Занятие 35. Назначение и боевые свойства ручных гранат (ргд-5, рг-42, ф-1, рго, ргн). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами

ЗАНЯТИЕ 35. «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами»

Огневая подготовка - обучение личного состава применению штатного оружия для поражения различных целей в бою. Она предусматривает изучение материальной части оружия, основ, приемов и правил стрельбы, приемов и правил метания ручных гранат, способов разведки целей и определение дальностей до них, а также проведение стрельб.
Огневая подготовка проводится в неразрывной связи с тактической подготовкой и совершенствуется на тактических занятиях и учениях с боевой стрельбой. Критерием высокой огневой подготовки воинов является умение поражать противника в бою с первого выстрела.
В современном бою стрелковые подразделения решают поставленные им задачи искусным маневром и огнем. Ведению меткого огня они обучаются в основном на занятиях по огневой подготовке. Организация и методика проведения этих занятий довольно сложны, так как необходимо в тесной увязке с тактической подготовкой и другими предметами научить личный состав самостоятельному решению различных огневых задач. Для решения этих огневых задач надо иметь необходимый запас теоретических знаний(основ и правил стрельбы и метания, материальной части оружия и боеприпасов) и практические навыки применения оружия и боеприпасов в разнообразных условиях. При изучении кратких сведений по основам стрельбы или материальной части оружия и боеприпасов обучаемому приходится встречаться с такими вопросами и понятиями, которые подчас невозможно не только осязать, но и видеть. Для успешного усвоения таких понятий служат различные учебные приборы, пособия и макеты.
Твердые навыки владения оружием вырабатываются в результате длительных тренировок(упражнений). При этом должны соблюдаться следующие условия :
упражнения должны проводиться систематически и быть разнообразными, обучаемые должны знать результаты выполнения ими каждого упражнения.
Руководитель занятий не сможет выполнить этих условий, если при обучении личного состава он не будет пользоваться различными учебными приборами и пособиями.
При обучению метания ручных гранат применяются учебно-имитационные ручная наступательная граната (УРГН) и ручная оборонительная граната (УРГ), которые по своей форме и по весу соответствуют боевым гранатам. Эти гранаты при падении имитируют эффект взрыва, что значительно активизирует занятие и повышает заинтересованность, а также ответственность обучаемых. Имитационные гранаты с успехом могут применяться также на боевых стрельбах и на тактических учениях вместо боевых гранат. При выполнении программы начальной военной подготовки молодежи в школах по метанию ручных осколочных гранат на меткость и дальность применяются болванки ручных осколочных гранат.
Разрезные ручные гранаты служат наглядным пособием при изучении их устройства, взаимодействия частей и подготовки гранат к метанию.
По устройству разрезные ручные гранаты представляют собой охолощенные боевые гранаты и запалы к ним. Часть стенок корпуса у гранат и запалов вырезается для изучения их внутреннего устройства.
На разрезных гранатах руководителю можно показать устройство гранаты и ее запала, положение частей и механизмов гранаты до заряжания, в момент броска, в полете, при взрыве, сборку гранаты, осмотр и проверку исправности частей гранаты, заряжание и разряжание гранаты.
При изучении устройства, назначения и положения частей и механизмов ручной гранаты до заряжания обучаемым можно показать:
- на корпусе – толщину стенки корпуса, помещение разрывного заряда и положение холостой пробки;
- на запале – расположение воспламеняющего механизма, капсюля-воспламенителя, порохового замедлителя и капсюля-детонатора.
При показе расположения частей воспламеняющего механизма надо обратить внимание обучаемых на взаимное расположение ударника и боевой пружины со спусковым рычагом у запала УЗРГМ. Положение всех указанных частей хорошо наблюдается в вырезе запала.
Для показа работы частей воспламеняющего механизма в момент броска следует показать выдергивание за кольцо предохранительной чеки, затем при замедленном освобождении спускового рычага показать на запале УЗРГМ соскакивание ударника с вилки спускового рычага и движение его под действием боевой пружины в сторону запала (капсюля-воспламенителя).
Согласно программе начальной военной подготовки учащиеся по разделу «Огневая подготовка» должны:
- знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
- знать боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова и ручных осколочных гранат;
- иметь навыки в действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и в метании ручных гранат;
- ознакомиться с правилами сбережения и хранения стрелкового оружия;
- получить практику в стрельбе из пневматического оружия.

