Реферат по теме: применение информационной технологий в преподавании русского языка 4 введение 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компьютеризация школ и подключение их к Интернету открывает перед педагогами и школьниками окно в информационный мир. В связи с этим перед современной школой ставится ряд задач, связанных с развитием способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу, осмыслению нужной информации и достижением нового качества общеобразовательной подготовки школьников.

В связи с этим возрастает потребность в педагогах, владеющих информационными технологиями.

При безусловном факте применения многими учителями отдельных компьютерных обучающих программ, отдельных творческих заданий с использованием компьютера в преподавании русского языка и литературы можно выделить ряд проблем:

  • компьютерную неграмотность учителей;

  • отсутствие системности применения мультимедийных пособий из-за нехватки компьютерных классов;

  • отсутствие оценки уровней сформированности навыков и умений работы с большим объемом информации;

  • отсутствие критериев выбора и отбора учебного материала;

  • отсутствие интегрированных программ русского языка и литературы с курсом информатики в средней школе.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы — это не дань моде, а необходимость, т. к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Проведение урока с использованием информационных технологий интригует детей, у них появляется мотивация, что немало важно. Ученику интересно усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой сферы. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедия и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютерных технологий на уроке помогают решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и навыков.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, усвоил или не усвоил материал обучающийся.

Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе.

Применение компьютера может помочь и при осуществлении разноуровнего обучения. Пока слабоуспевающие дети выполняют задание по учебнику, сильные ученики работают с различными программами.

  • Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют учителю- словеснику одновременно решать ряд проблем:

  • помогают повысить уровень своих знаний;

  • повысить интерес учащихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

  • сэкономить время на опрос учащихся;

  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях

Нет сомнений, что использование информационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества обучения и дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление.

ССЫЛКИ

1Ревич Ю. Учиться будем? // Домашний компьютер. 2002, № 1. С. 80.

2 Обзор писем // Известия. 10.03.2000.

3Перова О. Интернет может принести вред детям // Комсомольская правда. 30.10.2001. С. 9.

4Пинский А. Интернет и школа // Учительская газета. 3.07.1999.

5 Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 22–27.

6 Там же. 1995, № 1. С. 8–11.

7 Там же. 1996, № 3. С. 15–20.

8 Там же. 1996, № 5. С. 29–31.

9 Там же. 1998, № 3. С. 27–27.

10 Там же. 1998, № 6. С. 9–18.

11 Там же. 1999, № 4. С. 40–41.

12 Там же. 2001, № 1. С. 13–18.

13 Там же. 2001, № 5. С. 17–21.

14 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

15 Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

16Анищенко Ю. Поделись учебником своим // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 2. С. 94.

17 Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 5. С. 88–94.

18 Образование и компьютеры – полная совместимость // Мир школы. 2002. № 1. С. 9.

19 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

20 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 25.

21 Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 23.

22 Там же. 1995, № 1. С. 8.

23 Там же. 1996, № 3. С. 15–20.

24 Русский язык в школе. 1996. № 5. С. 31.

25 Там же. 1998. № 3. С. 27.

26 Там же. 1998. № 6. С. 11.

27 Там же. 1999. № 4. С. 40–41.

28 Там же. 2001. № 1. С. 18.

29 Там же. 2001. № 5. С. 17–21.

30 Microsoft идет в школу // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 1. С. 20.

31 Русский язык в школе. 1999, № 4. С. 41.

32 1C: Репетитор. Русский язык. Руководство пользователя. Фирма «1С», 1999.

33 Интернет в российской школе // Мир школы. 2001, № 5. С. 12.

34Спиридонов В. Компьютер – друг или враг? // Домашний компьютер. 2002, № 2. С. 25–26.

35Мелихова Л.Г. Особенности интернетизации российской школы // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 5. С. 81–85.

36Кондратьев Н.В. Обучение Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 6. С. 67–70.

37Рушди А. Методы распределенного поиска информации в Интернете // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 3–4. С. 111.

38Кавтрева О.А. Использование ресурсов Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 6. С. 7–18.

39 Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 2. С. 93–94.

40 Там же. 1999, № 6. С. 66–68.

41Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем web-страничку. СПб.: Питер, 2001. С. 230–251.

42Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

43 Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 3. С. 156–162.

44 Там же. 1999, № 6. С. 69–72.

4546Паперт С. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в школьном образовании в России // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 1. С. 3–8; 2001, № 2. С. 83–91.

