Материалы

Материалы
городской конференции работников образования

«Преемственность муниципальной системы образования

в условиях модернизации»

24–25 августа 2005 года

В сборнике представлены материалы августовской конференции работников образования г. Омска (24–25 августа 2005 года) по вопросам преемственности различных ступеней муниципальной системы образования.

Материалы могут быть использованы при проведении педагогических советов в образовательных учреждениях, в методической и управленческой работе.

Содержание

Основные задачи взаимодействия уровней муниципальной системы образования в 2005/06 учебном году.

В.В. Куприянов, начальник управления образования администрации г. Омска

Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.

Н.М. Норманских, заведующая детским садом № 77

Взаимодействие общеобразовательных и дошкольных учреждений как условие творческого развития личности.

Л.И. Чупринина, директор гимназии № 19

Основные подходы к преемственности основного и среднего образования в современной школе.

Г.С. Снычева, директор школы с углубленным изучением отдельных предметов № 73

Сотрудничество общеобразовательных и профессиональных учреждений по вопросам преемственности образования.

Н.А. Ковалек, директор лицея № 64

Современные подходы к интеграции общего и дополнительного образования.

Н.П. Разумова, директор ГДД(Ю)Т

Материалы стендовых докладов

  1. Преемственность дошкольного и начального общего образования

Преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях Центра развития.

Н.В. Оконешникова, заведующая, Н.Н. Неволина, старший воспитатель, Центр развития ребенка – детский сад № 23

Организация преемственности дошкольного и начального общего образования

в детском саду.

Н.М. Норманских, заведующая, С.К. Руденко, педагог-психолог, Н.С. Тимощук, детский сад № 77

Взаимодействие дошкольного и начального общего образования по вопросам физического воспитания и психологической подготовки детей к обучению.

Г.В. Галич, заведующая, Е.О. Визнер, психолог, С.Л. Шебалина, педагог доп. образования, детский сад № 204

Подготовка детей к учебной деятельности на основе комплексно-целевой программы взаимодействия детского сада и гимназии.

Т.А. Пулькис, зав. детским садом № 337

Реализация принципа преемственности на различных этапах образовательного процесса НШДС.

Л.С. Белова, директор, В.В. Васильева, зам. директора по УВР, специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 292

Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие адаптации ребенка к школе (из опыта работы студии раннего развития детей).

Н.Н. Ломакина, зав. секцией, М.В. Аксенова, методист, ДДиЮТ КАО

  1. Преемственность начального и основного общего образования

Преемственность уровней образования по вопросам предупреждения школьной дезадаптации.

А.В. Завалько, педагог-психолог школы № 41

Актуальные подходы к организации взаимодействия начального и основного общего образования.

Л.П. Герман, директор, А.С. Остроушко, зам. директора по УВР, школа № 83

Преемственность ступеней образования в условиях гимназии.

Е.Н. Сульдина,Т.А. Лихачева, зам. директора, Н.А. Квитко,О.Е. Романченко, учителя начальных классов, гимназия № 84

Адаптивная школа как механизм преемственности начального и основного общего образования.

С.Н. Малежик, зам. директора по УВР, школа № 93

Медико-психолого-педагогическое сопровождение как механизм решения проблем преемственности начального и основного общего образования.

Т.А. Дивина, директор, М.Р. Елистратова, зам. директора по УВР, школа № 118

3. Преемственность основного и среднего (полного) общего образования

Партнерство и преемственность в условиях коррекционно-развивающего обучения «школа – детский дом».

В.М. Ушанева, директор, Л.В. Ржаницына, зам. директора по УВР, школа № 21

Преемственность психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома.

К.В. Милорадович, директор, Т.В. Солодухина, зам. директора по УВР, детский дом № 5

Взаимосвязь основного и среднего (полного) общего образования в условиях адаптивной школы.

Т.В. Годяева, зам. директора по УВР, Т.Г. Базыгина, учитель, школа № 4

Предпрофильное и профильное обучение как механизмы преемственности школьного образования.

Г.А. Хомякова, зам. директора по УВР школы № 76

4. Реализация принципа преемственности на уровне среднего (полного)

основного образования

Взаимосвязь целей и содержания образования в формировании культуры здоровья учащихся.

