Реферат по теме: применение информационной технологий в преподавании русского языка 4 введение 4

ГЛАВА 2. МУЛЬТИМЕДИАКОМПЛЕКС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В начале работы дана ссылка на программный продукт компании «Формоза» – образовательную платформу, устанавливаемую бесплатно во все заинтересованные в этом учебные заведения. Так было заявлено на конференции «Образование НИТ. Современные методы, методики, системы и средства обучения» в Санкт-Петербурге. При наличии четырех компьютеров (Intel Pentium II. 32 МБ. ОЗУ, 8 МБ видеопамяти. Windows-98) в школе (для сравнения: корпорация Microsoft выделила один млрд долларов на компьютеризацию беднейших американских школ30) есть возможность использовать программу «1C: Репетитор. Русский язык» ограниченно для опытно-исследовательской работы. В подтверждение можно привести пример одной из московских школ, где сначала на один класс уходил почти целый урок (работали по подгруппам, поскольку компьютеров было двенадцать). Впоследствии, когда учащиеся стали выполнять задания быстрее, для проверок при наличии того же количества компьютеров требовалось уже меньше времени31.

Программа «1C: Репетитор. Русский язык» представляет собой мультимедиакомплекс нового поколения, все части которого – учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекста, создают комфортную обучающую среду. В учебник входит материал всех разделов школьного курса по русскому языку. Выбрав повышенный уровень сложности, можно подготовиться и к устному экзамену для поступления в вуз. При работе есть возможность вывести на принтер или скопировать содержимое учебника в буфер обмена, воспользоваться разными режимами поиска, сделать закладки, вернуться в любое место учебника, воспользовавшись историей перемещений, посмотреть результаты работы и обратиться за советом в раздел «Дневник пользователя». Можно выбрать удобный шрифт (его размер), включить или выключить звуковое оформление, выбрать полноэкранный или оконный режим работы программы. Через Интернет есть возможность бесплатного обновления учебного материала и программных утилит. В качестве наглядного материала при объяснении новой темы можно применять разного рода демонстрации (рисунки, анимации). Удобный и эффективный наглядный материал (интерактивные, то есть раскрывающиеся, таблицы) можно найти в разделе «Справочный материал». Есть в программе и такие разделы, как «Словари примеров», «Словарь лингвистических терминов», содержащий семьсот статей, «Исторические сведения», рассказывающие о выдающихся ученых-лингвистах, «Комната отдыха», включающая литературные анекдоты, смешные ошибки, поучительные описки, оговорки, афоризмы, шутки и др.32

Из сказанного видно, что программа «1С: Репетитор. Русский язык» обладает большими возможностями, отвечающими всем требованиям к обучающим программам:

– имеет развитую систему помощи и подсказки;
– обеспечивает максимальную информативность при минимальной утомляемости учащихся: цветовые эффекты, анимация несут строго определенную дидактическую нагрузку;
– представляет материал для изучения в виде отдельных модулей – такая структура позволяет разумно разделить материал, сохраняя при этом логику, главные идеи и взаимосвязи изучаемого материала;
– имеет достаточно большой банк заданий и вопросов;
– основной материал представляет с использованием гипертекстовой технологии, информация четко структурирована;
– использует как зрительный, так и слуховой канал передачи информации.

Чтобы использовать возможности программы рационально, необходимо четко представить цель обращения к ней.

Итак, тема для изучения в седьмом классе школы «Предлог как служебная часть речи». Урок закрепления знаний. Рассмотрим возможности, предоставляемые программой, и выберем необходимое. Обратимся к разделу программы «Дневник». В нем появится позиция «Совет». Открываем ее и выбираем нужный раздел. Можно поработать с разделом учебника при самостоятельном изучении теории. В этом случае следует обращать внимание на выделения в тексте: коричневый цвет означает, что термин есть в «Словаре лингвистических терминов», синий цвет важен для работы над темой.

