Scientific Council of the Russian Academy of Sciences for the Study and Preservation of Cultural and Natural Heritage

17

традицию сакральное начало. Теряющая свое сакральное обоснование социокультурная традиция больше подвержена изменению и человек в ее рамках приобретает иную степень свободы в выборе того, что можно принять из прошлого, а от чего можно отказаться.

Процесс рационализации мира вышел на поверхность жизни в эпоху Ренессанса и Реформации, но свое институциональное оформление получил уже в эпоху Нового времени. В нем нашли свое продолжение и были на практике реализованы выраженные в рамках западноевропейского культурного ареала принципы: общеэволюционный принцип эволюциии от простых форм организации жизни к ее более сложным формам и принцип выделения все более автономного и самодостаточного субъекта из природного, а затем и социального контекста. Э. Нойманн заметил, что «анализ обнаруживает западную личность в постоянном движении как вперед, так и назад, но с устойчивым продвижением в направлении, определенном в самом начале: к освобождению человека от природы и сознания от бессознательного» 18).

Именно актуализация этих процессов и принципов, подкрепленная впоследствии возникновением национального государства и систематического капиталистического производства, сделало Европу, а затем и весь евроатлантический цивилизационный ареал источником модернизационных трансформаций в мировом масштабе. Модерность, постепенно выходя за пределы Европы, стала распространяться по всему миру во многом потому, что «никакие иные, более традиционные, общественные формы не могут противостоять ей... Является ли модернити исключительно западным феноменом с точки зрения образа жизни... Прямой ответ на этот вопрос должен быть утвердительным»19).

18)Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Пер. с англ. А. П. Xoмик. M.: Рефл-бук; K.: Ваклер, 1998. C.391.

19)Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под редакцией В.Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999. C.119.

3 Зак. 200

18

Глава 1. Две модели модернизации

Рассмотрев наиболее важные теоретико-культурные составляющие этого процесса, обратимся теперь к историко-эмпирическому осмыслению явления модернизации. Moдерность стала венцом, максимальной точкой выражения всей прогрессистской культурно-цивилизационной парадигмы. Идеология прогресса, приобретая все более секулярное наполнение, в течение всего периода модерности определяла европоцентризм исторического процесса, предполагая движение различных народов по восходящей лестнице к рационализму, секулярности, экономикоцентризму. Роберт Нисбет, в обобщенной форме излагая взгляды классиков социально-политической мысли на прогресс, говорит о том, что в целом классическую концепцию можно рассматривать как идею постепенного освобождения человечества от страха и невежества, движения по пути ко все более высоким уровням цивилизации20). Стадиальный подход, которого придерживались эволюционисты, неоэволюционисты, марксисты и позитивисты в течение длительного времени вплоть до последних десятилетий прошлого века, господствовал, а в опосредованном виде и сегодня достаточно распространен в западной, во многом сохраняющей дух европоцентризма, науке21).

При рассмотрении элементов модернизационных процессов, укладывающихся в контекстуальное поле социальной истории, политологии и экономики, отметим следующее. Вплоть до второй половины XX века реальное превосходство западной цивилизации над остальным миром было преобладающим, если не сказать абсолютным. В качестве альтернативного западному пути развития в течение большей части прошлого века выступал социалистический проект,

20) Цит. по: Василенко И. А. Политические процессы на рубеже культур. M.: УРСС, 1998. С. 136.

21) См., например: Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона (Lawrence Harrison, Samuel Huntington (eds.) Culture Matters: How Values Shape Human Progress. New York: Basic Books, 2000). M.: Московская школа политических исследований, 2002.

1. Феномен модернизации

19

представлявший собой отчаянную попытку достигнуть количественных экономических показателей ведущих государств модерности.

Социалистические варианты модернизации, практиковавшиеся в течение XX века в различных странах мира, прежде всего в СССР, были преимущественно адаптационной реакцией незападных обществ на радикальное ускорение исторической и социокультурной динамики в рамках сложившегося ареала модерности. Не случайно и то, что вне этого ареала был воспринят преимущественно социалистический вариант модернизации, поскольку именно он в большей мере соответствовал коллективистской ментальности незападных обществ. Естественно, что обращение к социалистическому варианту модернизации не было неким инвариантом для неевропейских государств, здесь достаточно выделить модернизационные процессы в Японии и в некоторых странах Юго-Восточной Азии, условно обозначаемых как «тигры» и «драконы» Азии.

