Scientific Council of the Russian Academy of Sciences for the Study and Preservation of Cultural and Natural Heritage

23

гда появились успешные, конкурентоспособные варианты воспроизводства модерности за пределами западной цивилизации. Свою трактовку модернизации представляют динамичные, экономически и социально успешные азиатские государства, страны, относящиеся к исламской цивилизации, пытающиеся использовать в экономической деятельности религиозные установления (запрет на получение ссудного процента в коранической традиции). Согласно точке зрения Ш. Эйзенштадта, «противоречие – между уникальностью Запада и тем, что он был как бы моделью для остального мира, а с другой стороны, спецификой динамики других цивилизаций, не было вполне очевидным во времена Маркса или Вебера, когда распространение капитализма и модернизация за пределами Европы были на ранних стадиях. Но оно стало гораздо более очевидным на более поздних стадиях модернизации после Второй мировой войны»26).

Это противоречие находит зримое выражение в разительном неравенстве между различными цивилизационными ареалами в освоении материального мира, в сфере хозяйственной жизни. И. Валлерстайн разработал теорию мировой системы, объясняющую степень неравенства между странами первого (государства модерности) и третьего мира. Процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей основывался на экспансии мировой капиталистической экономики, начиная, по крайней мере, с XVI века. Капиталистическая мировая экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены.

К государствам ядра И. Валлерстайн относит: Великобританию, Нидерланды, Францию и присоединившиеся позднее страны Северо-Западной Европы. Именно в этих странах возникли современные виды предпринимательства, произошли промышленные революции. Государства, расположенные на юге Европы, вокруг Средиземного моря, стали

26) Цит. по: Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. M.: Наука, 2002. С.364.

24

Глава 1. Две модели модернизации

полупериферией стран ядра. Часть азиатских и африканских территорий относилась к внешней арене, поскольку их практически не затрагивали торговые связи со странами ядра. Колониальные процессы и деятельность крупных корпораций вовлекли страны Азии и Африки в систему мировой хозяйственной жизни. И. Валлерстайн утверждает, что доминирующие в мировой системе страны ядра способны контролировать мировые торговые процессы, страны первого мира имеют возможность эксплуатировать ресурсы стран третьего мира27).

Один из существенных аспектов происходящих процессов заключается, по-видимому, в следующем. Западная цивилизация периода модерности во все большей мере развивается в горизонтальной плоскости, оставляя за скобками свое, все более уменьшающееся, вертикальное измерение, что проявляется, в частности, в трансформации и наполнении новым, светским содержанием христианских по генезису смысловых комплексов и подсистем культуры. (Под вертикальным направлением мы понимаем ценности сакрально-трансцендентного измерения. Под горизонтальным направлением – материальные ценности.) Незападные цивилизации достаточно долго не могли ответить на вызов Запада во многом в силу доминирования вертикального измерения над горизонтальным. Ответ, контуры которого стали проступать к концу прошлого века, заключается в попытке ускорения социокультурной динамики, включающей в себя формы хозяйственной жизни, общественной организации, технологии и т.д., при большем, чем на Западе, сохранении вертикального измерения жизненной стратегии, ее духовной (прежде всего религиозной) составляющей.

Следует отметить, что в рамках цивилизационного процесса стремление «догнать и перегнать» государства модерности, не теряя, или, по меньшей мере, радикально не транс-

27)Валлерстайн И. Рождение и будущая кончина капиталистической миросистемы: Концептуальная основа сравнительного анализа // Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П. M. Кудюкина. СПб.: Университет, книга, 2001. С. 19-62.

I. Феномен модернизации

25

формировав традиционной цивилизационной идентичности, достаточно проблематично. В случае практического воплощения этих трансформационных проектов, достигаемого, как правило, ценой крайнего напряжения сил общества и государства, получившая разновекторное направление движения система не может эффективно функционировать ни в одной из этих плоскостей. Сохраняющийся и сегодня инфантилизм и мифологизм массового сознания, и далеко не только в России, продолжает ориентироваться на возможность достижения всего комплекса цивилизационных благ и уровня жизни, ничем значимым при этом не жертвуя. В качестве иллюстрации приведем высказывание религиозного арабско-мусульманского мыслителя Сайида Кутбы, описавшего идеальное мусульманское общество, которое в своей материальной жизни соответствовало бы уровню современной (западной) цивилизации, а «по своему духу, мировоззрению – религиозным убеждениям, представлениям о жизни, цели человеческого бытия, месте человека во Вселенной, о его специфических свойствах, правах и обязанностях – базировалось на провиденциализме»28).

Итак, процессы модернизации рассматриваются, как правило, в трех различных значениях. Как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени; догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать; современные инновационные процессы, характерные для стран, относящихся к западной цивилизации29).

Нас в большей степени интересуют процессы, объединенные во вторую группу, поскольку Россия уже в течение последних трех столетий, хотя и с попятными движениями,

28) Цит. по: Сагадеев А. В. Дуализм земли и неба: Культурное наследие и идеология в современном арабском мире // Культурное наследие: Преемственность и перемены: Сборник реф. обзоров. Вып.З. M.: ИНИОН РАН, 1991.C.52.