Для достижения цели урока закрепления знаний по теме «Предлог как служебная часть речи» необходимо начать с первой позиции – «Темы и задания». В открывшемся списке выбираем задания по интересующей нас теме, выполняем их, пользуясь разными видами помощи. Таким образом выявляются пробелы в знаниях, так как к разделу «Учебник» можно обращаться только при необходимости.

Перед нами экран «Практикума». В верхней части экрана находится поле задания. Ниже – рабочее поле. Работать помогут инструкции на экране, расположенные в его правой части. При необходимости окно инструкции заменяют окном помощи. Помощь вариативна. Это могут быть и учебник, и словарь терминов. Нижняя часть экрана интерактивна. На панели находятся важные для работы кнопки: «Готово», «Повтор задания», «Вперед».

«Дневник» представляет собой важнейшую и неотъемлемую часть программы, позволяющую контролировать и закреплять знания учащихся. Для закрепления знаний наилучшим образом подходит режим «Совет». В этом режиме программа укажет, с какими заданиями не работал ученик, в каких был получен плохой результат и какие можно закрепить, выполнив их в режиме «Контрольной работы» без подсказки, чтобы довести знания по теме до совершенства. А выбрав режим «Статистика», можно получить общие показатели успеваемости.

При подготовке к экзаменам по русскому языку в девятом классе было проведено исследование, позволяющее на практике доказать эффективность сочетания традиционных и компьютерных технологий. Использовалась программа «1С: Репетитор. Русский язык». Учащиеся повторяли тему «Служебные части речи». Проверочное задание выполнялось ими традиционно – под диктовку учителя – научного руководителя работы С.В. Кирилловой. Кроме того, под руководством учителя десять учеников группы выполнили задание с применением компьютерной программы. Из них у семи человек (70%) лучшие результаты были получены при выполнении задания с использованием программы «1С: Репетитор. Русский язык», у двух – результаты показаны одинаковые. И только одна ученица получила лучший результат при выполнении задания традиционным способом.

Таким образом, сравнение результатов исследования доказывает необходимость применения компьютерных технологий при изучении русского языка.

ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Очень интересна для исследования тема «Использование ресурсов Интернета в школе», в том числе и при изучении русского языка. К сожалению, наша школа не подключена к Сети, поэтому, уверен, это тема будущего исследования (хочется думать, не такого далекого).

Коротко обобщу имеющиеся сведения (с 2000 года автор имеет временный доступ к Интернету).

Интернетизация школ в России имеет свои особенности. Первая – нехватка техники. По данным опроса, проведенного в пяти городах России, лишь у 19% школ имеется возможность выхода в Интернет, при том что на один компьютер в среднем приходится 69 учеников33. Вторая особенность – это необходимость сделать Сеть союзником в обучении (а не способом «стащить» чужой реферат)34, то есть поставить Интернет на службу образованию35. А это значит – учиться пользоваться Сетью в школе36.

Интернет – прежде всего важный источник информации. Так, на февраль 2000 года в Сети было размещено более миллиарда страниц. Ежемесячно публикуется около 30 млн новых документов, при этом ежемесячно изменяется до 40% ранее опубликованной информации37.

Методы поиска информации в Интернете хорошо изучены38. Вот адреса некоторых поисковых систем:

–Rambler();
–Апорт();
–Яндекс();
–Aу();
–Созвездие Интернет();
–Yahoo ();
–AltaVista ();
–Infoseek ();
– Excite ( ).

Зимой 1999 года в Санкт-Петербурге прошла организованная Фондом Сороса международная конференция «Интернет. Общество. Личность». В ее рамках работала и секция «Интернет и образование», на которой была представлена программа тестов по русскому языку. В программе учащиеся сами конструируют ответы (информацию о тестовых заданиях можно увидеть на сайте, расположенном по адресу: )39.

