капиталистическое производство. Генеалогически они восходят к специфическим чертам европейской истории. Аналогии в иных исторических периодах и культурных контекстах незначительны. Их пакетное распространение по всему миру состоялось во многом вследствие порождаемой ими мощи: «Никакие иные, более традиционные, общественные формы не могут противостоять ей, сохраняя полную изолированность от глобальных тенденций. Является ли модернити исключительно западным феноменом с точки зрения образа жизни, развитию которого способствуют эти две великие преобразующие силы? Прямой ответ на этот вопрос должен быть утвердительным»38).

Вместе с тем существенное ослабление позиций европоцентризма и даже полное его изгнание из ряда научно-философских дискурсов способствовало известной плюрализации представлений о модернизации. Так возникло понятие «множественные модерны», о чем, в частности, говорит известный социолог и теоретик модернизации Ш. Эйзенштадт39). Возможность применения различных модернизационных моделей служит источником избыточной креативности, возможностей, вариантов будущего развития.

Свой взгляд на основные характеристики модерности дает Л. Пелликани. Согласно его точке зрения, модерность –

37)Фуре В. H. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденca // Социологический журнал. M., 2001. № 1. C.51.

38)Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна
на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999. С. 119.

39)Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное
изучение цивилизаций / Пер. с англ. А. В. Гордона; Под ред. Б. С. Ерасова.
M.: Аспект Пресс, 1999. С. 14.

32

Глава 1. Две модели модернизации

это цивилизация, включающая в себя автономию подсистем, избирательное право, институционализацию социальных изменений, рационализацию, светскую культуру, торжество закона, универсализацию прав граждан40).

Д. Бергер представляет свое определение основных принципов, на которых базируется теория модернизации. Модернизация представляет собой, прежде всего, эндогенное достижение обществ, в которых разворачиваются модернизационные процессы; модернизационные процессы, характерные для различных частей социокультурной сферы, отличаются комплементарным характером, то есть поддерживают друг друга; страны, лидирующие в модернизационном процессе, не мешают тем, кто находится на более ранних этапах; процессы модернизации имеют общую направленность41). С нашей точки зрения, здесь наиболее ценным представляется выделение институциональных социальных изменений, формирование новых, секулярных, автономных, рациональных институтов. Весьма важным представляется секуляризация социокультурной сферы, достижение большей автономии ее отдельных подсистем, формирование демократической политической системы, основанной на юридическом (римском по генезису) праве, декларация универсальных прав человека.

В соответствии с классическими модернизационными подходами модернизационные процессы сопровождаются трансплантацией западных по своей генеалогии политических институтов, открытого общества, партийной демократии. С их проникновением в различные сегменты социокультуры происходит постепенное изменение типа доминантной личности, т. е. ее активный тип «А» начинает численно превалировать над пассивно-созерцательным (традиционным) типом «Б». На первый план общественной жизни выходит активисткая личность, проектирущая свою жизнь в рацио-

40)Цит. по: Фомичев П. H. Дискурсы глобализации и тенденции развития социологии: Аналитический обзор // Социологические исследования на пороге XXI в. / РАН. ИНИОН. M., 2000. C.36.

41) См.: Цапф В., Хабих Т., Бульман Я., Делей В. Германия: трансформация через объединение // Социс. 2002. № 5. С. 22.

I. Феномен модернизации

33

нальных рамках, личность, чье повседневное поведение определяют не идеалы, но интересы. Поскольку идеалы вполне абстрактны, а интересы конкретны, именно переход от доминирования одних к другим и позволяет укорениться в модернизирующейся стране института парламентской демократии. Ведь для того, чтобы осознанно голосовать за ту или иную политическую партию, необходимо четко осознавать свои интересы и то, насколько они выражены в программе и практически проводимой политике данной партии.

Модернизация усиливает также существующие различия в субкультурах элиты и неэлиты; в течение длительного времени остается открытым вопрос, в какую сторону будет двигаться общество в условиях, когда основные политические субкультуры разнонаправлены. Вопрос, в какой степени должна измениться социокультурная традиция модернизирующегося общества, решается апостериорно, планирование изменений возможно, но прогностическое видение конечного результата, как правило, затруднено. В любом случае, для осуществления модернизационных трансформаций требуется достаточно значительное историческое время, что обусловленно, прежде всего, медленным изменением ментальности 42).

Э. Аллард, критикуя классическую модернизационную теорию, говорит о понятии «множественные модерны», используемом в работах Ш. Эйзенштадта. Генеалогия модерно-сти восходит к западному миру. Институциональные формы включают в себя демократическое национальное государство, рыночную экономику, образование и научное знание. Однако институциональная сфера организации общества модерности во многом оказалась различной в конкретных обществах. В большинстве обществ Дальнего и Среднего Востока, Аф-

42) Так, говоря о перспективах изменения сознания наших соотечественников, один из авторов современного нам этапа модернизационных трансформаций в России, А. Б. Чубайс, заметил: «Возможно, потребуется не одно десятилетие, чтобы изменить базовые представления в головах у людей». См.: Чубайс А. Б. Рождение хозяина // Приватизация по-российски. M.: Вагриус, 1999.C.306.

34

Глава 1. Две модели модернизации

рики принята базовая модель территориального развития. Элиты и неэлиты переняли многие важные характеристики западной модерности, принимая и отвергая по выбору разные элементы исходя из понимания собственных интересов. Модернизация незападных обществ сопровождалась процессом интерпретации и переформулировок имплантируемого инокультурного опыта.