29) См., напр.: ZapfW., HabichR., Bulmanh Т., DeUieyJ. The case of Germany: Transformation through unification // Sisyphus. W-wa, 2001. Vol. 15. P. 13.

2 Зак. 200

26

Глава 1. Две модели модернизации

осуществляет свой модернизационный проект. Это не означает, что вне сферы нашего внимания остаются иные грани модернизации, поскольку только в широкой системе модернизационных контекстов возможно понимание отдельных направлений модернизации. Различные авторы придерживаются достаточно широкого диапазона взглядов как на определение хронологических рамок модернизации, так и ее онтологические основания, что наиболее отчетливо проявляется в различии универсального (стадиального) и локального (цивилизационного) подходов30).

В рамках классических модернизационных теорий, восходящих к христианской традиции универсализма, модели модернизационных процессов разрабатывались в духе универсальной историчности, общего для всех народов и локальных цивилизаций направления развития. Изменение культурной идентичности рассматривалось в качестве неизбежного следствия социокультурных трансформаций, выступало своеобразным индикатором их радикальности. Вариативность исторической и социокультурной реальности должна была уступить место инварианту, более или менее удачному слепку западного социокультурного дискурса. В 50-е годы прошлого века Ж.-П. Сартр, выражая господствующие в интеллектуальной среде представления, писал о том, что «множественность значений Истории можно положить в ее основание только на базе будущего сведения их воедино... Наша историческая задача в центре поливалентного мира состоит в том, чтобы приблизить момент, когда История будет иметь только одно значение, когда она будет иметь тенденцию раствориться в конкретных людях, делающих ее сообща»31).

Уже в 70-е годы прошлого века У. Myp, характеризуя динамику развития незападных обществ, писал, что «все идут в одном направлении, несмотря на различие темпов,

30) См., напр: Гавров С. H. Модернизация незападных обществ: Соотношение локального и универсального // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. M., 2003. №2. С. 5–11.

31) Цит. по: Коукер К. Сумерки Запада / Пер. с англ. А. А. Арзуманова M.: Московская школа политических исследований, 2000. С. 206.

I. Феномен модернизации

27

рубежей и препятствий, модернизация – это рационализация общественной организации и социокультурной активности. Такой рациональный процесс ведет к сближению уровней развития. Модернизация поэтому – путь к конвергенции стран с различной исторической судьбой в едином мировом сообществе»32).

В рамках западной цивилизации модерности в качестве идеала рассматривается индивидуалистическое существование человека, который стремится к соперничеству с Богом-Творцом, что вызывает настороженное отношение в менее секуляризованных регионах. Человек незападного мира может представлять модернизацию как «сжатую и гипертрофированную форму самой западной цивилизации»33).

Унифицирующий подход к процессам модернизации незападных обществ вызывает амбивалентную реакцию вне традиционного ареала модерности от комплементарности в отношении вестернизационных усилий национальных элит до их полного неприятия, детерминированного социокультурной, религиозной традицией, представлением о месте в мире Бога и человека: «...Идея развития в западном понимании абсолютно неприемлема для неевропейских культур. Будущее станет не результатом доминирования одной западной цивилизации с ее пониманием свободы, цивилизации, рационализма и т. д., а будет представлять мир многих цивилизаций, вносящих в процесс развития свои знания, самобытность и действия для создания более гуманного, экономически эффективного и социально справедливого общества» 34).

Предлагоемое в будущем разноцветье различных цивилизаций, каждая из которых претендует на свою толику модерности вероятно, но такое положение вещей предпола-

32) Цит. по: Кравченко И. И. Модернизация сегодняшней России // Этатистские модели модернизации. M.: ИФРАН, 2002. С. 16-17.

33)Сасаки К. Эстетическая жизнь в антиурбанистической культуре Японии // Ориентиры... M.: ИФРАН, 2001. С. 168.

34)Виганд В. К. Ориентализация мировой системы – угроза Западу? // Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Ред. А.И.Неклесса и др. M.: Вост. лит., 2002. С.382-383.

2)

28

Глава 1. Две модели модернизации

гает некоторую «безразмерность» модерности вообще, ведущую к невозможности выделить и зафиксировать ее общие, объединяющие черты. Бедуин на верблюде с мобильным или спутниковым телефоном не является еще одним подтверждением того, что цивилизация модерности распространилась на данный регион мира. Женщина в парандже, лишенная к тому же избирательных прав, как, впрочем, часто лишен их и мужчина за рулем западного автомобиля, еще не означают успеха модернизации.