А летом того же года в городе Троицке в рамках международной конференции «Применение новых технологий в образовании» был заслушан доклад Барбары Ричи (у российских педагогов пока нет достаточной возможности общения с Интернетом). Она изучила ресурсы Сети в поисках информации, интересной для учителей и учеников, собрала около 40 гипертекстовых ссылок по адресу: http: //edweb.sdsu.edu/people/dritchie/cyprus/science.htm (весь материал – на английском языке). Диапазон дисциплин широк: представлено и гуманитарное направление40.

Приведу некоторые ссылки на сайты, посвященные интересующей нас теме:

– http: /de/index.htm

Ежегодные общероссийские телекоммуникационные викторины и турниры по различным предметам, в том числе русскому языку и литературе. Заявки от школ принимаются по электронной почте:

http:

Центр Эйдос: общероссийские дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады;

http: /

«Школьный мир»: каталог ресурсов для школьников и их родителей;

http: /_~rusrepetitor

Репетитор: учебные материалы, тесты, рассказы и всякая всячина для школьников, абитуриентов и студентов;

http: /union/

«Союз образовательных сайтов». Лучшие образовательные ресурсы русскоязычного Интернета;

http: /education/

Портал для студентов и старшеклассников. Рефераты, курсовые, доклады, шпаргалки, словари;

http: /

Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро;

http: /olympiads/

Информация об олимпиадах и конкурсах в Москве и России;

http: /

Архив сочинений по русской литературе;

http: /

Самые разнообразные ссылки на образовательные ресурсы в Интернете;

http: /free.htm

Возможность бесплатного получения обучающих программ, в том числе и по русскому языку;

http: /dic/

Толковый словарь крылатых выражений;

/ook/

Опорный орфографический компакт. Электронное пособие, в котором представлен материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, сконструированного на основе методики В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко. Раскрывается система работы над ошибками учащихся. Пособие адресовано учителям русского языка и школьникам.

В Интернете активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые имеют самое непосредственное отношение к образованию. Интернет становится образовательной средой настоящего41.

Остановлюсь на наиболее общих положениях, которые обоснованы в работе.

1. Компьютеризация образования неизбежна и полезна. Ее смысл – это экономия времени как учеников, так и учителей. При правильном использовании компьютерных технологий материал усваивается лучше. Эту точку зрения можно обосновать и проводя сравнительное исследование различных технологий обучения42.

Названное положение подтверждается и выводами, сделанными на международном семинаре «Компьютерные технологии в образовании» в Индианском университете (г. Блумингтон, Индиана, США), проходившем летом 1997 года (сайт в Интернете – http: /technology43 и на международной конференции CoLoS’99 (Conceptual leaning of Science) «Новые идеи в компьютерном обучении», проходившей в Санкт-Петербурге44.

2. «Для того чтобы не отставать» в применении информационных технологий в школьном образовании, «Россия должна действовать сегодня»45. С.Паперт, профессор научно-исследовательской лаборатории методов и средств обучения Массачусетского технологического института (США), приводит доводы (хотелось бы назвать их убедительными) будущей лидирующей роли России в развитии новых идей в образовании: «Россия перестраивает все, на пути исторического развития Россия свершила немало великого (так, Санкт-Петербург был построен всего за восемь лет), высокий интеллектуальный потенциал России»46 – и другие доводы, касающиеся в том числе русского характера.

3. В связи с ростом объемов информации необходимо формировать соответствующую информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приемов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Формирование информационной культуры ведется в течение всего обучения47.

Рассмотрим выводы по поводу использования компьютерных технологий при изучении русского языка.

Существуют три методических подхода к данному вопросу.

– Принципиальные противники приобретения систематических знаний с помощью обучающих программ считают, что компьютер должен лишь помогать получить быстрый доступ к необходимой информации. Думаю, что, признавая полезность электронных справочников по русскому языку, нельзя согласиться с их большой значимостью для процесса обучения.

