«Тверской государственный университет»

На правах рукописи

СПИРИДОНОВ

РОМАН ЕВГЕНЬЕВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ

СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тверь-2012

Диссертация выполнена на кафедре педагогики, социальной работы и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Лельчицкий Игорь Давыдович

Официальные оппоненты:

Лобзаров Виктор Михайлович

доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии

Баранова Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент,

филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
в г. Твери, зав. кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Защита состоится «2» июля 2012 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»;

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.; на сайте ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» university.tversu.ru.

Автореферат разослан «1» июня 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук М.В. Мороз

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Становление личности, процесс социализации происходят под влиянием многих факторов. Среди них приоритетное значение принадлежит семье и школе, которые на протяжении многих веков обеспечивают формирование самосознания ребенка, его социализацию. Именно учителя и родители оказывают предопределяющее влияние на формирование тех ценностных ориентаций и качеств личности, которые помогают человеку полноценно существовать в социуме.

Однако школа и семья, являясь основными социальными институтами, призванными обеспечивать воспитание подрастающего поколения, его социализацию в контексте непреходящих духовно-нравственных традиций и тенденций развития современного общества, за последние десятилетия несколько изолированно друг от друга стали выполнять обозначенные функции под влиянием совокупности объективных и субъективных факторов.

В связи с этим актуализируется и становится насущным поиск нового подхода к организации взаимодействия семьи и школы, обусловленного, с одной стороны, необходимостью создания общего воспитательного пространства «учителя – родители – дети», а с другой – отвечающего тем вызовам и запросам, которые диктуются реалиями современного этапа развития общества, его цивилизационными перспективами.

Одной из важных тенденций развития сложных социальных систем, к которым относится обозначенное выше воспитательное пространство, является интеграция, реализация которой применительно к деятельности семьи и школы требует специального сопровождения, каким может выступать, например, педагогическое обеспечение. Это подтверждается тем, что современные требования к образованию предполагают создание особого личностно-деятельностного пространства взаимодействия учителей, родителей и учеников, позволяющего строить конструктивные субъект-субъектные взаимоотношения.

Проблема взаимоотношений семьи и социальных институтов воспи­тания поднималась с глубокой древности в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, освещалась в работах Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Анализ социологической, психолого-педагогической научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен значительный опыт осмысления роли семьи в воспитании ребенка, уровня педагогической компетенции родителей, проблемы взаимодействия школы и семьи.

Фундаментальным проблемам семьи и брака, а также социализации посвящены работы видных социологов И.В. Бестужева-Лады, Э.К. Васильевой, С.И. Голода, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева, З.А. Янковой и пр.

В педагогических исследованиях установлена зависимость между вос­питанием школьников и уровнем педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников); разработана система педагогического образования родителей (Т.К. Ахаян, И.А. Хоменко); программа педагогического воспитания взрослых (М.Д. Махлин, Н.П. Спицын); рассмотрены проблемы подготовки учителя к работе с семьей (P.M. Капралова, А.Т. Фонотова и др.), вопросы взаимодействия семьи и школы (Т.В. Беликова, С.А. Коссая, Л.А. Николенко, А.Г. Хрипкова); исследованию взаимосвязи семейного и общественного воспитания посвящены работы Ю.К. Бабанского, С.В. Дармодехина, А.В. Мудрика, A.M. Низова и др.

В теории и практике профессионально-педагогического образо-вания исследовались различные концептуальные модели психолого-педагогической подготовки учителей в контексте их взаимодействия с родителями (В.С. Безрукова, Э.Ф. Зеер, В.П. Косырев, В.И. Никифоров, А.К. Радченко, Н.Е. Эрганова и др.).

Феномен интеграции нашел свое отражение в различных аспектах: обоснование интеграционных процессов в образовании и содержательной трактовке данной дефиниции (С.К. Бондырева, В.С. Безрукова, А.Я. Данилюк, В.В. Краевский, Н.К. Чапаев и др.); проблема педагогического моделирования (В.И. Гревцова, Р.А. Иващенко, Э.Г. Малиночка, Ю.С. Тюнников и др.); характеристика межпредметных связей (И.Я. Лернер, Ю.С. Тюнников, М.Г. Чепиков и др.); применение семиотики в построении интеграционных механизмов (А.Я. Данилюк и др.); совмещение учебных деятельностей при изучении разных школьных предметов (И.И. Макашина, В.Ф. Тенищева и др.); роль системообразующего фактора в образовании сложных явлений (П.К. Анохин, Н.И. Вьюнова, С.П. Грушевский, Ю.С. Тюнников и др.).

