Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

5.3. Составляющие организационно-методического обеспечения

социо-культурной среды

5.3.1. Воспитание в процессе изучения предметов обучения – воспитание через предмет.

Основной сферой подготовки практико-ориентированного специалиста является образовательная среда. Цель образования состоит не только в том, чтобы учить, но и в том, чтобы воспитывать. Образовательно-воспитательный процесс должен раскрывать целостность, системность и многообразие мира, активизировать процесс социальной ориентации студенческой молодежи, осуществлять функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создавать основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности. Ведущая роль в воспитании принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Нравственный облик студентов, их мировоззрение формируются всем ходом учебного процесса и всеми, кто к этому процессу причастен. Университет – это в первую очередь молодежь жадно стремящаяся к выработке своей жизненной программы. Преподаватель вуза должен передавать студентам не только знания, но и свой жизненный опыт, мировоззрение, свои заветные мысли.

Действенность и результативность воспитания сегодня во многом зависят от степени гуманизации образовательно-воспитательного процесса в вузе, основными направлениями которого являются:

  • включение гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний в единую универсальную связь наук о человеке, обществе и природе;

  • активное и всестороннее использование индивидуальных методов и личностно-ориентированных технологий в учебном и воспитательном процессе, позволяющих в максимальной степени учитывать способности, склонности и интересы каждого студента, а им в свою очередь оценить и усвоить как профессиональные, так и личностные нравственные качества педагога и учёного;

  • развитие демократических методов общения со студентами, утверждение социально-ориентированной системы сотрудничества, развитие активности студентов в учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности, использование практического наследия выдающихся ученых и педагогов университета;

  • расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских студенческих структур, преодоление отчужденности студенчества от участия в формировании учебной и воспитательной политики в вузе;

  • использование воспитательного потенциала учебных дисциплин (человековедение, эстетическое воспитание, физическая культура, туризм, краеведение, экология и т.п.).

Для решения задач воспитания в процессе обучения необходимо:

  • стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;

  • открывать перспективу роста студента, опираться на положительные качества его личности;

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

  • добиваться раскрытия социокультурного потенциала данной профессии и приобщения к нему студента в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры;

  • обеспечивать воспитание чувства ответственности как за результаты своего труда, так и за результаты труда коллектива, группы, курса.

Центр образования и воспитания студенческой молодежи – кафедра, основными функциями которой являются:

  • формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и приумножение традиций вуза;

  • организация работы кураторов учебных групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

  • организация научно-исследовательской работы студентов, в том числе по проблемам воспитания;

  • внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

  • информационное обеспечение студентов через наглядные и иные средства информации;

  • научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитания.

5.3.2. Воспитательная работа во внеучебное время

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в вузе, столь же приоритетная, как и учебная. Для студентов внеучебная деятельность сугубо добровольная, для образовательного учреждения – часть выполняемых им функций. Степень участия преподавателей, сотрудников и руководителей структурных подразделений во внеучебной работе со студентами может служить показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей и как проявлением их нравственно-профессиональной позиции.

Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса, осуществляемого в сфере свободного времени, которая обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.

Внеучебная деятельность в университете состоит из разнообразных видов и направлений, реализуемых на уровне вуза, факультетов, кафедр, академических групп и предполагает:

  • создание объективных условий для творческого становления и развития молодого специалиста;

  • создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

  • формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента во внеучебной жизни вуза (культурной, спортивной, научно-технической и т.п.).

Основные направления внеучебной работы:

  • работа по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию;

  • организационная и информационно-методическая работа;

  • клубная работа. Организация и проведение традиционных мероприятий;

  • научно-исследовательская работа студентов;

  • физкультурно-оздоровительная работа;

  • спорт высших достижений;

  • общественно-профессиональная деятельность;

  • организация воспитательного процесса в общежитиях.

Непосредственно внеучебную работу со студентами ведут специалисты различного профиля в соответствии с составом воспитательных структур и подразделений.

Для организации внеучебной работы в каждую группу первого и второго курсов, а с третьего курса на каждый поток назначаются кураторы, которые осуществляют свою деятельность на основании утвержденного в вузе Положения «О кураторе учебной группы (потока)».

Реализация основных направлений внеучебной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

Наиболее перспективными могут быть такие программы, как:

  • патриотическое воспитание студентов;

  • гражданско-правовое воспитание;

  • студенческая наука;

  • студенческое самоуправление;

  • эстетика вузовской жизни;

  • этика и этикет;

  • общественно полезный труд студентов;

  • наши традиции;

  • студенты, преподаватели, сотрудники, ветераны - к юбилею КГТУ;

  • студент и экология.

Способы, технологии, методы внеучебной работы со студентами:

  • деятельностной практико-ориентированный подход;

  • целевые программы по важнейшим направлениям внеучебной деятельности;

  • информационная и пропагандистская деятельность;

  • лекционно-семинарская работа;

  • научно-исследовательская деятельность студентов;

  • культурно-просветительская работа;

  • деятельность института кураторов;

  • долгосрочные договоры о сотрудничестве с учреждениями культуры, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями города и области;

  • профориентационная работа;

  • организация трудоустройства и вторичной занятости;

  • социальная поддержка студентов, семей студентов;

  • спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании;

  • студенческие отряды различного назначения (строительные, охраны правопорядка и др.)

  • работа с первокурсниками;

  • корпоративное воспитание студентов;

  • предупреждение правонарушений, недопущение асоциального и девиантного поведения среди студентов;

  • клубная работа;

  • поисковая работа;

  • кружки по интересам и различным направлениям деятельности студентов;

  • повышение квалификации работников вуза по вопросам воспитания.

5.3.3. Развитие студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление следует рассматривать как инструмент реализации молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ.

Студенческое самоуправление в университете ориентировано на дополнение действий администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами, так как более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.