Эти детали повседневного быта свидетельствуют лишь об имитации модернизационных процессов и ни о чем более. О движении в сторону содержательно наполненной модернизации могут свидетельствовать институциональные преобразования, дополненные радикальным изменением ментальности вышеозначенного бедуина. Мы полагаем, что несмотря на противодействие и даже прямое сопротивление модернизационным процессам в ряде регионов незападного мира нельзя отказываться от общего, необходимого для всех пакета модернизационных трансформаций, и здесь нельзя спрятаться за эвфемизмом множественности формирующихся модернов. Как заметил в разгар экономических реформ отец польского экономического чуда Л. Бальцерович: «Каждая страна с какой-то точки зрения действительно особенна. Но это вовсе не означает, что существует некий успешный специфический метод лечения болезней, поразивших ее экономику. Китайцы и россияне, несомненно, отличаются друг от друга, но если они заболеют, например, туберкулезом, лечить их следует одинаково» 35).

Этот необходимый пакет модернизационных трансформаций подробно рассмотрен выдающимся российским культурологом Э. А. Орловой. Она вполне справедливо полагает, что социокультурные процессы, начавшиеся в наиболее успешных в экономической, социальной, политической и гео-

35)Лыкошина Л. С. Лешек Бальцерович – «отец польских экономических реформ» // Политические лидеры и стратегии реформ в Восточной Европе: Сб. обзоров и реф. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобальных и региональных проблем. Отв. ред. Шаншиева Л.Н. M., 2003. С. 102.

I. Феномен модернизации

29

политической сфере государствах, относящихся к западной цивилизации, в XX веке получили распространение в глобальном масштабе. На уровне социокультурной организации общества эти процессы проявляются в форме движения от индустриализма к постиндустриализму в экономической сфере, в политической как движение от авторитарных к демократическим режимам, в правовой как переход от обычного к юридическому праву. «Им соответствуют изменения в области социально значимого знания и мировоззрения: в религиозной сфере заметен сдвиг от священного к более светскому обоснованию миропорядка; в философии – от монистического к плюралистичному миропониманию; в искусстве – от стремления к стилистическому единству к полистилистике; в науке – от объективизма к антропному принципу. Совокупность этих общих социокультурных тенденций принято называть модернизацией»36).

Данные Э. А. Орловой характеристики модернизационных процессов, по нашему мнению, заслуживают серьезного, аргументированного рассмотрения. С нашей точки зрения, процессы модернизации охватывают все европейское Новое время, то есть около трех столетий, а не только период XX века. В сфере экономики движение к постиндустриальному обществу хронологически следует отнести ко второй половине прошлого века. В отношении политической сферы жизни общества процесс замены авторитарных режимов на демократические происходил в Европе в этот же период, причем поступательное движение временами сменялось попятным, как было, в частности, в Германии, Испании, Италии, СССР в первой половине XX века. Этот процесс продолжается и сегодня, свидетельством чему служат демократические революции в странах Восточной Европы и государствах, образовавшихся на месте СССР на рубеже 80-90-х годов прошлого века. В правовой сфере жизни общества движение от обычного к юридическому праву имеет еще более дальние

36)Орлова Э. А. Социокультурные предпосылки модернизации в России: Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). Вып. 2 (10). M.: Изд. РГБ.2001.С.7.

  1. Anonymous (leach w. E. ?)

    Документ
    -Anonymous, 1917. " Results of the South Australian Museum expedition to Strzelecki and Cooper Creeks. September and October 1916". p 490. Trans.
  2. An Interdisciplinary Overview of Canadian Research on Identity

    Документ
    “Identity” may be defined as the distinctive character belonging to any given individual, or shared by all members of a particular social category or group.
  3. The nature of matter : physical theory from Thales to Fermi / Ginestra

    Документ
    AY 59 .U55 195 1953 The Unicorn book of 195 / prepared under the editorial direction of Joseph Laffan Morse.
  4. Natural heritage values of the lake eyre basin in south australia

    Документ
    At that time the possibility of pursuing World Heritage Listing for the Lake Eyre region was being considered, but this did not proceed. There are no current plans to progress a WH nomination for the Lake Eyre region.
  5. Table of Organization

    Документ
    01.01.09. . OTHER GOLF 1.01.01.10. . TOURNAMENT HISTORIES 1.01.01.11. . PUTTING HISTORY / HISTORY OF PUTTING 1.
  6. Books on history of mathematics, science and technology

    Документ
    I started this in 1 in order to record books received. I have extracted relevant books from other lists, from lists of references in my papers and from Sections 1-3 of my Sources.
  7. Per public call for the period 2008-2009

    Документ
    The publication "The Fourth Scientific and Research Conference InterRegioSci 2009" contains short reports pertaining to implementation of scientific and research projects co-financed by the Provincial Secretariat for Science
  8. W. Y. Evans-Wentz, M. A., D. Litt., D. Sc

    Документ
    India s Great Scientist and Inventor, Jagadis Chandra Bose 9. The Blissful Devotee and his Cosmic Romance (Master Mahasaya) 10.
  9. Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access

    Документ
    Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access
  10. Curriculum for the Sholem School

    Документ
    Sholem Sunday School is dedicated to helping American Jewish children ‑‑ and their families ‑‑ to achieve a positive understanding of their identity as Jews and as Americans.

Другие похожие документы..