47 Дистанционное и виртуальное обучение. 2001, № 9. С. 31–34.

48Антонова Т., Харитонов А. История нас рассудит! (О методике применения мультимедийного курса) // Компьютер в школе. 1999, № 8.

49 Мир школы. 2002, № 1. С. 9.

50 Русский язык в школе. 1994. № 3. С. 27.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

1

1C\

Репетитор. Русский язык 11, 12

1С\

Репетитор. Русский язык 13, 14, 19

И

Интернет 12, 15, 16, 17, 18, 30, 31

Информационные технологии 5, 6, 7, 20

Ф

Формоза 6, 11

Фраза 5, 6, 7, 8

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

аспирантки Холедиан Р., филологический факультет

Специальность «Русский язык»

Смежные специальности

10.01.03 – литература народов стран зарубежья

  1. Жанровая природа художественного произведения.

  2. Компаративное исследование творчества писателей зарубежных литератур.

  3. Язык художественных произведений зарубежных писателей.


10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

  1. Соотношение между языками без учета их генетических связей; фонетко-фонологические и просо-дические свойства языков; типологические закономер-ности в морфологии и синтаксисе; лексические типологические особенности; типология литературных языков и языковых

  2. Звуковые, грамматические, синтаксические и лексические сходства и различия между двумя или несколькими сопоставляемыми языками в синхронии и диахронии. Пути и причины формирования фонетико-фонологических, грамматических, синтаксических, семантических расхождений между сопоставляемыми язы-ками.


Основная специальность

10.02.02 – русский язык

  1. История фонологической, грамматической и лексико-фразеологической систем русского языка. Язык памятников письменности XI – XVII вв. История русского литературного языка. Русский язык в XVIII в. Русский язык в XIX в. Диалектное членение русского языка. Диалектные явления в области лексики, фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

  2. Стилистика и лингвистика текста. Социолекты и их место в современной языковой ситуации. Проблемы «экологии» языка и культуры речи. Жанры речи. Язык средств массовой коммуникации. Язык художественной литературы.

  3. Лингвопрагматика, этнолингвистика, лингвокультурология. Прагматика речевого общения. Речевой этикет. Языковая, социокультурная, коммуникативная компетенция. Этнические стереотипы. Национальные образы мира. Взаимодействие языка и культуры. Лингвокультурологическая компетенция. Гендерная лингвистика.

Связанные специальности

13.00.02 – теория и методика обучения (русский язык)

  1. Специфика усвоения содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов;

  2. Прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам;

  3. Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность учителей-предметников как один из источников развития теории и методики обучения по областям знаний и уровням образования;

  4. Развитие методов педагогических исследований с учетом особенностей областей знаний и уровней образования.


10.02.03 – славянские языки

  1. Исследуются современные и старинные, живые и мертвые славянские языки и диалекты, зафиксированные в письменной форме или существующие в устной форме, кодифицированные или реконструированные.

  2. Исследуются функционирование славянских языков в обществе, смены их социальных ролей, расширение языков в пространства (лингвистическая география) и времени (история языка).


ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW

/

Интернет-ресурсы в предметной области

Приведу некоторые ссылки на сайты, посвященные интересующей нас теме:

– http: /de/index.htm

Ежегодные общероссийские телекоммуникационные викторины и турниры по различным предметам, в том числе русскому языку и литературе. Заявки от школ принимаются по электронной почте:

http:

Центр Эйдос: общероссийские дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады;

http: /

«Школьный мир»: каталог ресурсов для школьников и их родителей;

http: /_~rusrepetitor

Репетитор: учебные материалы, тесты, рассказы и всякая всячина для школьников, абитуриентов и студентов;

http: /union/

«Союз образовательных сайтов». Лучшие образовательные ресурсы русскоязычного Интернета;

http: /education/

Портал для студентов и старшеклассников. Рефераты, курсовые, доклады, шпаргалки, словари;

http: /

Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро;

http: /olympiads/

Информация об олимпиадах и конкурсах в Москве и России;

http: /

Архив сочинений по русской литературе;

http: /

Самые разнообразные ссылки на образовательные ресурсы в Интернете;

http: /free.htm

Возможность бесплатного получения обучающих программ, в том числе и по русскому языку;

http: /dic/

Толковый словарь крылатых выражений;

/ook/

Презентация диссертации

http://rahelekhaledian.narod.ru/prah.ppt

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ревич Ю. Учиться будем? // Домашний компьютер. 2002, № 1. С. 80.

