Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебно-методический комплекс

Тема 7 Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

Назначение музыкально-дидактических игр. Спокойное музицирование. Подвижные игры. Игры, построенные по типу хороводных. Творческая деятельность детей. Развитие музыкальности дошкольников в ходе музыкально-дидактических игр. Критерии подбора музыкально-дидактического материала.

Тема 8. Формы детской музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия: значение, задачи и требования. Виды музыкальных занятий: фронтальные, небольшими подгруппами, индивидуальные; типовые, тематические, по слушанию, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминирование одного вида деятельности. Музыка в повседневной жизни детского сада. Музыка в быту детского образовательного учреждения. Музыкальные развлечения: музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, игры и т.п. Праздничные утренники. Музыкальное воспитание в семье.

Тема 9.Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

Слушание как самостоятельный вид музыкальной деятельности. Цель и задачи слушания в дошкольном образовательном заведении. Условия организации слушания. Основные этапы процесса слушания и анализа музыкального произведения. Методы и приемы работы в ходе осуществления данного вида деятельности. Слушание пения без музыкального сопровождения. Выразительное исполнение произведения педагогом как основной метод. Взаимосвязь слушания с другими видами музыкальной и художественно-творческой деятельности. Критерии подбора музыкального материала для слушания.

Тема 10.Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

Планирование, организация и координация учебно-воспитательного процесса. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Функции музыкального руководителя. Критерии оценки деятельности музыкального руководителя.

Вопросы и задания к практическим занятиям

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме № 1

-В чем сущность искусства?

-Что объединяет все виды искусства?

-В чем заключается специфика музыкального искусства?

-Какова природа музыкального искусства?

-Какая природа отличает временные виды искусства от пространственных?

-Раскройте генезис музыкального искусства.

-Прослушайте и проанализируйте музыкальное произведение с точки зрения их изобразительно-выразительной сторон.

-В чем отличие музыкальных звуков от шумовых?

-В результате чего появляется музыкальный звук?

-Перечислите свойства музыкального звука.

-От чего зависят свойства музыкального звука?

-Что такое музыкальный образ?

-Послушайте и проанализируйте музыкальные произведения К.Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных».

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме № 2

-охарактеризуйте теорию музыкального воспитания как систему взаимодействия научных отраслей: эстетики, этики, психологии, педагогики, музыкознания;

-в чем заключается сущность эстетического воспитания?

-раскройте воспитательное значение музыкального искусства;

-назовите и охарактеризуйте основные музыкальные способности; перечислите разновидности музыкального слуха;

-какова методика определения уровня музыкальных способностей.

-раскройте сущность понятия «музыкальная культура»;

-в чьих трудах получила свою разработку проблема музыкальной психологии?

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме №3

-раскройте взаимосвязь методики музыкального воспитания дошкольников с общей педагогикой, психологией, физиологией;

-как вы понимаете принцип единства эмоционального и сознательного, технического и художественного?

-какую роль выполняют принципы обучения в организации процесса музыкального воспитания?

-какие знания, умения и навыки формируются у дошкольников на музыкальных занятиях?

-в чем проявляется взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности? Приведите примеры.

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме № 4

-охарактеризуйте восприятие как интегративную деятельность, осуществляющуюся в различных видах музыкальной деятельности;

-чем обусловлена целостность восприятия музыкального образа дошкольниками?

-в чем заключается творческий подход музыкального пуководителя при выборе и реализации методов и приемов работы в процессе слушания?

-какое значение имеет использование интонационного подхода в процессе развития восприятия детей младшего возраста, формирования их музыкальной культуры;

-составьте план методической работы над произведением в рамках слушания;

-напишите развернутый конспект фрагмента музыкального занрятия по слушанию и анализу музыкального произведения с учетом темы занятия, его цели и задач (в микрогруппах; индивидуально; произведение по выбору студентов)

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме № 5

-раскройте цель певческой деятельности на музыкальных занятиях;

-каковы требования к подбору детского певческого репертуара?

-назовите и охарактеризуйте певческие навыки, формируемые у дошкольников в процессе исполнительской деятельности;

-какие музыкальные способности развиваются у учащихся в процессе работы над ансамблем?

-исполните проанализированную детскую песню с учетом принципа единства технического и художественного.

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме № 6

-в чем заключается развивающее значение игры на детских музыкальных инструментах?

-охарактеризуйте педагогическую концепцию К.Орфа;

-какие воспитательные задачи решаются в процессе инструментально-исполнительской деятельности на музыкальных занятиях?

-как вводятся детские музыкальные инструменты в музыкальное занятие?

-исполните заданное музыкальное произведение, использовав детские музыкальные инструменты (в микрогруппах);

-разработатйте фрагмент занятия с использованием элементарного музицирования, задачей которого является «развитие чувства ритма», «развитие музыкально-звуковых представлений».

-чья идея положена в основу музыкально-ритмического воспитания детей как способа развития их музыкальности?

-каковы образовательные, воспитательные и развивающие задачи музыкально-ритмической деятельности на музыкальном занятии?

