Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра Музыкального образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«___» ____________ 200__г.

Составитель: к.п.н., доцент Синдикова Г.М.

Заведующий кафедрой__________________ к.п.н., доцент Ю.А.Носорев

Стерлитамак 2008

2. Оглавление

3. Выписка из государственного образовательного стандарта

3

4. Учебная программа

3

4.1. Введение

4

4.2. Содержание и объем дисциплины

4

4.3.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

6

4.4. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

9

5. Рабочая программа

9

5.1.Пояснительная записка

9

5.2. Содержание дисциплины

9

5.3. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

14

5.4. Методические рекомендации для преподавателя

15

5.5. Методические указания для студентов

16

5.6.Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестаций

16

5.7.Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

16

6. Глоссарий

17

7. Тексты лекций (в электронном виде)

3. Выписка из государственного образовательного стандарта

Теоретические основы музыкального воспитания и развития. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Задачи музыкального воспитания детей. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Формы организации музыкальной деятельности детей. Виды и типы занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

4.Учебная программа

4.1. Введение

Актуальность данного курса заключается в необходимости всестороннего развития будущих воспитателей, способных к осуществлению эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства. В системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета Дошкольного воспитания изучение курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» приобретает особое значения, поскольку решает важнейшую задачу целостного, духовно-нравственного воспитания студентов, что в современных социокультурных условиях чрезвычайно актуально.

Курс рассчитан на заочную форму обучения, предполагает общую трудоемкость 180ч., из них – аудиторных – 42 ч., на самостоятельную работу – 138ч; осваивается в течение трех семестров. В связи с тем, что данная дисциплина читается студентам, не имеющим базового музыкального образования, его содержание включает в себя теоретический раздел, в котором раскрываются вопросы теории музыкального воспитания; простые средства музыкальной выразительности, их семантические возможности. Центральное место в процессе профессиональной подготовки воспитателей, способных к музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников занимает методический раздел, в котором рассматриваются основные виды музыкальной деятельности и методика их реализации как в рамках музыкального занятия, так и в свободное от занятий время.

Межпредметная связь данной дисциплины осуществляется при освоении таких курсов как философия, история, анатомия и физиология, педагогика, общая и возрастная психология. Главными гранями между ними выступают основные концептуальные положения об эстетической природе музыкального искусства и его влиянии на ребенка.

Данная программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебно-методическом комплексе имеются: введение, объем дисциплины и учебная работа, содержание дисциплины, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, содержание семинарских занятий, списки литературы, вопросы к зачету, перечень тем рефератов, глоссарий.

4.2. Содержание и объем дисциплины

Наименование разделов и тем

Лекции.

Практич.

Самост.

1

Музыка как вид искусства. Система средств музыкальной выразительности

2

4

8

32

Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

2

2

18

4

Всего в 5 семестре

4

6

38

54

Методика как наука на современном этапе музыкального воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности, их цель и задачи

2

6

55

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности

2

2

10

66

Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности

2

2

14

77

Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

2

4

22

Всего в 6 семестре

8

8

52

88

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

2

2

10

9

9

Формы детской музыкальной деятельности

2

2

12

110

Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

2

2

12

111

Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

2

2

14

1

Всего в 6 семестре

8

8

48

Всего часов

20

22

138

Тема 1. Музыка как вид искусства.Система средств музыкальной выразительности.

Искусство, его сущность и функциональное значение. Классификация видов искусств: общее и специфическое. Музыка в ряду искусств. Природа музыкального искусства. Две грани музыкального искусства: изобразительность и выразительность. Интеграция музыки с другими видами искусств. Музыкальный звук как мельчайший элемент музыкальной материи. Акустические свойства музыки: высота, длительность, громкость, тембр. Эстетические свойства музыкальных звуков. Изобразительно-выразительное значение качеств и свойств музыкальных звуков, их относительность. Простые средства музыкальной выразительности, их семантика.

  1. План практических занятий по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование

    Документ
    Формирование связной речи – центральная задача развития речи. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика игры для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    Игра - особый вид деятельности человека, возникающая в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Развивающий потенциал игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия.
  6. Курс лекций и практические задания по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта»

    Пояснительная записка
    Рецензенты: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «ОмКПТ» В.И. Лихачев ; доцент, зав.кафедрой «ФК и БЖД» АНО «Омский экономический институт» В.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине логопедическая ритмика для специальности 050715. 65 Логопедия с дополнительной специальностью 050714. 65 Олигофренопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Особого внимания заслуживает анализ психомоторики у детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями нередко характеризуются чрезмерной подвижностью, суетливостью.
  8. Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки учебно-методический комплекс для студентов специальности

    Учебно-методический комплекс
    Эстрадная музыка в современном музыкальном пространстве занимает значительное место. Поэтому игнорирование данного явления не представляется возможным как в процессе музыкально-теоретического осмысления, так и в практике музыкального
  9. Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

    Вопросы к экзамену
    8. дошкольное воспитание в первые годы Советской власти. документы Советского правительства и Наркомпроса по дошкольному воспитанию, их значение в развитии системы общественного дошкольного воспитания.

Другие похожие документы..