Через десять лет после начала социалистического эксперимента в России А. В. Луначарский рассматривал позиции европейских литераторов, философов и политиков, оценивавших возможность вовлечения в прогрессистскую парадигму развития незападных обществ, используя социалистические варианты модернизации. Они полагали, что самоуглубленная Азия стремится позаимствовать у Европы импульс к материальной, вещественной активности, но при этом практически невозможно добиться механического переноса капитализма на азиатскую, неевропейскую вообще, почву. Азия на данном этапе своего развития не может воспринять от Европы это стремление к прогрессу в материальной сфере жизни напрямую, через принятие капитализма, свободного рынка, введения политической демократии и соблюдения прав человека. Но опосредованное европейское влияние на Азию возможно через большевизм, который даст новое евангелие для развития азиатского региона, сам при этом сегментировавшись и переродившись: «Он будет идейной основой возрождения Азии, т. е. огромного большинства человече-

з)

20

Глава 1. Две модели модернизации

ства. Но успехи вашего учения и движения на Западе будут ограничены. Здесь вы обольщаетесь»22).

Насколько социализм близок коллективизму Азии, настолько же далек индивидуалистической евроатлантической цивилизации, где его шансы исчезающе малы. Сегодня, рассматривая модернизационные процессы в исторической ретроспективе, стало понятно, что «в настоящее время существует и развивается множество цивилизаций. Проблема состоит как раз в том, что эти цивилизации, имея много сходных компонентов и постоянно находя точки пересечения между собой, продолжают развиваться, рождая новые варианты различных аспектов модернизма, каждая из которых предлагает собственную программу культурного развития. Все это способствует диверсификации подходов к пониманию модернизма и к оценке культурных программ, выдвигаемых различными частями современных обществ» 23)

Вторым альтернативным проектом, впрочем, не претендующим на универсальность, был проект модернизации посредством консервативной революции, представленный фашизмом в Италии и национальным социализмом в Германии. Отметим, что использование данной модернизационной модели во многом было обусловлено их схожей исторической судьбой. И Германия, на протяжении всего Средневековья стремившаяся к возрождению Римской империи, и Италия, где в XIII веке процветали торговые города-республики, по историческим меркам слишком поздно перешли к парадигме формирования национальных государств.

Дело в том, что городские торговые города-республики и имперские формы государственности в меньшей мере, чем национальные государства, способствовали ускорению

22)Луначарский А. В. Письма с Запада // На Западе. M.-JI.: Госиздат, 1927.C.25.

23)Эйзенштадт Ш.Н. Множественность модернизмов в век глобализации // Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл.; Отд. Восточной Европы; Отв. ред. Малиновский П. В. M., 2002. Ч. 1. С. 144. (Сер.: Глобальные проблемы современности).

I. Феномен модернизации

21

интенсивности исторической и социокультурной динамики. Результатом этого замедления динамических процессов стала задержка в процессе государственного объединения, Германия и Италия смогли решить эту задачу лишь в 70-е годы XIX века. Во многом именно вследствие этого формирование национальных мифологий приняло в этих странах столь агрессивную форму.

Анализируя модернизационные процессы, следует помнить, что они представляют собой синтез поступательной и рецессивной динамики, прогресса и регресса, хотя при их рассмотрении в достаточно длительном диахронном контексте преобладает поступательное начало. Как пример негативной адаптационной реакции на вызов евроатлантической цивилизации можно рассматривать опыт тоталитарных режимов XX века, включая, прежде всего, опыт нацистской Германии и в некоторой мере сталинского СССР. В рамках этих социокультурных проектов использовались технологические достижения модерности при одновременном отрицании демократических форм организации социума, прав человека, жесточайшей регламентации творческого потенциала личности. Тоталитарные режимы XX века сохраняли внешнюю оболочку общества модерности, отказавшись от его сущностных, онтологических основ.

В этой связи вызывает интерес позиция А. С. Ахиезера24) рассмотревшего проблематику, связанную с формированием политической основы общества модерности, вызовами и проблемами, возникающими на этом пути. Он относит к странам второй модернизационной волны Германию прошлого века, отстающую от политически и экономически более развитых стран. Немецкие национальные социалисты пытались приспособить технологии открытого общества модерности к целям тоталитарного, закрытого общества. Национал-социализм в Германии явился реакцией на усиление

24)Ахиезер А. С. Социокультурные механизмы циклов культуры // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. M.: Наука, 2002. С. 116-135.