Активное участие студенческой молодежи в решении проблем учебно-воспитательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и осмысления реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для формирования профессиональной и общей культуры будущего специалиста.

Органами студенческого самоуправления в университете являются студенческий парламент, студенческий совет вуза, студенческие советы на факультетах, студенческие советы в общежитиях.

Студенческое самоуправление в вузе - это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в вузе и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.

Главными целями студенческого самоуправления предполагаются:

  • повышение эффективности и успешности учебы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

  • формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

  • воспитание ответственности студенческих коллективов за дисциплину труд за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;

  • развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;

  • дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости здорового морально-психологического климата, высоких нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности принципов гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;

  • усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, их идейной убежденности и социальной активности.

5.4. Управление процессом формирования общекультурных компетенций

Управление процессом формирования общекультурных компетенций в вузе осуществляет ректорат, администрация факультетов, Ученый совет вуза, советы факультетов, совет по воспитательной работе со студентами, профсоюзная организация и органы студенческого самоуправления.

Ведущая роль в управлении деятельностью по формированию общекультурных компетенций принадлежит Ученому совету университета, который определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование ценностного воспитательного пространства коллектива.

Ректорат осуществляет:

  • организацию работы по подбору и расстановке кадров, осуществляющих воспитательную деятельность в вузе, организацию системы подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам воспитательной деятельности;

  • обеспечение системности и целенаправленности воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведения итогов;

  • разработку и введение в действие основных нормативных, нормативно-методических документов, регламентирующих воспитательную деятельность вуза;

  • создание материально- технической базы для обеспечения воспитательного процесса, научно-технической деятельности студентов, художественного творчества, оздоровительной и спортивной работы;

Совет по воспитательной работе среди студентов:

  • разрабатывает основные направления воспитательной работы;

  • координирует деятельность вузовских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания;

  • содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений воспитательного характера;

  • осуществляет обобщение опыта воспитательной деятельности в вузе, разработку рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания.

Администрация факультета:

  • определяет цели и задачи воспитания студентов факультета;

  • осуществляет формирование основных направлений воспитания на факультете, разработку планов воспитания с учетом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива;

  • привлекает профессорско-преподавательский состав к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультетах;

  • участвует в разработке и проведении общевузовских мероприятий;

  • осуществляет разработку рекомендаций по совершенствованию системы обучения и воспитания на факультете.

Советы студенческого самоуправления осуществляют:

Непосредственно руководство воспитательным процессом, как основополагающим элементом социо-культурной среды в вузе, осуществляет проректор по воспитательной и социальной работе, а на факультетах заместители деканов по учебно-воспитательной работе.

5.5. Обеспечение реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса

5.5.1. Нормативное обеспечение:

  • обеспечение деканатов, кафедр, органов общественного самоуправления, профсоюзного комитета всей необходимой нормативно-правовой документацией и проведение с ними соответствующих консультаций и инструктивных совещаний;

  • обеспечение и создание банка данных необходимой документации по вопросам воспитания для всех воспитательных структур;

  • регулярный контроль за выполнением законов, решений, распоряжений всеми субъектами воспитательного процесса;

  • подготовка рекомендаций, предложений по совершенствованию воспитательной работы в вузе.

5.5.2. Программно-методическое и информационное обеспечение:

  • разработка учебно-методических пособий по реализации системы воспитания, всех его направлений;

  • разработка и осуществление плана повышения квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятельности в учебных группах, на кафедрах, общественных организациях, деканатах;

  • издание в РИО университета необходимой информационно-методической литературы по проблемам воспитания;

  • регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по обобщению опыта и определению перспектив воспитательной работы в учебных группах, кафедрах, факультетах, университете;

  • оформление стендов, посвященных состоянию воспитательной работы, пропаганде отличников и активистов общественной деятельности;

  • регулярное освещение в университетских средствах массовой информации (газета «Технолог», телестудия и др.) состояния учебно-воспитательной работы.

5.5.3. Финансовое обеспечение:

  • выделение в бюджете университета статьи расходов на финансирование воспитательной работы в вузе;

  • создание общеуниверситетского фонд для организации и проведения воспитательной работы за счет внебюджетных средств;

  • стимулирование преподавателей и студентов, активно участвующих в осуществлении мероприятий, обеспечивающих совершенствование социо-культурной среды вуза.

6. Требования к проведению итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих оценочных средств

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата.

Список разработчиков ООП, экспертов

Разработчики:

КГТУ д.т.н., профессор,

Зав. кафедрой ТММ, ДМ и ПТМ Корабельников А.Р.

КГТУ д.т.н., профессор кафедры ТММ, ДМ и ПТМ Титов С.Н.

КГТУ к.т.н., доцент кафедры ТММ, ДМ и ПТМ СысоеваЕ.К.

Эксперты:

ОАО «ЦВЕТ» директор Созинов А.П. (место работы) (занимаемая должность) (фамилия, инициалы)

Программа одобрена на заседании __________________совета УМО__________________________________

_____________________________________________________________________________________________

от ______________________ года, протокол № _________

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  2. Основные образовательные программы высшего профессионального образования направление подготовки

    Дипломная работа
    УГАЭС – единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы малого и среднего предпринимательства, сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности республики.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (47)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа разработана для направления подготовки магистров 131 «Нефтегазовое дело». В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина проводится подготовка магистров по 25 программам.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (48)

    Основная образовательная программа
    способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (63)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136) и приказом от 25 января 2010 г.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (83)

    Основная образовательная программа
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (108)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) подготовки магистров разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки — «Инноватика».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (138)

    Основная образовательная программа
    - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (146)

    Основная образовательная программа
    Выпускник по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (265)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) магистратуры разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 261100

Другие похожие документы..