И.А. Козеницкая, зам. директора школы № 144

Система деятельности школы по выявлению и обучению одаренных учащихся.

Е.К. Клочкова, зам. директора по УВР школы № 162

Реализация преемственности в формировании информационной культуры школьников.

В.А. Янушенко, зам. директора по УВР школы № 16

Организация целостной системы профильного обучения в современной школе.

Г.В. Галкина, зам. директора по УВР школы № 17

Реализация принципа преемственности на основе индивидуальных профильных планов учащихся.

Н.Г. Пучкина, директор школы № 63

Преемственность среднего (полного) общего и профессионального образования.

Р.В. Дубатовка, зам. директора школы № 73

Проблемы социальной адаптации и профессионально-трудового обучения в школе и ссузе.

Н.Г. Латушкина, директор, Н.А. Черношвец, зам. директора, школа-интернат № 17

5. Реализация принципа преемственности в деятельности учреждений дополнительного образования

Преемственность дополнительного и общего образования (из опыта работы ГДД(Ю)Т).

В.Е. Михайлова, методист ГДД(Ю)Т

Взаимосвязь предпрофильного и профильного обучения в межшкольном учебном комбинате ОАО.

Г.П. Кондратьева, зам. директора МУК ОАО

Реализация системы непрерывного экологического образования на базе учреждения дополнительного образования.

О.А. Алещенко, зам. директора по УВР, А.В. Заикин, методист, Детский эколого-биологический центр

Преемственность деятельности детской художественной школы и образовательных учреждений.

Н.А. Кекух, зам. директора, ДХШ № 5

Организация профессионального обучения в центре образования «Смена».

Г.В. Мигунова, зам. директора по УВР школы № 153 (ЦО «Смена»)

Реализация преемственности физического воспитания детей в условиях учреждения дополнительного образования.

О.Л. Крылова, директор, О.А. Садилова, методист, ГД(Ю)Ц

6. Преемственность общего и профессионального образования

Использование модели профильного обучения в системе непрерывного профессионального образования «школа – вуз».

В.И. Гагарин, А.В. Ткаликов, Омский государственный университет

Пути организации сотрудничества на уровне «педагогический колледж – школа».

О.Г. Латышкина, методист Омского педагогического колледжа № 4

Развитие исследовательских умений школьников в ходе взаимодействия колледжа и школы.

О.А. Пермикина, Н.А. Горн, Омский педагогический колледж № 2

В.В. Куприянов

Основные задачи взаимодействия уровней

муниципальной системы образования

в 2005/06 учебном году

За последние годы в муниципальной системе образования г. Омска, объединяющей 28 тысяч дошкольников и 115 тысяч учащихся, многое сделано для того, чтобы разные ступени образования были согласованы друг с другом. Это заслуга руководителей и педагогов дошкольного, школьного и дополнительного образования. И все же выбор темы августовской конференции не случаен: существуют различные подходы к пониманию целей образования, создаются варианты плана и программы, внедряются новые методики и технологии. Все это, с одной стороны, позитивно влияет на развитие образования, создает возможности для выбора ребенком, его родителями, учреждением различных вариантов образовательных маршрутов. С другой же стороны, надо признать, что избыточная вариативность учреждений, планов и программ не обеспечивает в полной мере преемственности уровней образования, и, как следствие, происходит снижение эффективности муниципального образования, нарушение таких его базовых принципов, как доступность и бесплатность.

Не секрет, что порой учиться первоклассникам сложно, потому что в детском саду у каждого из них были разные программы. Более 40% из них вообще не посещали дошкольные учреждения. Известно также, что семья не всегда способна заменить детский сад. Значит, в школу дети приходят с разным уровнем подготовки.

Появилась негативная тенденция раннего изучения и дублирования школьных программ в детских садах, что также противоречит логике преемственности. Программы начальной школы часто не связаны с основной школой, и качество обучения в 5–9-х классах значительно ниже, чем на первой ступени. На сегодняшний день у нас более полутора тысяч неуспевающих школьников. В школах используется более 400 учебных программ и около 340 наименований учебников! Это дает основание говорить об избыточности вариантов программ. При этом 55% школьников успевают только на «удовлетворительно». Серьезные проблемы с выбором возникают у ребенка при переходе в старшую школу, где вводится профильное обучение. 270 старшеклассников на этой ступени не могут усвоить имеющиеся программы.

