Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебно-методический комплекс

Тема 2. Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей.

Теория музыкального воспитания дошкольников как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка как область эстетического воспитания учащихся. Сущность эстетического воспитания. Цель и задачи эстетического воспитания. Музыкальная эстетика как методологическая основа музыкального воспитания дошкольников. Принципы музыкальной эстетики. Музыкальная психология как методологическая основа музыкального воспитания. Особенности музыкально-эстетического восприятия. Закономерности процесса музыкального воспитания. Понятие "музыкальная культура". Философско-эстетическая и педагогическая основа теории музыкальной культуры. Содержание музыкальной культуры дошкольника. Музыкальность, ее ведущие компоненты. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Тема 3. Методика как наука на современном этапе музыкального образования и воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности

Методика как научная дисциплина, изучающая закономерности процесса образования и воспитания дошкольников средствами музыкального искусства. Сущность и функции музыкального образования. Единство образовательной, воспитательной и развивающей задач в процессе музыкальной работы. Виды музыкальной деятельности дошкольников как способы приобщения детей к музыкальному искусству. Развитие музыкальной культуры детей младшего возраста посредством активизации их музыкально-творческой деятельности

Тема 5. Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности.

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности. Восприятие как необходимое и естественное условие для осуществления разных видов музыкальной деятельности. Условия организации процесса восприятия. Психолого-педагогические основы восприятия музыки. Специфика музыкального восприятия, его сущность. Стадии музыкального восприятия (типы классификаций). Структура музыкального восприятия. Показатели адекватности восприятия музыкального произведения дошкольниками. Бессознательный аспект музыкального восприятия. Формирование осознанного слушания средств музыкальной выразительности как смыслонесущих элементов музыкального контекста. Последовательность развития навыков восприятия на музыкальных занятиях. Особенности восприятия музыкального образа в младшем возрасте.

Тема 6. Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности.

Всеобщая доступность пения. Цель и задачи певческой деятельности на музыкальных занятиях. Физиология детского голосового аппарата. Охрана и развитие детского певческого голоса. Условия организации вокальной деятельности. Критерии подбора песенного репертуара. Основные певческие навыки и методика их формирования у младших школьников. Методика разучивания песни. Разучивание детской песни с позиции творческого подхода. Взаимодействие певческой деятельности с другими видами музыкальной деятельности.

Тема 7. Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

Системы музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. Психофизиологические основы музыкально-ритмического воспитания дошкольников. Цель и задачи ритмики в музыкальном воспитании детей. Условия организации ритмического воспитания на музыкальных занятиях. Виды музыкально-ритмических движений и пластического интонирования, применяемые на занятиях. Понятие «ритмическая интонация». Пластическое интонирование, ритмические интонации, мимика, жесты, элементы танцевальных движений как способ выражения характера произведения, особая передача интонационных, ритмических, динамических и других особенностей музыкального образа. Взаимосвязь музыкально-ритмических движений с другими видами музыкальной деятельности. Методы и приемы работы, способствующие развитию музыкальных способностей (чувство лада, чувство ритма, музыкально-слуховые представления). Игра на детских музыкальных инструментах как вид исполнительской деятельности, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников. Цель и задачи инструментальной деятельности. Условия организации исполнительской деятельности. Психолого-педагогические предпосылки инструментального музицирования. Система музыкального воспитания К.Орфа. Реализация индивидуально-творческого подхода в процессе развития музыкально-творческого мышления детей. Элементарное музицирование как форма самовыражения; импровизационный характер исполнения. Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

Тема 8. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

Назначение музыкально-дидактических игр. Спокойное музицирование. Подвижные игры. Игры, построенные по типу хороводных. Творческая деятельность детей. Развитие музыкальности дошкольников в ходе музыкально-дидактических игр. Критерии подбора музыкально-дидактического материала.

Тема 9. Формы детской музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия: значение, задачи и требования. Виды музыкальных занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада. Музыка в быту детского образовательного учреждения. Музыкальные развлечения: музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, игры и т.п. Праздничные утренники. Музыкальное воспитание в семье.

