Литература и источники стр. 16-19

Международный фестиваль детского творчества

«Звёзды нового века»

«Добрый дом устоями славится».

Выполнила: Курина Юлия

обучающаяся МОУ ДОД

Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

руководитель:

Пинимасова Наталья Ильдаровна

педагог дополнительного образования.

2011

Содержание

Введение____________________________________________стр.2-3

Глава I Почитаемое и примечаемое______________________ стр.3-4

1.1Значимость жилища в жизни человека_________________ стр.4

Глава II Обряды, предваряющие строительство жилища___ стр.4-11

2.1 выбор места_____________________________________ стр.4-6

2.2 выбор материала_________________________________ стр.6-7

2.3 выбор времени закладки дома______________________ стр.7-8

2.4 закладка первого венца____________________________ стр.8-9

2.5 установка матки __________________________________ стр.9-10

2.6 крыша _________________________________________ стр.11

Глава III Обряды при переходе в новый дом_____________ стр.11-13

Заключение ________________________________________ стр. 13-15

Литература и источники ___________________________ стр.16-19

Приложение ____________________________________ стр.20-21

Каждый человек рождается на свет, чтобы построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Зачем человеку дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? Самый простой ответ: чтобы защитить себя от внешних воздействий природы: дождя, холода, жары, солнца, а также диких зверей и лихих людей. Однако это ответ неполный. Человеку надо было отделить себя от природы, от злых стихий, создать свой защитный мир. Но человек никогда не мыслил себя вне природы, поэтому все свои знания об окружающем мире он перенес на жилище, сконцентрировал в понятие «дом».

Цель моей работы: выявить значение и выделить особенности народных традиций, обрядов и поверий различных населённых пунктов Никольского района Пензенской области, связанных с домостроением.

Актуальность: На мой взгляд, тема актуальна современникам, для познанияобщепринятых норм поведения в доме. Ведь большое количество примет, суеверий берут своё начало с древних времён, и, употребляя их сегодня, мы даже не задумываемся над тем смыслом и значением, которое вкладывали наши предки в то или иное действо. В наши дни особое внимание со стороны Президента РФ, Правительства России, Губернаторов регионов уделяется строительству. Однако при строительстве очень часто не учитываются как климатические условия, так и народные традиции. Это нарушает устои и принятые нормы домостроения.

Новизной данной работы является систематизированное описание обрядов и обычаев домостроения на территории Никольского района, записанных с учетом этнографических особенностей, местных диалектов и названий.

Задачи: раскрыть основные понятия и термины, связанные с приметами, обрядами, традициями домостроения; познакомиться с традициями домостроения народов России; собрать и изучить традиции домостроения в различных населённых пунктах Никольского района; обобщить материал, собранный другими воспитанниками по данной теме; проанализировать обряды и поверья, связанные со строительством дома; сравнить историческое и современное значение восприятие жилища.

Методы и приёмы: интервьюирование, сравнительный анализ, описание, компьютерных технологий, техник декоративно-прикладного творчества.

Обзор литературы: Исследованию дома, как культурного феномена, своеобразного текста, повествующего о национальных, географических, религиозных, хозяйственных, социальных аспектах коллектива, соотношению дома с основными категориями картины мира, рассмотрению его роли в противопоставлении «освоенного — неосвоенного» пространства, изучению ритуалов, связанных с домом посвящены работы Байбурина А.К. «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян», Е.Ю.Кукушкиной, С.Е.Никитиной «Жанровые “портреты” фольклорного дома», Макушкина Н.П. «Современное эрзянское жилище на территории Мордовской АССР», Шамбинаго К.С. «Древнерусское жилище по былинам», Цивьян Т. В. «Архетипический образ дома в народном сознании».

Основным источником являются материалы, собранные по рассказам информаторов - жителей Никольского района. Опрошено 31 человек, коренных жителей исследуемых населённых пунктов. Записано 46 обычаев, традиций и обрядов, бытующих среди населения.

Глава I.Почитаемое и примечаемое.