Однако вопросы педагогического обеспечения интеграции семьи и школы в целях воспитания растущего человека не являлись предметом специального исследования.

На основании проведенного анализа можно выделить ряд противоречий:

  • между изменившимися сущностными характеристиками современного социума, оказавшими влияние на возникновение новых тенденций и обострение традиционных вопросов воспитания растущего человека, и сложившимися ранее стереотипами взаимодействия семьи и школы в решении этой значимой социальной проблемы;

  • между обозначившей себя потребностью в организации и сопровождении со стороны учителей целостного, совместного с родителями влияния на процесс и результат воспитания растущего человека и недостаточным уровнем их профессиональной готовности к данному направлению педагогической деятельности;

  • между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современными вызовами жизни и тенденцией к постоянному снижению уровня родительской ответственности, а также все усиливающемуся дефициту педагогической компетентности родителей.

Анализ данных положений обусловил определение проблемы исследования, которая состоит в преодолении противоречия между социокультурной потребностью в теоретическом осмыслении, практико-ориентированном обосновании процесса интеграции семьи и школы и дефицитом соответствующих разработок в современной педагогической науке и практике.

Установленная педагогическая проблема послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Педагогическое обеспечение интеграции семьи и школы в современном социуме».

Объектом диссертационного исследования является интеграция семьи и школы как педагогический феномен.

Предмет – процесспедагогического обеспеченияинтеграциисемьи и школы в современном социуме.

Цель исследования: посредством теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы раскрыть сущность и выявить условия педагогического обеспечения процесса интеграции семьи и школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс педагогического обеспечения интеграции семьи и школы будет успешным, если:

  • интеграция семьи и школы в современном социуме рассматривается как процесс, при котором утраченные традиционные связи и элементы взаимодействия семьи и школы восстанавливаются и развиваются, а сами субъекты образовательного процесса выводятся на уровень партнерских отношений;

  • партнерские отношения учителей и родителей направлены на обеспечение согласования целей и механизмов воспитания учеников, основанных на взаимоуважении, учете индивидуальных особенностей каждой стороны;

  • разработана и реализуется модель педагогического обеспечения интеграции семьи и школы;

  • интеграция как организованный целенаправленный процесс партнерских отношений учителей и родителей включает в себя следующие этапы: мотивационный, коммуникативно-деятельностный, когнитивный, рефлексивный;

  • условием интеграция семьи и школы рассматривается готовность к ней учителей и родителей, владеющих соответствующими педагогическими знаниями, умениями, а также значимыми в контексте идеи интеграции личностными качествами (целостность, открытость, стремление к саморазвитию, толерантность, выдержанность, готовность к партнерским отношениям).

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

  • выявить общее и особенное в характеристиках семьи и школы как институтов социализации растущего человека;

  • уточнить и конкретизировать содержание понятий «интеграция», «педагогическое обеспечение» в контексте проблемы интеграции семьи и школы и обосновать сущность этого процесса;

  • рассмотреть генезис проблемы интеграции семьи и школы в отечественной педагогической науке;

  • разработать модель педагогического обеспечения интеграции семьи и школы;

  • обосновать организационно-содержательные условия интеграции семьи и школы в современном социуме;

  • в рамках опытно-экспериментальной работы определить эффективность модели педагогического обеспечения интеграции семьи и школы в современном социуме.

Методологической и теоретической основой диссертационного ис­следования являются основополагающие философские, социальные и психо­лого-педагогические теории и положения:

– понимание человеческой деятельности и неразрывно связанного с ней сознания и философское осмысление понятий «взаимодействие», «отношение», «общение», «интеграция» отечественных (Г.В. Батищев, С.К. Бондырева, Л.П. Буева, Э.В. Ильенков, Ю.К. Плетников, В.М. Соковнин и др.) и зарубежных (М. Бубер, Г. Гегель, и др.) авторов;

– психологическая теория деятельности и личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.);

– роль социальной среды в процессе формирования личности и со­циальной обусловленности семейного воспитания (Т.П. Гаврилова, Ф.Н. Гоноболин, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев и др.);

