Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебно-методический комплекс

4.4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины

-учебная и методическая литература,

-учебно-наглядные пособия: нотные сборники, хрестоматии музыкального материала,

-программы музыкальных занятий,

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

-оборудованные аудитории с наличием музыкальных инструментов (фортепиано), а также детских музыкальных инструментов;

-технические средства обучения: диски, аудио-и видеозаписи зарубежной и отечественной музыки, фольклора и духовной музыки;

5. Рабочая программа

5.1. Пояснительная записка

Цель курса: формирование у будущих воспитателей музыкально-педагогической, духовной культуры.

Задачи курса:

1.Освоение философских, культурологических, исторических, психологических, педагогических, музыковедческих знаний в области теории и практики музыкального воспитания; раскрытие сущности, специфики музыки как средства воспитания, духовного обогащения личности человека;

2.Развитие интереса к музыкальной работе с детьми в единстве с личной эстетической потребностью.

3.Воспитание духовно богатой личности педагога, способного решать задачи, связанные с развитием и совершенствованием духовного мира ребенка.

5.2.Содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Лекции.

Практич.

Самост.

1

Музыка как вид искусства. Система средств музыкальной выразительности

2

4

8

32

Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

2

2

18

4

Всего в 5 семестре

4

6

38

53

Методика как наука на современном этапе музыкального воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности, их цель и задачи

2

6

54

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности

2

2

10

65

Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности

2

2

14

76

Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

2

4

22

Всего в 6 семестре

8

8

52

87

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

2

2

10

9

8

Формы детской музыкальной деятельности

2

2

12

19

Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

2

2

12

110

Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

2

2

14

1

Всего в 6 семестре

8

8

48

Всего часов

20

22

138

Тема 1. Музыка как вид искусства.Система средств музыкальной выразительности.

Искусство, его сущность и функциональное значение. Классификация видов искусств: общее и специфическое. Музыка в ряду искусств. Природа музыкального искусства. Две грани музыкального искусства: изобразительность и выразительность. Интеграция музыки с другими видами искусств. Музыкальный звук как мельчайший элемент музыкальной материи. Акустические свойства музыки: высота, длительность, громкость, тембр. Эстетические свойства музыкальных звуков. Изобразительно-выразительное значение качеств и свойств музыкальных звуков, их относительность. Простые средства музыкальной выразительности, их семантика.

Тема 2. Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей.

Теория музыкального воспитания дошкольников как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка как область эстетического воспитания учащихся. Сущность эстетического воспитания. Цель и задачи эстетического воспитания. Музыкальная эстетика как методологическая основа музыкального воспитания дошкольников. Принципы музыкальной эстетики. Музыкальная психология как методологическая основа музыкального воспитания. Особенности музыкально-эстетического восприятия. Закономерности процесса музыкального воспитания. Понятие "музыкальная культура". Философско-эстетическая и педагогическая основа теории музыкальной культуры. Содержание музыкальной культуры дошкольника. Музыкальность, ее ведущие компоненты. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Тема 3. Методика как наука на современном этапе музыкального образования и воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности

Методика как научная дисциплина, изучающая закономерности процесса образования и воспитания дошкольников средствами музыкального искусства. Сущность и функции музыкального образования. Единство образовательной, воспитательной и развивающей задач в процессе музыкальной работы. Виды музыкальной деятельности дошкольников как способы приобщения детей к музыкальному искусству. Развитие музыкальной культуры детей младшего возраста посредством активизации их музыкально-творческой деятельности

Тема 4. Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности.

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности. Восприятие как необходимое и естественное условие для осуществления разных видов музыкальной деятельности. Условия организации процесса восприятия. Психолого-педагогические основы восприятия музыки. Специфика музыкального восприятия, его сущность. Стадии музыкального восприятия (типы классификаций). Структура музыкального восприятия. Показатели адекватности восприятия музыкального произведения дошкольниками. Бессознательный аспект музыкального восприятия. Формирование осознанного слушания средств музыкальной выразительности как смыслонесущих элементов музыкального контекста. Последовательность развития навыков восприятия на музыкальных занятиях. Особенности восприятия музыкального образа в младшем возрасте.

Тема 5. Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности.

Всеобщая доступность пения. Цель и задачи певческой деятельности на музыкальных занятиях. Физиология детского голосового аппарата. Охрана и развитие детского певческого голоса. Условия организации вокальной деятельности. Критерии подбора песенного репертуара. Основные певческие навыки и методика их формирования у младших школьников. Методика разучивания песни. Разучивание детской песни с позиции творческого подхода. Взаимодействие певческой деятельности с другими видами музыкальной деятельности.

Тема 6. Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

Системы музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. Психофизиологические основы музыкально-ритмического воспитания дошкольников. Цель и задачи ритмики в музыкальном воспитании детей. Условия организации ритмического воспитания на музыкальных занятиях. Виды музыкально-ритмических движений и пластического интонирования, применяемые на занятиях. Понятие «ритмическая интонация». Пластическое интонирование, ритмические интонации, мимика, жесты, элементы танцевальных движений как способ выражения характера произведения, особая передача интонационных, ритмических, динамических и других особенностей музыкального образа. Взаимосвязь музыкально-ритмических движений с другими видами музыкальной деятельности. Методы и приемы работы, способствующие развитию музыкальных способностей (чувство лада, чувство ритма, музыкально-слуховые представления). Игра на детских музыкальных инструментах как вид исполнительской деятельности, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников. Цель и задачи инструментальной деятельности. Условия организации исполнительской деятельности. Психолого-педагогические предпосылки инструментального музицирования. Система музыкального воспитания К.Орфа. Реализация индивидуально-творческого подхода в процессе развития музыкально-творческого мышления детей. Элементарное музицирование как форма самовыражения; импровизационный характер исполнения. Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

  1. План практических занятий по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование

    Документ
    Формирование связной речи – центральная задача развития речи. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика игры для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    Игра - особый вид деятельности человека, возникающая в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Развивающий потенциал игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия.
  6. Курс лекций и практические задания по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта»

    Пояснительная записка
    Рецензенты: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «ОмКПТ» В.И. Лихачев ; доцент, зав.кафедрой «ФК и БЖД» АНО «Омский экономический институт» В.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине логопедическая ритмика для специальности 050715. 65 Логопедия с дополнительной специальностью 050714. 65 Олигофренопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Особого внимания заслуживает анализ психомоторики у детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями нередко характеризуются чрезмерной подвижностью, суетливостью.
  8. Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки учебно-методический комплекс для студентов специальности

    Учебно-методический комплекс
    Эстрадная музыка в современном музыкальном пространстве занимает значительное место. Поэтому игнорирование данного явления не представляется возможным как в процессе музыкально-теоретического осмысления, так и в практике музыкального
  9. Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

    Вопросы к экзамену
    8. дошкольное воспитание в первые годы Советской власти. документы Советского правительства и Наркомпроса по дошкольному воспитанию, их значение в развитии системы общественного дошкольного воспитания.

Другие похожие документы..