«Высшая школа экономики»

Цели и задачи курсовой работы

Курсовые работы выполняются студентами факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербурге на втором и третьем курсе. Это наиболее объемные и требующие наибольших учебных усилий письменные работы в эти периоды. Выполнение курсовых работ направлено на:

  • формирование навыков нахождения и отбора научной литературы по нужной теме, аналитического чтения, написания обзора литературы и её анализа, выделения ключевых понятий и связей между ними в рамках определенных концепций;

  • формирование навыков реализации эмпирического социологического исследования: разработки программы исследования, определения выборки, выбора методов сбора и анализа данных, разработки инструмента сбора данных, непосредственно сбора данных, их обработки и анализа – до получения содержательных выводов по результатам исследования;

  • формирование навыков глубокой работы с методами социологического исследования, методического экспериментирования через их применение;

  • знакомство с практикой реализации исследовательских проектов;

  • формирование навыков оформления результатов своей работы в соответствии с принятыми в академическом поле конвенциями.

Методические указания составлены на основе Положения о курсовой работе/курсовом проекте студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», утвержденным приказом НИУ ВШЭ от 18.04.2011 № 6.18.1-06/1804-01.

Порядок и сроки выполнения курсовой работы

Обратите внимание на следующие ключевые моменты, действия, которые должен выполнить студент, пишущий курсовую работу, и сроки их выполнения.

Действие при написании курсовой работы (в той последовательности, в которых их необходимо сделать)

Примерные сроки

Получить по электронной почте и ознакомиться со списком предлагаемых тем курсовых работ с указанием научного руководителя, выделить интересные для себя темы.

Первая неделя октября

Придти на собрание, где представляется тематика курсовых работ и научные руководители.

Первая неделя октября

Предварительно выбрать одну или несколько интересных для себя тем и научных руководителей.

Октябрь

Встретиться с возможным руководителем/ руководителями и обсудить выбранные темы.

Октябрь - ноябрь

Принять решение и написать заявление об утверждении темы и научного руководителя на кафедру, где работает данный преподаватель.

Не позднее 1 декабря

Договориться о первой консультации с научным руководителем

До середины декабря

Сдать развернутый план курсовой работы, который пишется после прочтения большей части библиографического списка, на основе прочитанного1.

До начала февраля

Сдать половину черновика работы (одну главу из двух и т.п.) научному руководителю.

До начала марта

Сдать полный черновик работы научному руководителю.

До начала апреля

Сдать чистовик курсовой работы на кафедру.

До середины мая

Точные даты событий и сроки выполнения тех или иных действий студентов определяются Положением о курсовой работе/курсовом проекте студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», утвержденным приказом НИУ ВШЭ от 18.04.2011 № 6.18.1-06/1804-01.

Своевременное выполнение каждого этапа выполнения курсовой работы и её полного текста контролируется научным руководителем, кафедрами, на которых выполняются курсовые работы, и деканатом факультета социологии.

Профессорско-преподавательский состав кафедр ежегодно разрабатывает тематику бакалаврских курсовых работ. Темы бакалаврских курсовых работ должны быть утверждены на заседании кафедры до 01 октября текущего учебного года. Примерный перечень тем курсовых работ кафедра передает в учебную часть факультета социологии не позднее 01 октября текущего учебного года. Темы с указанием предполагаемых руководителей по каждой теме доводятся деканатом до сведения студентов не позднее первой недели октября текущего учебного года. Студент имеет право предложить собственную тему бакалаврской работы, согласованную с научным руководителем. Такая тема утверждается или аргументировано отклоняется кафедрой. Студент обязан подать заявление о выборе темы курсовой работы не позднее 01 декабря текущего учебного года.

В заявлении на закрепление темы курсовой работы и руководителя студент указывает полное название темы на русском и английском языках. Отсутствие утвержденной темы курсовой работы на 1 декабря текущего года является академической задолженностью, которая ликвидируется в установленном порядке.

Руководитель контролирует текущий ход написания курсовой работы и соблюдение графика выполнения работы.

Студент обязан выполнять курсовую работу в соответствии с требованиями, установленными настоящими методическими указаниями по разработке курсовых работ, а также в соответствии с графиком выполнения курсовой работы, составленным совместно с руководителем. Студент обязан представить окончательный вариант курсовой работы руководителю в установленный в графике выполнения курсовой работы срок, не позднее окончания модуля (семестра), в котором, в соответствии с учебным планом на текущий учебный год, запланировано выполнение курсовой работы. Рекомендуется представлять курсовую работу на кафедру за две недели до дня защиты.

Курсовая работа, подписанная научным руководителем, вместе с отзывом сдается на кафедру после защиты. Защита работы является публичной, что предполагает присутствие в аудитории не только преподавателя, но и студентов, занимающихся в научном семинаре преподавателя - руководителя курсовой работы. Защита включает: самостоятельное выступление автора с презентацией PowerPoint, исключающее чтение с листа, ответы на вопросы присутствующих, выступления научного руководителя или чтение его отзыва, дискуссию о работе. Оценка за курсовую работу выставляется научным руководителем после защиты.