ТЕМА «Материальная часть автомата и ручных осколочных гранат».
ЗАНЯТИЕ 35. «Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами»

Цель: рассказать об устройстве и боевых свойствах ручных осколочных гранат
(РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН),научить учащихся приемам и способам метания гранат.
Время: 45 минут.
Методика проведения: лекция и тренировки учащихся.
Место занятий: кабинет начальной военной подготовки.
Материальное обеспечение: указывается для каждого учебного места.
Наглядные пособия и литература: программа НВП, «Учебное пособие по начальной военной подготовке» издание 5-е город Алма-Ата, «Мектеп» 1983 года, страницы 134-141; «Учебные стрелковые приборы и пособия» военное издательство МО СССР город Москва 1963 года; комплект плакатов по начальной военной подготовке УМЦ город Алматы 1998 года.
Методические указания: при организации и проведении занятия 8 темы 1 раздела «Огневая подготовка» предусмотреть следующие учебные места:
Место № 1 – для изучения боевых свойств ручных осколочных гранат, устройства, принципа действия гранат и запалов, а также мер безопасности при обращении с гранатами.
Место № 2 – для практических тренировок учащихся по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат.
Перед проведением занятия провести тренировку для командиров взводов 10-х классов по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Взвод разделить на две группы ( 1 группа- юноши; 2 группа- девушки).

ХОД ЗАНЯТИЙ
Вводная часть. Время 5 минут.
1. Построение взвода, проверка внешнего вида, личного состава, наличия материального обеспечения.
2. Подготовка учебных мест.
3. Построение взвода, объявление темы и цели занятия.
. Основная часть. Время 35 минут.
1. Разделить взвод на 2-е группы.
2. Направить первую группу на учебное место №1, вторую группу- на учебное место №2. Смена групп на учебных местах произвести через 15 минут по команде преподавателя-организатора начальной военной подготовки.
Место № 1.
Цель: рассказать учащимся о назначении, боевых свойствах ручных осколочных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН); изучить устройство и принцип действия гранат и запалов, меры безопасности при обращении с гранатами.

Учебные вопросы:
1. Назначение и классификация ручных осколочных гранат. Боевые свойства ручных осколочных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН).
2. Устройство гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГН, РГО) и УЗРГМ.
3. Принцип действия УЗРГМ. Меры безопасности при обращении с гранатами.
1-й учебный вопрос—5 мин. Преподаватель-организатор НВП должен рассказать обучаемым о наступательных (РГД-5, РГН) и оборонитель¬ных (Ф-1, РГО) ручных осколочных гранатах, находящихся на воору¬жении армии РК, и об их боевых свойствах.
2-й учебный вопрос—5 мин. Используя имеющиеся учебные гранаты и наглядные пособия, следует показать школьникам со¬ставные части гранат и рассказать об их назначении.
Далее учеников знакомят с назначением и устройством мо¬дернизированного унифицированного запала ручной гранаты (УЗРГМ). Он состоит из ударного механизма и собственно запа¬ла. Следует обратить внимание учащихся на то, что запалы всег¬да находятся в боевом положении. Разбирать их и проверять ра¬боту ударного механизма категорически запрещается.
Для проверки усвоения надо опросить двух-трех учеников.
Вопросы для закрепления
1. Каково назначение и каковы бое¬вые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, Ф-1?
2. Каково устройство ручной осколочной гранаты Ф-1?
3. Каково устройство запала УЗРГМ?
3-й учебный вопрос—5 мин.
Изучение вопроса необходимо проводить на макетах гранаты и запала. Руководитель занятия объясняет, что при броске гра¬наты спусковой рычаг под действием боевой пружины поворачи¬вается и освобождает ударник; ударник под действием боевой пружины энергично продвигается вперед и накалывает капсюль воспламенителя. Следует подчеркнуть, что капсюль запала вос¬пламеняется в момент броска гранаты, а взрыв происходит толь¬ко через 3,2—4,2 с после броска. Здесь уместно напомнить уча¬щимся о мерах безопасности во время броска как наступательной, так и оборонительной гранаты, так как при взрыве гранат обра¬зуется большое количество осколков и поражается живая сила в радиусе до 25 м—РГД-5 и до 200 м Ф-1.
Вопросы для закрепления по плану преподавателя-организатора НВП.
Место № 2
Цель: привить практические навыки учащимся по заряжанию и способам применения ручных осколочных гранат.
Учебные вопросы:
1. Тренировки учащихся по заряжанию ручных гранат. (Выполнение команды: «Подготовить гранаты»)
2. Тренировки учащихся по способам метания ручных гранат. (Выполнение команды: «Гранатой- ОГОНЬ»)
а) из положения « стоя с места»;
б) в движении;
в) из положения « с колена»;
г) из траншеи;
д) из положения «лежа».