-в чем проявляется взаимосвязь между музыкально-ритмическими движениями и другими видами музыкальной деятельности?

-в чем могут быть заключены причины неадекватного выражения характера музыкального произведения детьми младшего возраста?

-разработайте план работы над произведением для слушания, для разучивания с использованием музыкально-ритмических движений.

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме №7

-в чем заключается назначение музыкально-дидактических игр?

-перечислите виды музыкально-дидактических игр.

-в чем может реализоваться творческий подход музыкального руководителя при проведении музыкально-дидактических игр? Приведите примеры.

-назовите игры, способствующие развитию музыкальности дошкольников.

-каковы критерии подбора музыкально-дидактических игр?

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме №8

-какие формы музыкальной деятельности вам известны? Их цель и задачи.

-разработайте варианты конспектов музыкальных занятий в группе раннего, среднего и старшего возраста.

-разработайте конспект музыкального развлечения; музыкального утренника.

Вопросы и заданияк практическим и лабораторным занятиям по теме №9

-охарактеризуйте функции заведующего дошкольным учреждением и старшего воспитателя в реализации задач музыкального воспитания дошкольников.

-каковы функции музыкального руководителя и воспитателя?

-перечислите основные знания, умения, качества личности музыкального руководителя и воспитателя.

5.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. – Воронеж., 1998.

2.Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. –М., 1978.

3. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М.,1999.

4.Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1963.

5.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000. – 304с.

6.Куприна Н.Г. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. – Екатеринбург., 2003. 98с.

7..Куприна Н.Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста. 2003. 234с.

8..Новикова Г Музыкальное воспитание дошкольников. – М.,2000.

Дополнительная литература

1. Меркулова Л. Малыши в оркестре: песни и пьесы для детского оркестра. Партитуры. – М.,1999.

2..Меркулова Л. Оркестр в детском саду // Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнит. образования, работающих с дошкольниками. – М., 1999.

3. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. – М., 1996.

4.Рыцарева М. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М., 1998.

5.Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.

5.4. Методические материалы для преподавателя

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Преподавателю следует учесть, что формирование знаний с помощью пособия на более высоком уровне требует использования комплекса учебно-методических материалов и средств. К ним относятся лекционные и другие аудиторные занятия, учебная и научная литература, сборники педагогических ситуаций и задач, информационные системы типа банков и баз данных, аудиовизуальные средства.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности воспитателя:

в области учебно - воспитательной деятельности:

-осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой с учетом психолого-физиологических особенностей дошкольников;

-планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

-использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;

-использование технических средств обучения, информационных технологий;

-формирование у дошкольников нравственных ориентаций на основе реализации индивидуального подхода;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно – методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

в области организационно-управленческой деятельности:

- организация контроля за результатами обучения и воспитания;

в области культурно-просветительской деятельности:

-формирование музыкально-эстетической культуры учащихся.

Основными видами деятельности и методами работы по освоению тем курса выступают:

-Слушание музыкальных произведений, в рамках которого реализуются такие методы как анализ и сравнение, дискуссия, беседа, интонационно-стилевой метод, метод слуховой наглядности и др.Активно используется метод создания проблемной ситуации с целью активизации музыкального внимания студентов.

-Исполнительская деятельность: вокально-хоровая работа, в ходе которой осуществляется анализ музыкальных произведений; практически разрабатывается план работы над песней; дана деятельность может включать в себя музыкально-ритмическую деятельность и игру на музыкальных инструментах.

-Исследовательская деятельность включает в себя работу над произведением; написание реферата на заданную тему.

-Художественно-конструктивная деятельность как способность моделировать урок музыки в соответствии с его темой, целью, задачами; конкретизировать художественно-педагогические задача при освоении музыкального материала в рамках определенного вида учебно-музыкальной деятельности или в их интеграции.

-Художественно-организаторская деятельность, направленная на организацию коллективной, групповой и индивидуальной исполнительской деятельности студентов в ее различных формах: пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмическая деятельность- хлопки, пластическое интонирование, мимическое выражение настроения и т.п.

5.5. Методические материалы для студентов

При подготовке к занятиям студенту необходимо тщательно изучить содержание программы и теоретический материал, изложенный в лекции; изучить основные термины и понятия по теме.

На практических занятиях студенты работают всей группой, основное внимание уделяется обсуждению теоретических вопросов и проблем, вынесенных на рассмотрение с опорой на рекомендуемую к изучению литератур, а также практическое освоение изученного материала. Практические занятия направлены преимущественно на развитие у студентов исполнительских умений и навыков в области музыкально-педагогической деятельности. На лабораторных занятия осуществляется преимущественно индивидуальный подход. С целью повышения образовательного уровня студентам также необходимо активизировать музыкально-исполнительскую, исследовательскую, художественно-коммуникативную деятельность. Реализовывать методы размышления о музыке, сопереживания, художественной интерпретации музыкального образа. В рамках художественно-конструктивной деятельности уметь планировать урок музыки в соответствии с его темой, целью, задачами; конкретизировать художественно-педагогические задачи. Студенты, желающие более глубоко изучить заинтересовавшую их тему, могут подготовить реферативную работу, используя для этого соответствующую литературу

5.6.Материалы для проведения промежуточного контроля

Формами промежуточного контроля выступают: фронтальный опрос, письменная работа, практическая работа – музыкальное, музыкально-ритмическое отражение образа; разработки планов-конспектов музыкальных занятий разного типа, письменная разработка плана-конспекта по изученной теме; выполнение тестовых заданий, заполнения дневника по слушанию, слуховые диктанты, музыкальные викторины.