22

Глава 1. Две модели модернизации

внутреннего социокультурного кризиса и внешнеполитическое поражение. В данном случае речь идет, скорее, об использовании потенциала модернизации в инструментальной сфере, применении ее достижений в области технологий, военного строительства, частично в сфере экономики.

Тоталитарные режимы стремились приспособить часть этих достижений для воссоздания архаического, закрытого общества, идеология которого представляет собой смесь рационализма и иррационализма, опоры на науку и в то же время на наиболее архаичную мифологическую основу общественного сознания. Еще в 1923 году классик немецкой литературы Т. Манн говорил о том, что «просить немца быть приверженным тому..., что народы Европы называют свободой, было бы... равнозначно требованию к нему совершить насилие над своей природой» 25).

Во второй половине XX века положение радикально изменилось, Германия, начиная со свой западной части, стала составным, а впоследствии и ключевым элементом конструкции европейской модерности. Достаточно трудный путь уже проделали или продолжают движение в этом направлении и некоторые другие страны Европейского континента, включая Италию и Испанию, позднее Польшу, Венгрию и другие бывшие социалистические страны. Мы обращаемся к историческому контексту модернизационных процессов в этих европейских странах не только для того, чтобы отметить их разнообразие во внутриевропейском масштабе, но и желая подчеркнуть детерминированность исторических судеб тех или иных народов их историческим прошлым.

Остальная часть человечества, часто определяемая в годы после окончания Второй мировой войны как страны «третьего мира», не только не смогла предложить сколь-либо значимый альтернативный проект, но и эффективные локальные варианты развития для незападных государств. Положение изменилось во второй половине XX века, ко-

25) Цит. по: Коукер К. Сумерки Запада / Пер. с англ. А. А. Арзуманова. M.: Московская школа политических исследований, 2000. C.32.

I. Феноменлгодернизации

  1. Anonymous (leach w. E. ?)

    Документ
    -Anonymous, 1917. " Results of the South Australian Museum expedition to Strzelecki and Cooper Creeks. September and October 1916". p 490. Trans.
  2. An Interdisciplinary Overview of Canadian Research on Identity

    Документ
    “Identity” may be defined as the distinctive character belonging to any given individual, or shared by all members of a particular social category or group.
  3. The nature of matter : physical theory from Thales to Fermi / Ginestra

    Документ
    AY 59 .U55 195 1953 The Unicorn book of 195 / prepared under the editorial direction of Joseph Laffan Morse.
  4. Natural heritage values of the lake eyre basin in south australia

    Документ
    At that time the possibility of pursuing World Heritage Listing for the Lake Eyre region was being considered, but this did not proceed. There are no current plans to progress a WH nomination for the Lake Eyre region.
  5. Table of Organization

    Документ
    01.01.09. . OTHER GOLF 1.01.01.10. . TOURNAMENT HISTORIES 1.01.01.11. . PUTTING HISTORY / HISTORY OF PUTTING 1.
  6. Books on history of mathematics, science and technology

    Документ
    I started this in 1 in order to record books received. I have extracted relevant books from other lists, from lists of references in my papers and from Sections 1-3 of my Sources.
  7. Per public call for the period 2008-2009

    Документ
    The publication "The Fourth Scientific and Research Conference InterRegioSci 2009" contains short reports pertaining to implementation of scientific and research projects co-financed by the Provincial Secretariat for Science
  8. W. Y. Evans-Wentz, M. A., D. Litt., D. Sc

    Документ
    India s Great Scientist and Inventor, Jagadis Chandra Bose 9. The Blissful Devotee and his Cosmic Romance (Master Mahasaya) 10.
  9. Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access

    Документ
    Creating and Sustaining International Connections: exploring the learning opportunities for Studying Creative Understandings about Teaching and Research for Equity and Access
  10. Curriculum for the Sholem School

    Документ
    Sholem Sunday School is dedicated to helping American Jewish children ‑‑ and their families ‑‑ to achieve a positive understanding of their identity as Jews and as Americans.

Другие похожие документы..