Материальное обеспечение: подстилка (3шт.), гранатные сумки (3шт.), РГД-5 учебная (3шт.), УЗРГМ учебный (3шт.), холостая пробка (3шт,), бумага или ветошь, стол (3шт.).
Руководитель: командир взвода.
1-й учебный вопрос—7 мин. Вначале учащимся сообщают, что, для того чтобы подготовить гранату к броску, ее необходимо зарядить. Затем руководитель занятия показывает практически, как это надо сделать: вынуть гранату из гранатной сумки, вывин¬тить пробку из трубки корпуса и ввинтить запал. Граната готова к броску.
Для закрепления изученного целесообразно опросить двух-трех учащихся.
Вопрос для закрепления. Какова последовательность подготов¬ки ручной осколочной гранаты к броску?
2-й учебный вопрос—13 мин.
Метание гранаты производится по команде «Гранатой- ОГОНЬ», а в бою, кроме того, и самостоятельно.
Для метания гранаты выбирается место и принимается такое положение, чтобы можно было сделать бросок без помех, т.е. чтобы на пути полета гранаты не было ветвей деревьев, высокой травы, проводов и других препятствий.
Для метания гранаты необходимо взять гранату в руки и пальцами плотно прижать спусковой рычаг к корпусу гранаты , продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжать (выпрямить) концы предохранительной чеки; удерживая спусковой рычаг в прижатом положении, за кольцо выдернуть предохранительную чеку; размахнуться и бросить гранату в цель (при метании оборонительной гранаты сразу после броска укрыться).
Провести тренировки учащихся по заряжанию ручных гранат. ( Выполнение команды: «Подготовить гранаты») и тренировки учащихся по способам метания ручных гранат. ( Выполнение команды: «Гранатой- ОГОНЬ»)
. Заключительная часть. Время 5 минут.
1. Построение взвода.
2. Проверка материального обеспечения учебных мест.
3. Объявление степени достижения учебной цели.
4. Отметить положительные и отрицательные стороны занятия.
5. Объявить домашнее задание:
- назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, РГ-41, Ф-1., РГО, РГН.
- устройство ручной осколочной гранаты РГД-5.
- назначение и устройство запала УЗРГМ.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты РГ-41.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты Ф-1.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты РГН.
- особенности устройства ручной осколочной гранаты РГО.
- последовательность подготовки ручной осколочной гранаты к броску.
- последовательность выполнения приемов метания ручной осколочной гранаты из положения стоя.
- особенности метания ручных осколочных гранат в окна, двери зданий, амбразуры долговременных сооружений.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

«Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, РГ-42, Ф-1, РГО, РГН). Устройство гранат и запалов. Подготовка гранаты к броску. Приемы и способы метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.»

