Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальностям: 030400. 62 «История»; 030402. 65 «Историко-Архивоведение»»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

ВЫПОЛНЕНИЕ

РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И БАКАЛАВРСКИХ РАБОТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов всех форм обучения по специальностям:

030400.62 «История»; 030402.65 «Историко-Архивоведение»»;

030101.65 «Философия»

Красноярск

СФУ

2011

УДК 371.385.5 (07)

ББК 74.580.252.4я73

В –

Рецензенты: С.Т. Гайдин, зав. каф. истории и политологии КрасГАУ

Т.М. Королева, доцент каф. истории и гуманитарных наук СибГАУ

Составитель: к.и.н., доцент Гонина, Н.В.

Выполнение рефератов, курсовых и бакалаврских работ: учеб.- метод. пособие [Текст]/сост.: Н.В. Гонина. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2011. – 50 с.

ISBN 978-5-7638-

Методические указания содержат основные требования по оформлению рефератов, курсовых и бакалаврских работ и рекомендации к их подготовке, написанию и защите.

Настоящее методическое пособие рекомендуется для использования при подготовке письменных работ студентам, обучающимися по специальности 030401 «История»; 030402 «Историко-Архивоведение»»; 030101 «Философия»

УДК 371.385.5 (07)

ББК 74.580.252.4я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2011

ISBN 978-5-7638-

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......С.5

    1. Реферат………………………………………………………………….С.6

    1. Общие положения………………………………………………….С.6

    2. Структура реферата……………………………………………….С.6

    3. Рекомендации к написанию текста……………………………......С.9

    4. Правила оформления текста……………………………………….С.9

    5. Правила оформления сносок (ссылок)…………………………..С.10

    6. Таблицы, схемы, графики………………………………………..С.11

    1. Курсовая работа………………………………………………………...С.14

    1. Общие положения………………………………………………...С.14

    2. Порядок выполнения …………………..………………………...С.14

    3. Требования к содержанию ………………..................................С.16

    4. Структура …………………………………………………………С.16

    1. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа……………….С.18

    1. Общие положения…………………………………………………С.18

    2. Последовательность выполнения…………………………….......С.18

    3. Критерии оценки ………………...………………………..............С.19

    4. Структура и содержание ………………………………………….С.19

    5. Методологические характеристики ……………………...............С.20

    6. Процедура защиты ……………………………………………......С.23

    7. Общие рекомендации по выполнению…………………..............С.23

    8. Презентация………………………………………………………..С.25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..С.26

Приложение А Форма титульного листа реферата, курсовой работы…....С.27

Приложение Б Форма титульного листа бакалаврской работы …………С.28

Приложение В Пример оформления содержания…………………………..С.29

Приложение Г Пример оформления списка использованной

литературы и источников………………………………….С.30

Приложение Д Примеры библиографической записи источников

и литературы………………………………………………..С.32

Приложение Е Примеры оформления ссылок……………………………..С.34

Приложение Ж Рекомендуемые Интернет-ресурсы……………………….С.35

Приложение И Примерный список тем бакалаврских работ, рекомендуемых

для студентов специальностей «история» и

«историко-архивоведение» на 2011 – 2012 учебный год…С.43

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение письменных работ является одним из важнейших элементов обучения студента. Навыки работы с источниками и литературой, методика систематизации и обработки фактического материала, развитие логического мышления, умение точно и грамотно формулировать свои мысли, и другие аспекты деятельности, без которых невозможно представить настоящего специалиста, формируются, оттачиваются и закрепляются при написании письменных работ.

Каждая работа является как бы новой ступенькой, шагом вперед. Рефераты представляют в большинстве своем компиляцию материала, а курсовая работа уже может носить черты исследования. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа служит заключительным этапом обучения студента в вузе, она завершает его подготовку и, одновременно свидетельствует о достижении необходимого квалификационного уровня.

Большинство письменных работ, выполняемых студентами, носит творческий характер. Поэтому достаточно сложно их регламентировать. Тем не менее, существуют единые стандарты, принятые в высшей школе, которые необходимо соблюдать. В данном пособии изложены основные требования, предъявляемые к письменным работам в вузе, а также даны методические рекомендации по их выполнению. Кроме того, в Приложении помещен перечень некоторых электронных адресов, содержащих полезные сведения для выполнения рефератов, курсовых и бакалаврских работ (См. Приложение Ж).