– исследования, посвященные педагогическому просвещению роди­телей (И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько, С.Г. Крамаренко, Н.И. Монахов), роли и влиянию учителя на процесс воспитания растущего человека в современном социуме (В.П. Бездухов, И.Д. Лельчицкий, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров и др.);

– теория и методология педагогических исследований (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.Я. Наин, М.Н. Скаткин и др.);

– современные теории и концепции социализации, воспитания и развития личности ребенка (В.Г. Бочарова, Г.Ю. Ксензова, З.А. Малькова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова и др.);

– положения возрастной и педагогической психологии об особенностях воспитания школьников (А.С. Белкин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Л.С. Славина, Д.И. Фельдштейн и др.);

– концепция личностно-ориентированного подхода в обучении (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Г.Ю. Ксензова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта взаимодействия семьи и школы в педагогической практике; социологические методы (анкетирование, беседы); эмпирические методы (наблюдение, тестирование); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); метод математической статистики.

Экспериментальной базой исследования являлись МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» (г. Тверь), МОУ «Некрасовская средняя общеобразовательная школа» (Калининский район Тверской области).

Научная новизна исследования:

  • выявлено общее и особенное социальных институтов семьи и школы как субъектов воспитания в контексте их взаимодействия и взаимовлияния;

  • обоснована значимость интеграции семьи и школы как основных институтов социализации в современных условиях;

  • уточнено содержание понятий «интеграция» и «педагогическое обеспечение» в контексте рассматриваемой проблемы, а также выявлена сущность педагогического обеспечения процесса интеграции семьи и школы в современном социуме;

  • определены этапы педагогического обеспечения интеграции семьи и школы как целостной системы;

  • выявлены теоретико-методологические предпосылки интеграции семьи и школы посредством анализа генезиса и развития проблемы интеграции семьи и школы в истории педагогической мысли;

  • разработана модель педагогического обеспечения интеграции семьи и школы.

Теоретическая значимость исследования заключается:

  • в расширении и углублении сложившихся в педагогике концептуальных положений и методологических подходов к пониманию общего и особенного в деятельности таких институтов социализации человека, как семья и школа;

  • в развитии и конкретизации теоретических представлений о феномене интеграции применительно к проблеме совместного влияния семьи и школы на процесс и результат воспитания растущего человека и специфике организационно-содержательных условий его осуществления в современном социуме;

  • в обосновании идеи о педагогическом обеспечении процесса интеграции семьи и школы как институтов воспитания, включающем мотивационный этап (организация самоопределения учителей и родителей к интеграции семьи и школы), когнитивный этап (освоение субъектами интеграции – учителями и родителями – знаний о феномене интеграции, её структуре, содержании, формах, а также об условиях эффективной реализации данного процесса в современном социуме), коммуникативно-деятельностныйэтап (согласование учителями и родителями своих педагогических позиций и реализация скоординированных педагогических целей и задач), рефлексивный этап – осуществляемый учителями и родителями совместный анализ уровневой реализации модели интеграции семьи и школы и проектирование условий для совершенствования данного процесса;

  • в определении критериев и показателей эффективности педагогического обеспечения интеграции семьи и школы в целях воспитания растущего человека.

  1. «Тверской государственный университет» (9)

    Диссертация
    Защита состоится «12» мая 2010 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, Тверь, Студенческий переулок, д.
  2. «Тверской государственный университет» (4)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в __ час __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете (170100 г. Тверь, ул.
  3. «Тверской государственный университет» (6)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» апреля 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университ» по адресу: 170100, г.
  4. «Тверской государственный университет» (2)

    Диссертация
    Защита состоится 28 апреля 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 17 1, г.
  5. «Тверской государственный университет» (5)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2007 г. в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170100, г.
  6. «Тверской государственный университет» (7)

    Автореферат диссертации
    Реферируемая диссертация посвящена моделированию особенностей конструирования метафоры, расширенная трактовка которой включает собственно метафору, метонимию, сравнение, оксюморон, перифразу, двойной смысл, игру слов, иронию, гиперболу и литоту.
  7. «Тверской государственный университет» (8)

    Автореферат диссертации
    Под конструированием подразумевается глубинный процесс формирования совмещенного пространства смысла, позволяющего устанавливать общность между объектами, их признаками и т.
  8. «Тверской государственный университет» (3)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре теории права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
  9. «Тверской государственный университет» (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» мая 2009 года в часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: ГСП-3, 125993 Москва, Миусская пл.

Другие похожие документы..