Согласно точке зрения Ш. Эйзенштадта, эти процессы не привели к появлению одной универсальной цивилизации, но к различным модификациям модерности43). Изменилось отношение к культурной традиции, которая из явного препятствия на пути модернизации стала восприниматься как необходимое условие ее успешности: «„Культура" перестала быть главным злом, она стала добром»44).

Для текущего успеха и тем более для закрепления промежуточных результатов модернизационных процессов крайне важна политическая организация трансформирующегося общества. Рассмотрение модернизационных процессов в исторической ретроспективе показывает, что изменения в политической организации общества, как правило, запаздывали, и запаздывали значительно, рассматриваясь не только как нечто второстепенное, то, с чем вполне можно подождать, но часто и как вредное, то, что выводит подданного из состояния почти абсолютной зависимости от власти.

Зависимыми людьми, а тем более рабами, вообще проще управлять и это управление фактически сведено к отдаче приказов, которые не обсуждаются, но выполняются. Здесь уместно вспомнить слова Петра I: «Иностранцы говорят, что я повелеваю рабами. Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская

43)Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // Социс. М.,2002.№9.С61.

44)Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П. M. Кудюкина. СПб.: Университет, книга, 2001. С. 211.

I. Феномен модернизации

35

вольность здесь не у места, как к стене горох... » 45). Обобщая отметим, что указы эти могут содержать в себе как пользу, так и вред, но ни эта польза, ни вред неподвластны контролю со стороны общества.

Уже в XX веке, пусть и по иным причинам, элиты тоталитарных режимов не только не осознавали, но и отвергали как упадочные и вредные принципы политической организации общества модерности. Роль гражданского общества в обеспечении динамических процессов во всех областях жизни, в том числе в науке, промышленности, военном деле, гуманитарных областях культуры, была осознана в полной мере лишь во второй половине XX века.

Это признание не было абсолютным, опыт ряда незападных обществ во второй половине XX века показывает, что используемые ими идеологические модели и практика повседневного существования восходят к традиционализму. Путь институциональных и ценностно-нормативных трансформаций был долгим даже в Европе. Достаточно вспомнить, что модерность окончательно воплотилась в Западной Европе лишь после окончания Второй мировой войны, когда в орбиту евроатлантического мира (либеральной суперцивилизации, по терминологии А.Ахиезера46)) вошла Западная Германия.

Заметим, что в модернизирующихся обществах достаточно часто наблюдается огрубление имплантированных инокультурных образцов, их редукция к более примитивным формам. У. Ганнерс рассматривает ряд моделей взаимодействия между культурами – донором и реципиентом, выделяя, как наиболее распространенный, сценарий «периферийной коррупции». Суть данного сценария заключается в процессе отфильтровывания высших достижений и ценностей культуры-донора, фиксирующем уровень межкультурного вза-

45)Ключевский В. О. Петр Великий среди своих сотрудников: Сочинения. В 9 т. T.VIII / Под ред. В.Л.Янина; Послесл. В.А.Александрова; Коммент, составили В.А.Александров, В.Г.Зимина. M.: Мысль, 1990. C.404.

46)Ахиезер А. С. Диалог как основа современного философствования // Социокультурное пространство диалога. M.: Наука, 1999. C.221.

  1. Anonymous (leach w. E. ?)

    Документ
    -Anonymous, 1917. " Results of the South Australian Museum expedition to Strzelecki and Cooper Creeks. September and October 1916". p 490. Trans.
  2. An Interdisciplinary Overview of Canadian Research on Identity

    Документ
    “Identity” may be defined as the distinctive character belonging to any given individual, or shared by all members of a particular social category or group.
  3. The nature of matter : physical theory from Thales to Fermi / Ginestra

    Документ
    AY 59 .U55 195 1953 The Unicorn book of 195 / prepared under the editorial direction of Joseph Laffan Morse.
  4. Natural heritage values of the lake eyre basin in south australia

    Документ
    At that time the possibility of pursuing World Heritage Listing for the Lake Eyre region was being considered, but this did not proceed. There are no current plans to progress a WH nomination for the Lake Eyre region.
  5. Table of Organization

    Документ
    01.01.09. . OTHER GOLF 1.01.01.10. . TOURNAMENT HISTORIES 1.01.01.11. . PUTTING HISTORY / HISTORY OF PUTTING 1.
  6. Books on history of mathematics, science and technology

    Документ
    I started this in 1 in order to record books received. I have extracted relevant books from other lists, from lists of references in my papers and from Sections 1-3 of my Sources.
  7. Per public call for the period 2008-2009

    Документ
    The publication "The Fourth Scientific and Research Conference InterRegioSci 2009" contains short reports pertaining to implementation of scientific and research projects co-financed by the Provincial Secretariat for Science
  8. W. Y. Evans-Wentz, M. A., D. Litt., D. Sc

    Документ
    India s Great Scientist and Inventor, Jagadis Chandra Bose 9. The Blissful Devotee and his Cosmic Romance (Master Mahasaya) 10.
  9. Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access

    Документ
    Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access
  10. Curriculum for the Sholem School

    Документ
    Sholem Sunday School is dedicated to helping American Jewish children ‑‑ and their families ‑‑ to achieve a positive understanding of their identity as Jews and as Americans.

Другие похожие документы..