Невыполнение курсовой работы в установленный срок считается академической задолженностью, которая может быть ликвидирована студентом в установленном порядке.

Направленность курсовой работы

Курсовые работы, выполняемые на втором и третьем курсах, могут быть следующих типов по своей направленности:

  1. теоретическая;

  2. эмпирическая;

  3. методическая.

Теоретическая курсовая работа направлена на аналитическое исследование теоретических подходов к изучению того или иного феномена, она должна содержать обзор содержания и анализ работ по выбранной теме. Акцент следует делать на выявлении общего и различного в подходах разных авторов к теоретическому описанию одного и того же явления, особенностях систем понятий, которые используют разные авторы, специфике социологического видения явления разными авторами.

Эмпирическая курсовая работа основной своей целью имеет эмпирическое исследование изучаемого феномена. В то же время она должна содержать теоретический анализ работ по изучаемой проблематике, более компактный, чем это было бы в теоретической работе, но по степени проработки практически столь же глубокий. В то же время акцент в такой работе делается на эмпирическое исследование и его результаты. Процесс исследования в данном случае полностью воспроизводит процесс реального социологического исследования, исключением являются только меньшие по сравнению с неучебными проектами объемы собираемого и анализируемого материала.

Методическая работа также в обязательном порядке включает эмпирическое исследование, но она сконцентрирована на изучении того, как работает выбранный метод сбора или анализа данных. Работа этого вида имеет смысл, прежде всего, в отношении новых, специфичных, редко используемых или сложных методов исследования. Эмпирическая часть такого исследования может ограничиться пилотажем, но при этом предполагает глубокую рефлексию о механизме работы изучаемого метода.

На втором курсе можно выбрать работу любого типа, на третьем курсе – эмпирический или методический тип работы. Это связано с тем, что задачей теоретической работы является в первую очередь приобретение навыков работы с научной литературой, её поиска, отбора, осмысления её содержания и анализа, а также умения формулировать собственные теоретические представления.

На третьем курсе студентам необходимо приобрести навык проведения эмпирического исследования с тем, чтобы через год, при написании выпускной работы эти навыки помогли выполнить исследование на достаточно качественном уровне. Это, в свою очередь предполагает способность выбирать методы исследования и самостоятельно реализовывать сбор и анализ данных. Методическое исследование отличается от эмпирического большим акцентом на методах, чем на результатах исследования, однако оно также позволяет отработать навыки проведения социологического исследования от формулирования темы до написания выводов.

Направленность курсовой работы, в пользу которой делается выбор, необходимо обсудить и согласовать с научным руководителем.

Последовательность этапов написания курсовой работы

  1. Подбор литературы и составление библиографии.

  2. Составление развернутого плана курсовой работы.

  3. Написание обзора литературы, описание методов исследования. Написание теоретической части работы.

  4. Разработка программы и инструментария эмпирического и/или пилотного исследования (в эмпирических и методических работах).

  5. Проведение полевого этапа эмпирического или методического исследования: сбор данных (в эмпирических и методических работах).

  6. Анализ данных эмпирического исследования: содержательный анализ, анализ методов (в эмпирических и методических работах).

  7. Написание разделов с результатами эмпирического исследования (в эмпирических и методических работах).

  8. Написание введения и заключения.

  9. Оформление работы.

  1. Высшая школа экономики (4)

    Программа
    Учебный курс читается на факультете государственного и муниципального управления по специализации «Государственная служба». Приступая к изучению этого учебного курса, студенты должны знать основы государственного управления и правовых
  2. Высшая школа экономики (1)

    Документ
    Программа предназначена для студентов специальности 040600 «Финансы и кредит». Курс предназначен для студентов дневной формы обучения и рассчитан на 84 часа.
  3. Высшая школа экономики (3)

    Документ
    Вводная дисциплина курса «Основы фондового рынка» представляет собой общий вводный курс специализации, связанный с другими экономиче­скими дисциплинами, в которых изучаются финансы, кредит, междуна­родные валютно-кредитные отношения.
  4. Высшая школа экономики (5)

    Документ
    Представленная работа выполнена в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах», являющейся частью Инновационного проекта развития образования, заключенным между Национальным фондом подготовки
  5. Высшая школа экономики (6)

    Документ
    Представленная работа выполнена в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах», являющейся частью Инновационного проекта развития образования, заключенным между Национальным фондом подготовки
  6. Высшая школа экономики (7)

    Документ
    Цель программы: профессиональная переподготовка руководителей и специалистов, государственных и муниципальных органов управления земельно-имущественными комплексами, руководителей и специалистов подразделений по управлению земельно-имущественными
  7. «Высшая школа экономики» (1)

    Документ
    Работа выполнена в Государственном университете «Высшая школа экономики» на кафедре теории права и сравнительного правоведения и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права ФГОУ ВПО «Российская академия
  8. Высшая школа экономики (2)

    Документ
    Любое обсуждение вопросов использования программного обеспечения затрагивает такие понятия, как "авторское право" и "лицензионные соглашения".
  9. «Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

    Документ
    Об открытии профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (МВА)» по специализации «МВА - Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».

Другие похожие документы..