  2. Обзор писем // Известия. 10.03.2000.

  3. Перова О. Интернет может принести вред детям // Комсомольская правда. 30.10.2001. С. 9.

  4. Пинский А. Интернет и школа // Учительская газета. 3.07.1999.

  5. Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 22–27.

  6. Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

  7. Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

  8. Анищенко Ю. Поделись учебником своим // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 2. С. 94.

  9. Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 5. С. 88–94.

  10. Образование и компьютеры – полная совместимость // Мир школы. 2002. № 1. С. 9.

  11. Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 21–26.

  12. Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 5. С. 25.

  13. Русский язык в школе. 1994, № 3. С. 23.

  14. Microsoft идет в школу // ПЛ: Компьютеры. 2002, № 1. С. 20.

  15. Русский язык в школе. 1999, № 4. С. 41.

  16. 1C: Репетитор. Русский язык. Руководство пользователя. Фирма «1С», 1999.

  17. Интернет в российской школе // Мир школы. 2001, № 5. С. 12.

  18. Спиридонов В. Компьютер – друг или враг? // Домашний компьютер. 2002, № 2. С. 25–26.

  19. Мелихова Л.Г. Особенности интернетизации российской школы // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 5. С. 81–85.

  20. Кондратьев Н.В. Обучение Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 6. С. 67–70.

  21. Рушди А. Методы распределенного поиска информации в Интернете // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 3–4. С. 111.

  22. Кавтрева О.А. Использование ресурсов Интернет в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 6. С. 7–18.

  23. Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 2. С. 93–94.

  24. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем web-страничку. СПб.: Питер, 2001. С. 230–251.

  25. Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения // Компьютерные инструменты в образовании. 2000, № 2. С. 79–83.

  26. Компьютерные инструменты в образовании. 1998, № 3. С. 156–162.

  27. Паперт С. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в школьном образовании в России // Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 1. С. 3–8; 2001, № 2. С. 83–91.

  28. Дистанционное и виртуальное обучение. 2001, № 9. С. 31–34.

  29. Антонова Т., Харитонов А. История нас рассудит! (О методике применения мультимедийного курса) // Компьютер в школе. 1999, № 8.

  30. Мир школы. 2002, № 1. С. 9.

  31. Русский язык в школе. 1994. № 3. С. 27.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. «Применение информационных технологий в преподавании английского языка»

    Реферат
    Оно возникло на идеях программированного обучения и в наши дни оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса в связи с массовой компьютеризацией средней и высшей школы, созданием компьютерных программ для разных
  2. «Применение информационных технологий в организации процесса перевода» (1)

    Документ
    Компьютерный (автоматический, машинный) перевод, имеет свою историю и ведёт летоисчисление, начиная с проекта цифровой аналитической машины Г. Беббиджа с середины 19в.
  3. «Применение информационных технологий в организации процесса перевода» (2)

    Документ
    В процессе работы над этими проектами выяснилось, что традиционная лингвистика не располагает ни фактическим материалом, ни идеями и представлениями, нужными для построения систем машинного перевода, которые использовали бы смысл переводимого текста.
  4. «Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных «Русская литература в зеркале критики»

    Литература
    Информатизация общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, является сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в Республике Беларусь.
  5. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

    Реферат
    В XXI веке информационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества и его место в современной информационной цивилизации. Успешность в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности
  6. Применение проектной технологии в курсе русского языка как иностранного на подготовительном отделении российского вуза

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «15» февраля 2012 г. в «10:00» ч. в зале Ученого совета на заседании диссертационного совета Д 212.047.01 Государственного института русского языка им.
  7. II. Новые педагогические технологии в обучении русскому языку в средней общеобразовательной школе

    Документ
    Основательные изменения, происходящие в системе образования конца ХХ – начала ХХI веков, связанные с гуманизацией, демократизацией, активным внедрением компьютерных технологий, оказывают заметное влияние на обучение в нашей стране
  8. «Применение компьютерных технологий в современном сравнительном переводоведении»

    Реферат
    Современная лингвистика, а также области гуманитарного знания, непосредственно с ней связанные, уже продолжительное время весьма успешно пользуются различными разработками и достижениями в области ИТ.
  9. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.

Другие похожие документы..