При оформлении работы рекомендуем также использовать методическое пособие: Основы информационной культуры. Библиографическое описание документа: метод, пособие/сост. С.П. Аникина; Краснояр. Гос. Ун-т. – Красноярск, 2005.

Правовая основа

Методические указания выполнены на основе требований следующих правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» (ред. От 05.03.2004 г.);

  2. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ (утверждено Приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1155);

  3. Письмо Министерства образования РФ от 18 мая 2002 г. № 14-55-359ин/15 «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний»;

  4. Письмо Министерства образования РФ от 10 декабря 1998 г. № 11-48ин/11-01-13 «О государственных аттестационных комиссиях»;

  5. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения. Лицензия ЛР № 021092 от 03.02.97.

  6. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. Взамен ГОСТ 7.32-91; Введ. 22.05.2001 г.

  7. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-84. Введ. с 01.07.2004 г.

  8. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления. Введ. впервые с 22.05.2001.

  9. СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов
    учебной и научной деятельности. СТО 4.2–07–2010//

  1. РЕФЕРАТ

1.1 Общие положения

Реферат – это наиболее распространенный вид письменной работы, выполняемый как по общим, так и по специальным предметам в течение семестра. Выполнение реферата позволяет подробнее ознакомиться с конкретной темой, закрепляет навыки работы с литературой и источниками, систематизации информации, анализа и изложения материала.

В реферате, как правило, рассматривается один, небольшой по объему вопрос.

Реферат может быть формой рубежного контроля знаний (зачет) или элементом процесса обучения. В зависимости от этого, студентам предлагается на выбор ряд тем. Повторение тематики в рамках группы нежелательно.

Цель работы – студент должен продемонстрировать навыки поиска информации и работы с ней, логического построения текста, знание конкретной проблемы и умение ее раскрыть.

Объем работы в целом не должен превышать 15 – 20 страниц.

Защита реферата обязательна.

    1. Структура реферата

Структура реферата, курсовой и бакалаврской работы одинакова. Она включает: титульный лист, содержание, введение, основную часть (текст), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Титульный лист. Для реферата и курсовой работы титульный лист оформляется одинаково. Исключение составляет только наименование вида работы (реферат, курсовая работа) На титульном листе указывают: наименование ВУЗа, кафедру, где выполнялась работа, название работы, фамилию и инициалы студента, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы научного руководителя, город и год выполнения работы.

Сокращения на титульном листе не допускаются.

Образец оформления титульного листа реферата и курсовой работы представлен в Приложении А.

Содержание. В содержании приводят названия всех разделов и подразделов работы и указывают страницы, на которых они расположены (каждый раздел должен начинаться с новой страницы).

Названия разделов и подразделов в содержании должны точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Они записываются строчными буквами, с первой прописной.

Номера и заголовки подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов. Номера и заголовки пунктов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров подразделов.

При необходимости продолжения записи заголовка раздела, подраздела или пункта на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого заголовка на первой строке.

После каждого заголовка ставят отточие и приводят номер страницы, на которой начинается данный раздел.

Образец оформления содержания представлен в Приложении В.

Введение – это вступительная часть работы, в которой излагается научный аппарат исследования. На основании этого раздела преподаватель (научный руководитель) анализирует качество работы. К выполнению «Введения» следует отнестись очень серьезно.

В состав «Введения» к реферату входят следующие компоненты: актуальность темы, анализ литературы по теме, цель работы. Возможно также определение хронологических и территориальных рамок работы.

«Введение» располагается после содержания, начинается с новой страницы, цифрами не обозначается. Объем «Введения» к реферату не более 2 страниц.

Все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием. Каждый компонент начинается с новой строки.

Например: Актуальность исследования

Основная часть – это текст работы, в котором раскрывается суть проблемы и проводится ее решение. Словосочетание «основная часть» не пишется.