Тема 10.Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

Слушание как самостоятельный вид музыкальной деятельности. Цель и задачи слушания в дошкольном образовательном заведении. Условия организации слушания. Основные этапы процесса слушания и анализа музыкального произведения. Методы и приемы работы в ходе осуществления данного вида деятельности. Слушание пения без музыкального сопровождения. Выразительное исполнение произведения педагогом как основной метод. Взаимосвязь слушания с другими видами музыкальной и художественно-творческой деятельности. Критерии подбора музыкального материала для слушания.

Тема 11.Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

Планирование, организация и координация учебно-воспитательного процесса. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Функции музыкального руководителя. Критерии оценки деятельности музыкального руководителя.

4.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников имеет большую актуальность. Смена ценностных ориентаций в современном социуме приводит к ущербу внутреннего духового мира человека. Современный образовательный процесс требует активизации таких подходов, форм и методов, которые способствуют повышению аксиологической культуры подрастающего поколения. Музыкальные занятия желательно строить на основе комплексного и индивидуального подходов к изучению особенностей музыкального языка и методике его освоения дошкольниками. Данный курс ориентирует будущих воспитателей на культурно-просветительский виды профессиональной деятельности с целью развития эстетической природы дошкольников. Дисциплина тесно связана с педагогикой, психологией, эстетикой, физиологией и др. Учебная программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебно-методическом комплексе имеются: введение, объем дисциплины и учебная работа, содержание дисциплины, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, содержание семинарских занятий, списки литературы, вопросы к экзамену, перечень тем рефератов, глоссарий.

Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы.

-какое значение придавалось музыке в эпоху античности, средневековья, возрождения? Обоснуйте свой ответ.

-какое влияние на развитие отечественного музыкального образования оказало создание хора государевых певчих дьяков и хора патриарших певчих?

-прокомментируйте определение музыки, данное Д.Кабалевским: «Музыкальное искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное»;

-что характерно для элементарного музыкального воспитания К.Орфа?

-раскройте особенности музыкального воспитания в Венгрии.

-какое значение имеют игровые методы и приемы работы на музыкальных занятиях;

-в чем заключается реализация творческого подхода в деятельности музыкального работника выборе и использовании методов музыкального воспитания?

-каким образом осуществляется решение задачи развивающего обучения на музыкальных занятиях?

-охарактеризуйте восприятие как интегративную деятельность, осуществляющуюся в различных видах музыкальной деятельности;

-чем обусловлена целостность восприятия музыкального образа детьми дошкольного возраста?

-каковы пути формирования музыкального восприятия дошкольников на различных ступенях возрастного развития?

-проведите диагностику музыкальных способностей дошкольников в разных возрастных группах.

-составьте план работы над детской песней на основе ее анализа и методики разучивания;

-исполните проанализированную детскую песню с учетом принципа единства технического и художественного.

-в чем заключается развивающее значение игры на детских музыкальных инструментах?

-какие воспитательные задачи решаются в процессе инструментально-исполнительской деятельности на уроке музыки?

-в чем могут быть заключены причины неадекватного выражения характера музыкального произведения детьми младшего школьного возраста?

-разработайте план работы над произведением для слушания, для разучивания с использованием музыкально-ритмических движений.

-какое значение имеет использование игровых методов и приемов работы на музыкальных занятиях. Обоснуйте свой ответ;

-разработайте план и сценарий проведения праздника в виде тематического занятия, вечера развлечений и т.п.

-разработайте сценарий одного из вечеров развлечений с использованием музыки.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Искусство, его сущность и функциональное значение.

2. Классификация видов искусств: общее и специфическое.

3. Природа музыкального искусства.

4. Акустические свойства музыки.

5. Музыкальная интонация. Природа музыкальной интонации.

6. Классические музыкальные направления.

7. Система музыкально-эстетического воспитания в эпоху античности.

8. Особенности содержания музыкального воспитания в эпоху средневековья.

9. Значение музыкального искусства в педагогике эпохи Возрождения.

10. Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка.

11. Цели и задачи музыкального воспитания детей.

12. Структура музыкальности. Возрастные уровни развития детей.

13. Возрастные особенности проявления музыкальности детей.

14. Основные музыкальные способности и способы их развития.

15. Методы и приемы музыкального воспитания, образования и развития детей.

16. Виды детской музыкальной деятельности. Ее цели и задачи.

17. Восприятие музыки как психологический процесс.