Постройка крестьянского жилища, его благоустройство и заселение в него было одним из важных событий в жизни народа Пензенского края. Правильно построенный дом сам по себе должен был служить наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей. Складывались определённые традиции, развивались культура домостроения и особое отношение жителей к основным и важным этапам и событиям, связанных с постройкой нового дома и переселением в него. Неслучайно в народе бытовало много различных поверий, примет и обрядов. «Магическая защита дома осуществлялась посредством правильного его размещения в пространстве и соблюдения специальных ритуалов при выборе места и строительства, а после постройки при помощи разного рода символических изображений»1.

1.1.Значимость жилища в жизни человека. В данной главе мне хотелось рассказать о значимости дома в жизни человека. «Эквиваленты славянского слова дом обозначали широкий круг понятий: кров, семью, жилище, строение, некое определенное место. Жилище было по преимуществу носителем признака «внутренний»: оно оберегало человека от невзгод внешнего мира, создавало атмосферу безопасности, определенности, организованности, противостоящей внешнему хаосу»2.

В своём словаре В. И. Даль привёл многочисленные пословицы: «Мило тому, у кого много в дому», «Дом вести — не лапти плести», «Худу быть, кто не умеет домом жить», «На стороне добывай, а дому не покидай»3. Эти и подобные изречения говорят о том, что дом рассматривался народом как осязаемое воплощение своего, родного, безопасного пространства, а привязанность к нему считалась добродетелью.

В ценностно-семиотическом плане Дом представляется как макет мироздания, национальный Космос в миниатюре; где земля - пол, небо -крыша, страны света - стены и так далее.

Глава II.Обряды, предваряющие строительство жилища.

В первую очередь мы уделили внимание изучению тех этапов домостроения, которые повсеместно в нашем районе сопровождались особым комплексом обрядов, традиций и поверий и выделили их особенности среди народов разных национальностей. Кроме того мы рассмотрели оригинальные обрядовые действия, встречающиеся в некоторых населённых пунктах.

2.1.Выбор места для строительства нового жилища был связан с процедурами, направленными на проверку или выявление «истинной» информации о значении той части пространства, на которой предполагается построить новый дом. При этом, в первую очередь отбирались те места, которые считались пригодными для строительства дома из практических соображений и по символической ценности, делением пространства на счастливое и несчастливое и прогнозом на будущее проживание семьи в нём, доле, счастье, богатстве жизни.

В Никольском районе, по словам информаторов, жилище нельзя строить там, где раньше проходила дорога или стояла баня, на спорном участке земли, где были найдены человеческие останки, где кто-нибудь поранился до крови, где умирали от болезней, наводнений и пожарищ.

Счастливым местом считается то, на которое ложится отдыхать рогатый скот. В с. Казарка выпускали с этой целью скот из загороди, и оставляли его ходить на свободе до тех пор, пока он не уляжется пережевывать жвачку. То место, где скот улёгся, и считается самым благоприятным для постройки дома.[Жандаров М. Ф.1928 рус. с. Казарка]. Именно рогатому скоту приписывается плодородная, производительная сила. В гадании рассыпанием зерна осуществляли маркирование углов и границ между будущим домом и остальным пространством. [Пимашина Л.В.1931 рус. д.Новая Араповка].

В с. Сабаново распространен семейный обычай. Если в семье было двое сыновей, то дом завещали старшему, а младшему место под ним и старший был обязан перевести дом на новое место, а младший построить новый. Но чаще дом доставался младшему сыну, который был обязан ухаживать за престарелыми родителями и их похоронить [Ковалёва Е.И. 1950 морд.с. Сабаново].

В с. Новая Селя после смерти родителей дом разбирался по стенам и раздавался детям [Веретенниковы Г. С.1929 и А.В 1932 морд. с Новая Селя].

В сегодняшние дни между детьми происходит делёж родительского дома, который приводит к раздорам, но если бы они следовали заветам предков, им этого можно было избежать.