Специфика данного занятия заключается в том, что учащиеся усваивают как теоритические знания о ручных осколочных гранатах, так и приобретают практические навыки при обращении с гранатами. Это занятие является важной составной частью темы № 1 “Материальная часть автомата и ручных осколочных гранат” программы начальной военной подготовки молодежи, и связано с как предыдущими занятиями (меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами), так и последующими (действия солдата в наступательном и оборонительном бою, метание ручных осколочных гранат на дальность и меткость).
При организации и проведении занятия 8 темы я предусмотрел следующие учебные места:
Место № 1 – для изучения боевых свойств ручных осколочных гранат, устройства, принципа действия гранат и запалов, а также мер безопасности при обращении с гранатами. Руководитель- преподаватель-организатор НВП.
Место № 2 – для практических тренировок учащихся по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Руководитель- командир взвода.
Перед проведением занятия необходимо было провести тренировку для командиров взводов 10-х классов по подготовке гранаты к броску и способам метания гранат. Взвод разделить на две группы ( 1 группа-юноши; 2 группа- девушки). Юноши на учебном месте № 1 занимаются 15 минут, а на учебном месте № 2- 20 минут, а девушки- наоборот. Таким образом юношам было дано больше времени на отработку практических навыков по обращению с гранатами, чем девушкам.
На этом занятии я ставил следующие задачи: повышение уровня дисциплины и строевой выправки, ответственности за себя и других, получение учащимися а) твердых знаний по материальной части ручных осколочных гранат, мерам безопасности при обращении с ними; б) практических навыков при применении гранат.
При проведении занятий я пользуюсь технологией Фирсова “Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов”, особенности которой являются:
- блочная подача материала ;
- работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения ;
- наличие учебно-методического комплекса : банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся был проведен на последующих занятиях.
Занятие проводилось в учебном кабинете начальной военной подготовки, где использовалось материальное обеспечение для 1-го учебного места: РГД-5 разрезная (1шт.), РГ-42 разрезная (1шт.), Ф-1 разрезная (1шт.), гранатная сумка (1шт.), РГД-5 учебная (1шт.), УЗРГМ учебный (1шт.), холостая пробка (1шт.), бумага или ветошь, плакат по теме «Ручные осколочные гранаты», стол (1шт.); материальное обеспечение для 2-го учебного места: подстилка (3шт.), гранатные сумки (3шт.), РГД-5 учебная (3шт.), УЗРГМ учебный (3шт.), холостая пробка (3шт,), бумага или ветошь, стол (3шт.).
Хорошая психологическая атмосфера и высокая работоспособность учащихся поддерживались на протяжении всего занятия благодаря тематически подобранной наглядности и проведении комбинированной формы занятия (теоретическая в сочетании с практической) с разделением учащихся на группы. Поэтому все поставленные задачи были реализованы полностью.

  1. Пояснительная записка Учебно-тематическое планирование

    Пояснительная записка
    Программа обучения курсантов (воспитанников) юношеской военно-патриотической школы (ЮВПШ) «Юный десантник» является составной частью комплексной программы обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ Муниципального учреждения
  2. Новосибирский военный институт спутни к разведчик а (учебно-методическое пособие)

    Учебно-методическое пособие
    Единственным средством достижения победы в вооруженном столкновении с противником является бой. Современный общевой­сковой бой требует от солдата умелого применения вооружения и тех­ники, средств защиты и маскировки, приемов и способов
  3. Виктор Мураховский, Семен Федосеев

    Документ
    Вниманию читателей предлагается второе, переработанное и существенно дополненное издание книги, впервые вышедшей в свет в 1992 г. За прошед­шие пять лет в области пехотного оружия произошли серьезные изменения.
  4. Вопрос Перечень и законодательная основа общевоинских уставов вс РФ

    Закон
    Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г.
  5. Эркебек Абдулаев

    Документ
    Они изучали иностранное оружие и минно-взрывное дело. Много бегали по ночному лесу, ломая тонкую корку льда и проваливаясь в ямы с водой по пояс. Принимали на слух морзянку и работали на ключе.
  6. А. А. Беляков гл. 13 (§ 1-4), гл. 29, 34; В. И. Брылев гл. 38 (в соав­торстве с Л. Л. Каневским); М. Х. Валеев гл. 36 (в соавторстве с Л. Л. Каневс­ким и В. Н. Карагодиным); И. Ф. Герасимов гл. 5 (в соавторстве с Л

    Список учебников
    А.А. Беляков — гл. 13 (§ 1-4), гл. 29, 34; В.И. Брылев — гл. 38 (в соав­торстве с Л.Л. Каневским); М.Х. Валеев — гл. 36 (в соавторстве с Л.Л. Каневс­ким и В.

Другие похожие документы..