Всем известны затруднения при поступлении выпускников школ в средние и высшие учебные заведения. Зачастую они связаны с разными требованиями к стандартам и оценке знаний со стороны школы и вуза.

Одним словом, в нашей системе накопилось значительное число проблем, связанных с преемственностью образования.

Речь не идет о создании единой жесткой модели. Нам нужно обеспечить преемственность образования, сохраняя уже имеющийся потенциал, уникальный опыт, положительные наработки, которые созданы за последние годы педагогами, руководителями учреждений совместно с жителями города, его общественностью.

Что понимается под преемственностью уровней муниципальной системы образования? Согласно современной теории управления, преемственность – это непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – начальная школа, далее – основная, старшая школа, школа – вуз и т.д.). В конечном счете происходит создание единой организации этапов и форм в рамках целостной системы муниципального образования. Подчеркнем еще раз – ключевая проблема связана с недостаточной преемственностью образования. Возникает несогласованность целей (и далее – программ, учебников, контрольных измерителей) на разных ступенях.

Для того чтобы говорить о конкретных управленческих действиях по решению данной проблемы, обратимся к теории вопроса. Ученые различают:

– внешнюю преемственность как организационный переход обучения на более высокую ступень;

– внутреннюю преемственность, которая предполагает связь содержания на каждой последующей ступени образования. Внутри каждой ступени и каждой формы обучения должна быть предусмотрена вариативность программ и технологий для воспитанников и учащихся с разным уровнем подготовки, способностями и знаниями, разным уровнем психологической зрелости.

Исходя из этих позиций, рассмотрим особенности внешней и внутренней преемственности на каждой ступени образования и связи между ними. Выявим конкретные проблемы и поставим задачи по их решению.

Детский сад – первая ступень городской системы. В ней насчитывается 157 учреждений различных видов (комбинированные, общеразвивающие, присмотра и оздоровления, центры развития и другие). Все они работают на основе прошедших экспертизу федеральных образовательных программ, тем самым гарантируя качество образования юных омичей. Важным шагом в развитии дошкольных учреждений явилась разработка программ развития. Это говорит об умении руководителей планировать деятельность на ближайшие годы, критично смотреть на полученные результаты.

  1. Материалы (3)

    Документ
    Работа посвящена рассмотрению процессов нагрева тонких проводников, а также слоев металлизации при прохождении через них одиночных токовых импульсов различной формы (длительность =10-1 мкс,
  2. Материалы (5)

    Документ
    Информация по комплексным контрольным мероприятиям над выполнением транспортного законодательства на территории муниципальных образований Республики Татарстан .
  3. Материалы для подготовки к дифференцированному зачёту по курсу «Математические методы в психологии»

    Материалы для подготовки
    В эксперименте измерялось время реакции на визуальные стимулы. Двум группам испытуемых давались разные мотивирующие инструкции. Проверить гипотезу о том, что первая инструкция приводит к уменьшению времени реакции по сравнению со второй.
  4. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (1)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  5. Материалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание» (2)

    Материалы для подготовки
    Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию школьного курса обществознания: человек, общество, познание, право; экономическая, политическая
  6. Материалы к 4-му заседанию Тюменской областной Думы пятого созыва 19 апреля 2012 года

    Документ
    Проектом постановления, внесенным председателем областной Думы, предлагается поручить комитету по государственному строительству и местному самоуправлению областной Думы обобщить предложения, высказанные депутатами областной Думы в
  7. Материалы газеты "Соратник" №69 (2002 г.)

    Документ
    Все как обычно: улыбки, объятия, радостные возгласы приветствий. Тольконет в окружении тургоякских стройных сосен, да водная гладь где-то вдалеке поблескивает.
  8. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (1)

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии».
  9. Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 (2)

    Документ
    Данная статья о городе, как культурном и историческом центре. Основная концепция, "образ города" анализируется на примере г. Вологды. По результатам социологических исследований мы выявляем основные механизмы формирования образа

Другие похожие документы..