5.7.Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

-в чем заключается сущность и функциональное значение искусства.

-охарактеризуйте акустические свойства музыки.

-каково значение музыкального искусства в педагогике эпохи античности, средневековья, Возрождения

-обоснуйте роль музыкального искусства в формировании личности ребенка.

-что собой представляет структура музыкальности. Каковы возрастные особенности проявления музыкальности детей.

-какие виды детской музыкальной деятельности вам известны. Их цели и задачи.

-критерии подбора музыкального репертуара для музыкального занятия.

-охарактеризуйте этапы разучивания детской песни.

-в чем заключается закономерность музыкального восприятия.

-классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

-охарактеризуйте методы и приемы обучения старших дошкольников нотной грамоте.

-какие формы детской музыкальной деятельности вам известны. В чем их назначение.

-в чем заключается содержание и организация праздников.

-каковы роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей.

6.Глоссарий.

Альт –1. низкий детский (женский) певческий голос. 2.Струнный смычковый инструмент, большего размера, чем скрипка и звучащий в более низком регистре.

Балет – музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются различные виды искусства.

Барабан - ударный инструмент с неопределенной высотой звучания.

Вальс – парный бальный танец, возникший на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии.

Вариации – музыкальная форма, в которой тема при повторном изложении варьируется, изменяется.

Вокализ – пьеса для пения без слов.

Гавот – старинный французский народный танец. . Гобой - деревянный духовой инструмент, ведущий происхождение от древней пастушеской свирели. Гопак – украинский народный танец, исполняющийся в быстром темпе. Для него характерны прыжки и другие виртуозные движения.

Диссонанс – созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звучания.

Импровизация – сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). 2.Музыкальное произведение в свободной форме.

Канон – многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

Кларнет - деревянный духовой инструмент.

Консонанс – созвучие, согласное звучание, воспринимаемое как благозвучное.

Лад – организация звуков по длительности. Музыкальное настроение.

Мазурка – польский народный танец с четким ритмическим рисунком, резкими акцентами на любых долях такта.

Месса – центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви.

Оркестр – коллектив музыкантов-инструменталистов, объединенных для совместного исполнения.

Полифония – одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Речитатив – вокальная мелодия, приближающаяся к интонациям разговорной речи.

Серенада – лирическая песня – обращение к любимой, исполнявшееся вечером или ночью по ее окнами.

Сюита – циклическое произведение, состоящее из чередования законченных пьес.

Тембр – окраска звука, обусловленная особенностями музыкального инструментаили голоса.

Тесситура – часть диапазона какого-либо музыкального инструмента или певческого голоса, использованная в произведении; высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента.

Фразировка – выразительное исполнение музыкальных фраз.

Хорал – хоровое песнопение, в католической церкви одноголосное, в протестантской – многоголосное.

Челеста – ударно-клавишный инструмент, источником звука которого являются металлические пластинки.

Штрих – способ звукоизвлечения, выбор которого определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, ее образным содержанием.

Элегия – пьеса задумчивого, печального характера.

Юмореска – небольшая пьеса шутливого, юмористического характера.

  1. План практических занятий по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование

    Документ
    Формирование связной речи – центральная задача развития речи. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика игры для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    Игра - особый вид деятельности человека, возникающая в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Развивающий потенциал игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия.
  6. Курс лекций и практические задания по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта»

    Пояснительная записка
    Рецензенты: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «ОмКПТ» В.И. Лихачев ; доцент, зав.кафедрой «ФК и БЖД» АНО «Омский экономический институт» В.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине логопедическая ритмика для специальности 050715. 65 Логопедия с дополнительной специальностью 050714. 65 Олигофренопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Особого внимания заслуживает анализ психомоторики у детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями нередко характеризуются чрезмерной подвижностью, суетливостью.
  8. Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки учебно-методический комплекс для студентов специальности

    Учебно-методический комплекс
    Эстрадная музыка в современном музыкальном пространстве занимает значительное место. Поэтому игнорирование данного явления не представляется возможным как в процессе музыкально-теоретического осмысления, так и в практике музыкального
  9. Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

    Вопросы к экзамену
    8. дошкольное воспитание в первые годы Советской власти. документы Советского правительства и Наркомпроса по дошкольному воспитанию, их значение в развитии системы общественного дошкольного воспитания.

Другие похожие документы..