У русского населения большее внимание уделялось обрядам, связанным с выбором места для строительства нового дома, поскольку они в отличие от мордовского населения, издавна вели осёдлый образ жизни. Среди мордвы больше распространены традиции по определению места в доме и его наследования, так как мордва долгое время вели кочевой образ жизни, и каждый раз обживая новое место жительства, строили новый дом.

2.2. В выборе материала осваивается природный мир. Основным строительным материалом, было дерево, в основном использовали сосну. К деревьям относились, как к предметам одушевлённым, не зря заготавливали зимой и говорили: «пока они не плачут» [Кузнецов В. С. 1930 морд. с. Старая Селя]. Для постройки дома брали сосны, которые выбирали особым способом. Бывшая жительница с. Шелоклейка А. С. Курина вспоминала: «Идут старики в лес, берут топор, и ударяют по дереву, если дерево гудит, значит, можно его брать в строительство. По другому дереву ударяют топором – глухо, то… не берут. А ещё вбивали несколько острых колышек с разных сторон и под них подвешивали горшочки, если смола текла хорошо, то дерево смолисто и пригодно для строительства».

К запрещенным для строительства дома деревьям относилась большая группа так называемых священных деревьев. Священными считались как одиночные деревья, так и целые рощи, отмеченные тем, что выросли на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле.

В отдельных сёлах некоторые деревья были даже запрещёнными в использовании, а некоторые особо почитаемые. В селе Ильмино использовали для строительства и в мебельной промышленности древесину ильм. И название своё оно получило именно от дерева ильм – Ильмино. Это дорогостоящая, малораспространённая в нашем крае древесина, и в селе могли позволить себе использовать в строительстве такое дерево только богатые.

Среди мордовского населения берёза имела двойственное значение: с одной стороны, если росла рядом с домом, она считалась запрещённым деревом, пристанищем для нечистой силы и приносила несчастье. С другой стороны, отношение к ней было, как к священному, как к символу праздника «Троица», в чём проявляется переплетение христианских и языческих традиций.

В селе Усть – Инза считалось, что если перед домом вырастет сосна, хозяйка овдовеет [Айбетова Ания 1927 тат. с. Усть - Инза].

В разных населённых пунктах существовали запреты на рубку пород, которые относились к «проклятым» деревьям. Чаще это были осина и ель. Данные породы энергетически неблагоприятны для человека, «выкачивают» из него жизненную энергию. Например, в с. Шелоклейке говорили: «Осина – не лесина». Если человеку желали чего - то плохого говорили: « Истрепаться тебе как осиновому листу». С другой стороны, человек, срубивший вполне «доброжелательную» липу, должен был непременно заблудиться в лесу. Духовно-нравственным стремлением был продиктован запрет на рубку молодого леса. Запрет по отношению к старым деревьям имеет религиозно-мифологическое объяснение. Запрет основан на противопоставлении «культурных», освоенных человеком, близких к нему плодоносящих деревьев и «природных», диких, не плодоносящих, что является в этом случае вариантом противопоставления «дом - лес».

В мордовских сёлах Алово и Сабаново дома рубили из липы, лес для них заготавливали летом, когда кора у деревьев легче снималась. Не ждали, чтобы ушла из них живица, а рубили сразу, сырой лес обрабатывался легче, и дольше сохранялось качество материала.

Таким образом, нарушение сроков заготовки, неправильный выбор леса и неправильная его обработка, приводят к непрочности строительного материала, что ведёт к его быстрому разрушению.

2.3.Выбор времени закладки дома. Существенным условием успешного строительства жилища считался правильный выбор времени начала строительства. Выбор конкретного времени был мотивирован тем содержанием, которое приписывалось отдельным дням недели.