– Признание возможности получения систематических знаний с помощью «гипертекстовых учебников», близких к электронным энциклопедиям. Эти учебники состоят из того же текста «бумажного» учебника, только с гиперссылками. Считаю, что положительным здесь является только само признание возможности использовать компьютерные методы при изучении русского языка.

– Получение систематических знаний по русскому языку с помощью обучающей программы, приближенной к мультимедийным играм. С эргономической точки зрения в ней должно быть немного текста, который, разумеется, необходим в справочных блоках, и максимум графических образов, звуковой информации48.

Из рассматриваемых в работе программ к данному выводу более подходит программа «1С: Репетитор. Русский язык». Она дисциплинирует внимание учеников, пробуждает интерес к изучаемому материалу, активизирует самостоятельность, дает возможность варьировать структуру занятий, вносит в урок элементы занимательности и т.д.

Удачно, если учебная программа по русскому языку имеет диалоговый характер (реактивный, активный, интерактивный). Реализация реактивного диалога особенно полезна в контролирующих программах, но может лежать в основе и обучающих программ. Активный диалог в обучающей программе – диалог между учеником и компьютером. Интерактивный диалог допускает ситуации, когда в пределах определенной темы ученик ставит перед компьютером вопрос и получает разумный ответ или уточняющие вопросы.

Таким образом, возможны различные тактики применения учебных компьютерных программ при изучении русского языка в школе. Выбор зависит от целей и задач урока русского языка (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний). Возможно использование компьютера и в исследовательских целях (при написании докладов, рефератов).

«Образование и компьютеры – полная совместимость» – так называется статья в одном из номеров журнала «для тех, кто думает о будущем детей», «Мир школы»49. Уверен, можно сказать по-другому: «Русский язык и компьютеры – полная совместимость». Бесспорно и то, что «за учителем остается ведущая роль – “режиссера” урока и всего процесса обучения»50.

Российское образование идет по пути модернизации. В конце апреля этого года в Москве состоялась международная выставка-форум «Школа», в рамках которой была проведена конференция «Передовые информационные технологии в образовании. Учебники нового поколения».

  1. «Применение информационных технологий в преподавании английского языка»

    Реферат
    Оно возникло на идеях программированного обучения и в наши дни оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса в связи с массовой компьютеризацией средней и высшей школы, созданием компьютерных программ для разных
  2. «Применение информационных технологий в организации процесса перевода» (1)

    Документ
    Компьютерный (автоматический, машинный) перевод, имеет свою историю и ведёт летоисчисление, начиная с проекта цифровой аналитической машины Г. Беббиджа с середины 19в.
  3. «Применение информационных технологий в организации процесса перевода» (2)

    Документ
    В процессе работы над этими проектами выяснилось, что традиционная лингвистика не располагает ни фактическим материалом, ни идеями и представлениями, нужными для построения систем машинного перевода, которые использовали бы смысл переводимого текста.
  4. «Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных «Русская литература в зеркале критики»

    Литература
    Информатизация общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, является сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в Республике Беларусь.
  5. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

    Реферат
    В XXI веке информационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества и его место в современной информационной цивилизации. Успешность в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности
  6. Применение проектной технологии в курсе русского языка как иностранного на подготовительном отделении российского вуза

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «15» февраля 2012 г. в «10:00» ч. в зале Ученого совета на заседании диссертационного совета Д 212.047.01 Государственного института русского языка им.
  7. II. Новые педагогические технологии в обучении русскому языку в средней общеобразовательной школе

    Документ
    Основательные изменения, происходящие в системе образования конца ХХ – начала ХХI веков, связанные с гуманизацией, демократизацией, активным внедрением компьютерных технологий, оказывают заметное влияние на обучение в нашей стране
  8. «Применение компьютерных технологий в современном сравнительном переводоведении»

    Реферат
    Современная лингвистика, а также области гуманитарного знания, непосредственно с ней связанные, уже продолжительное время весьма успешно пользуются различными разработками и достижениями в области ИТ.
  9. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.

Другие похожие документы..