Для написания основной части составляется план текста – перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План – это названия глав, параграфов и подпараграфов. План необходим не только студенту для организации работы, но и преподавателю для проверки. Поэтому при сброшюровывании текста содержание (план) помещается сразу после титульного листа.

Количество глав, параграфов и др. зависит от объема материала и от поставленных задач. Разделы должны быть соразмерны друг другу. Обычно в реферате текст разделяется только на параграфы (не менее двух). Названия параграфов не могут совпадать друг с другом или с темой. Они должны раскрывать содержание текста и быть понятными для читающего.

Каждая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждого раздела желательно поместить выводы (суждения).

Заключение – завершающая часть работы, в которой подводятся итоги исследования и делаются основные выводы. Оно, как и «Введение» не обозначается цифрами, в тексте располагается после основной части, начинается с новой страницы.

По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, четким, логичным и доказательным. На «Заключении», как и на «Введении» более всего сосредотачивается внимание преподавателя, оценивающего работу.

Для «Заключения» по реферату главное – показать результат работы, доказать, что поставленная цель достигнута. Не рекомендуется повторять или пересказывать материал, содержащийся в тексте реферата. Правильно выполненное «Заключение» содержит мысли в форме умозаключений.

Объем «Заключения» по реферату не должен превышать 2 стр.

Список использованных источников и литературы – помещается после «Заключения». Количество наименований литературы, внесенной в «Список», зависит от работы, однако в реферате оно должно быть не менее 5. «Список» составляется в алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора работы, наименования документа или коллективного труда, у которого нет точно определенного авторства. Кроме фамилии автора и названия работы необходимо указать выходные данные (место издания, название издательства, год издания). Также указывается количество страниц в тексте.

В «Списке» указывается только та литература, которая использована для данной работы. Но это не означает, что в список вносятся только труды, указанные в сносках. Например, теоретические работы могут быть использованы при подготовке исследования, и не фигурировать в тексте.

Сокращение мест издания, то есть городов, допускается лишь по отношению к Москве (М.), Ленинграду (Л.), Санкт-Петербургу (СПб.), Ростову-на-Дону (Ростов н/Д), Нижнему Новгороду (Н. Новгород). Все остальные российские и зарубежные города пишутся полностью.

Список источников и литературы оформляется строго по ГОСТу (см. Приложение Г).

Приложения – это дополнительный материал, иллюстрирующий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Приложения редко используются в рефератах, чаще в бакалаврских и курсовых работах.

Виды приложений могут быть разными: таблицы, документы, фотографии и др.

Приложения делаются только тогда, когда их больше двух. Но их и не должно быть слишком много. Каждое приложение должно иметь номер (без знака №) и заголовок. Одно приложение не может занимать более 2-х страниц.

В «Приложения» выносятся только те материалы, на которые есть ссылки в тексте. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» в сокращенном виде. Ссылка заключается в круглые скобки. Например: (См. Приложение А).

Приложения размещаются в самом конце работы после Списка источников и литературы.

Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «Приложение». Если в тексте документа одно приложение его обозначают «Приложение А». Каждое приложение начинают с новой страницы.

Если приложение представлено в виде таблицы и расположено на нескольких страницах, то на последующих страницах приложения над таблицей пишут с начала строки «Продолжение таблицы» и указывают ее обозначение.

Каждое приложение должно иметь заголовок. Заголовок приложения записывают с прописной буквы, располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы и пункты, которые нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед номером обозначение приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

  1. Бюллетень новых поступлений за май 2010 года (1)

    Бюллетень
    Резник, С. Д. Как защитить свою диссертацию : практ. пособие / С. Д. Резник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 346 с. : ил. - (Менеджмент в науке).
  2. Книги, поступившие в библиотеку в январе-марте 2010 года

    Документ
    Алексеева Е.В. Архивоведение [Текст] : учеб. [для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0611 - Делопроизводство и архивоведение] / Е.
  3. В. В. Иванова Под редакцией профессора В. Г. Агакова Печатается по решению Ученого совета Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова

    Интернет справочник
    Приводятся сведения о Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова, Правила приема в ЧГУ и другая информация, представляющая интерес для абитуриентов.

Другие похожие документы..