Так, в с.Ахматовка не начинают постройку обыкновенно в дни, посвященные памяти преподобных, о чём предварительно и наводится справка у церковнослужителей, так как существует уверенность в том, что, начав работу в день, посвященный памяти мученика, не доведёшь постройки благополучно до конца. Сверх того, приступать к работам нельзя вообще ни в понедельник, ни в среду, ни в пятницу, ни в субботу, а только во вторник и в четверг. Понедельник, среда и пятница - дни тяжелые; в эти дни не следует вообще начинать нового дела. Начав же делать что-нибудь новое в субботу, будешь и дальше продолжать это дело лишь по субботам.

В д. Новая Араповка дом начинали рубить великим постом и в новолуние. Кроме того перед тем, как начинать строительство проводился необычный обряд ручкования.

В с. Большое Пермиёво говорили: «Без Троицы дом не строится», указывался определенный временной отрезок и сущность самого строительства.

Строительство жилища было очень важным событием для крестьянской семьи. Именно поэтому каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, и обращалось внимание на множество примет.

2.4. Особое внимание уделяется закладке первого венца, что, вероятно, связано со специфическим содержанием «первого», «нового», «начального», как и самого числа «один». Во-первых, ритуальный характер укладки подчеркивается временной выделенностью операции (в этот день плотники больше не работают и их обязательно угощают). Во-вторых, момент укладки благоприятен как для утверждения благополучия будущей жизни жильцов, так и для их «заклятия». В-третьих, с закладкой дома мир теряет прежние очертания. Появляется новый объект, тесно связанный с коллективом. И его забота, чтобы данный объект был включен в окружающий мир в строгом соответствии с выработанной в данной традиции системой правил его освоения. В-четвертых, венец делит все пространство на домашнее и не домашнее, на внутреннее и внешнее.

  1. Литература и источники (3)

    Литература
    Великая Октябрьская социалистическая революция — по- воротный момент в исторических судьбах народов России. Она «явилась главным политическим условием осуществле­ния коренных социально-экономических преобразований, претво­рения в жизнь
  2. Литература.

    Литература
    3 Дорман, В. Н.Совершенствование управления затратами предприятия посредством углубления процессов бюджетирования Финансовый менеджмент.-2003г.-№5-стр.
  3. Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток (1)

    Документ
    В 1833 – 1834 г русские крепостные изобретатели Мирон и Ефим Черепановы (отец и сын) построили первый в России паровоз. Позднее они же проложили первую российскую железную дорогу длиной 3, 5 км (от завода до рудника, где и работали).
  4. Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток (2)

    Документ
    Транспортная магистраль (Великая Сибирская магистраль), железнодорожная линия Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. Протяжённость железнодорожного полотна около 7 тысяч км.
  5. Итоги, Бабиченко Денис, Смирнов Андрей, 31. 10. 2005, №44, Стр. 16 27 татария не готова отказаться от суверенитета 31

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, это программа "Народ хочет знать", передача, в которой российские семьи выходят на прямой диалог с гостями студии. Передачу ведут поэт Андрей Дементьев, поэт, и, я Кира Прошутинская.
  6. Программа действий стр. 26 Приложения: Отзыв о работе от моо «Женщины в науке и образовании». стр. 27 Отзыв о работе от Клуба юного эколога

    Программа
    Целью работы было ознакомить детей с современными методами биоиндикации, а также дать детям возможность принять участие в таком научном исследовании, которое проводится силами семейного коллектива, чтобы получить представления о здоровье
  7. План мероприятий по реализации проекта стр. 13-19. Ожидаемые результаты проекта стр. 20. Риски стр. 21

    Документ
    Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №169».
  8. Книга эта имеет задачу проследить по историческим документам и памятникам художественной литературы становление и развитие немецкой

    Книга
    "Наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев, - говорил А. М. Горький, - созданы фольклором, устным творчеством трудового народа.
  9. Рабочая программа по учебно методическому комплекту под редакцией А. Г. Мордкович, Стр. 20-23 Раздел 1

    Рабочая программа
    В 1987 году закончила Целинную среднюю школу Перелюбского района Саратовской области и поступила В СГУ на механико-математический факультет. В 1992 году окончила механико-математический факультет Саратовского Государственного Университета им.

Другие похожие документы..