18. Специфика музыкального восприятия, его сущность.

19. Структура музыкального восприятия.

20. Цели и задачи слушания. Формы слушания.

21.Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группахдошкольного учреждения.

22. Цели и задачи пения.

23. Физиология детского голосового аппарата. Охрана и развитие детского голосового

аппарата.

24. Основные певческие навыки и методика их формирования у дошкольников.

25. Взаимосвязь пения с другими видами музыкальной деятельности.

26. Критерии подбора песенного репертуара.

27. Этапы разучивания детской песни.

28. Цели и задачи инструментально-исполнительской деятельности.

29. Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

30.Методы освоения нотной грамотности в процессе игры на инструментах с диатоническим и хроматическим звукорядом.

31. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах.

32. Система музыкального воспитания.

33.Взаимосвязь игры на детских музыкальных инструментах с другими видами музыкальной деятельности.

34. Психофизиологические основы музыкально-ритмического воспитания детей. Цели и задачи музыкально-ритмического воспитания.

35. Виды музыкально-ритмической деятельности.

36. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям.

37. Методы и приемы работы, способствующей развитию музыкальных способностей детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

38. Назначение музыкально-дидактических игр.

39. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

40. Методы и приемы обучения старших дошкольников нотной грамоте.

41. Формы детской музыкальной деятельности.

42.Виды музыкальных занятий. Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике.

44. Влияние концертов на формирование у детей основ музыкальной культуры

45. Взаимосвязь музыкального воспитания с физическим развитием детей. 46. Виды и формы музыкальных развлечений.

47. Содержание и организация праздников.

48. Руководство педагогом самостоятельной деятельности детей.

Примерная тематика курсовых работ

-Формирование эстетического восприятия дошкольников на музыкальных занятиях.

-Развитие музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

-Экологическое воспитание дошкольников в условиях музыкальных занятий.

-Особенности музыкального восприятия дошкольников.

-Двигательная импровизация и ее роль в музыкальном развитии детей младшего возраста.

-Освоение нотной грамоты в процессе инструментально-исполнительской деятельности.

-Игровой метод как способ освоения нотной грамоты в старшем дошкольном возрасте.

-Использование музыкально-дидактических игр как средство формирования музыкального мышления дошкольников.

-Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальных занятиях.

-Музыкально-театральная деятельность как средство обогащения эмоциональной сферы детей младшего возраста.

-Активизация музыкального восприятия детей средствами ритмического воспитания.

-Развитие метроритмического чувства дошкольников в ходе инструментальной деятельности .

-Система Карла Орфа как способ развития ритмической способности детей шестилетнего возраста.

-Музыкальная сказка как способ формирования основ нравственности старших дошкольников.

-Нравственно-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях повседневной жизни детского сада.

  1. План практических занятий по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование

    Документ
    Формирование связной речи – центральная задача развития речи. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика игры для специальности 050716. 65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050717. 65

    Учебно-методический комплекс
    Игра - особый вид деятельности человека, возникающая в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Развивающий потенциал игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учитель родной литературы и основные требования к нему. Технология современного урока по родной литературе. Внеучебная работа по родной литературе. Факультативные занятия.
  6. Курс лекций и практические задания по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта»

    Пояснительная записка
    Рецензенты: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «ОмКПТ» В.И. Лихачев ; доцент, зав.кафедрой «ФК и БЖД» АНО «Омский экономический институт» В.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине логопедическая ритмика для специальности 050715. 65 Логопедия с дополнительной специальностью 050714. 65 Олигофренопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Особого внимания заслуживает анализ психомоторики у детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями нередко характеризуются чрезмерной подвижностью, суетливостью.
  8. Методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки учебно-методический комплекс для студентов специальности

    Учебно-методический комплекс
    Эстрадная музыка в современном музыкальном пространстве занимает значительное место. Поэтому игнорирование данного явления не представляется возможным как в процессе музыкально-теоретического осмысления, так и в практике музыкального
  9. Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

    Вопросы к экзамену
    8. дошкольное воспитание в первые годы Советской власти. документы Советского правительства и Наркомпроса по дошкольному воспитанию, их значение в развитии системы общественного дошкольного воспитания.

Другие похожие документы..