Комментарий к Конституции Российской Федерации

Комментарий к Конституции Российской Федерации

Предисловие к третьему изданию

Предлагаемое читателю третье издание Комментария к Конституции Российской Федерации 1993 г., сохраняя преемственность с предшествующими его изданиями - 1996 г. (под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева) и 2002 г. (под общ. ред. В.Д. Карповича), в то же время заметно отличается от них. Комментарий переработан и дополнен на основе анализа происходящих в стране изменений, практики применения Конституции, конкретизации ее положений в обширном новейшем законодательстве последних лет, толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации, практики других судов и исполнительной власти.

Частично изменился авторский коллектив. Ушли из жизни наши соавторы предшествующих изданий комментария - известные ученые-юристы - доктора юридических наук С.В. Боботов и Р.И. Иванова. Абсолютное большинство авторов Комментария - ответственные сотрудники Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, другие также много лет работали в Секретариате, а в настоящее время являются сотрудниками Аппарата Правительства Российской Федерации или трудятся в ведущих юридических вузах страны. Авторы сочетают научную деятельность с практической и имеют опыт работы в высших органах законодательной, исполнительной или судебной власти. Все это позволило авторскому коллективу прокомментировать Конституцию не умозрительно, а в ее реальном действии.

Изложенные в Комментарии позиции, в том числе критические оценки, являются личным мнением авторов и не могут расцениваться как официальная позиция Конституционного Суда Российской Федерации.

В 2008 г. исполняется пятнадцать лет с момента принятия действующей Конституции России. Она рождалась в сложный период перехода российского общества на демократический путь развития страны после краха авторитарно-тоталитарной системы правления и распада союзного государства - СССР. Видение этого пути, даже при использовании единого термина "демократический", было различным у противоборствующих социально-политических сил в обществе, что нашло отражение в появлении, наряду с официальным, целого ряда альтернативных проектов Конституции. Итогом практически трехлетней борьбы и компромиссов стало принятие на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, с которой связан новый этап в конституционно-правовом развитии страны.

В течение почти пятнадцати лет Конституцию сопровождают дискуссии по поводу степени ее совершенства, полноты конституционного регулирования, реальности осуществления. Спорят и о том, нужно ли вносить в настоящее время в Конституцию поправки. Такие дискуссии в принципе полезны, ибо позволяют выявить как достоинства, так и недостатки Конституции, к которым обычно относят дисбаланс ветвей власти в пользу президентских полномочий, отсутствие у парламента реальной контрольной функции и полноценного права участвовать в формировании исполнительной власти и т.д.

Вряд ли кто-либо оспорит, что Конституция России не идеальна. Идеальных конституций в мире вообще нет, тем более конституций переходного периода в развитии общества. В то же время имеются все основания утверждать, что Конституция России представляет собой весьма прочный правовой фундамент процесса реформирования российского общества, становления новой российской государственности, что авторы стремились раскрыть в Комментарии.

Достаточно обратиться к тем принципам демократического конституционного строя, конституционализма, конституционным ценностям, которые нашли воплощение в Конституции. Это народовластие; правовое государство; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита равным образом различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль.

Статья 1 Конституции характеризует Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конечно, еще многое надо сделать, чтобы Россия стала подлинно правовым государством. Это скорее конституционная цель, нежели сегодняшняя реальность. Но сама Конституция по своему содержанию, направленности и юридическим свойствам несомненно содействует ее достижению.

Закрепление в Конституции России принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), что сделано впервые, его конкретизация в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) создали необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативно-пропагандистского документа, каковыми во многом были советские конституции, в непосредственно действующее право.

Признание верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции означает прежде всего, что государство считает себя связанным Конституцией, правом, подчиняется им. Это означает также, что каждый субъект права - государственный, самоуправленческий, общественный орган, организация, должностное лицо - должен сверять свои юридически значимые действия прежде всего с Конституцией. Особый смысл приобретает указанный принцип в условиях федеративного государства: и федеральные законы, конкретизирующие конституционные нормы, и конституции, уставы, законы, иные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральной Конституции. Она является реальным правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат.

Вот почему так важно знать и соблюдать положения Конституции, умело их применять на практике, что в полной мере относится и к представителям всех органов публичной власти, их должностным лицам, государственным служащим, общественным институтам, предпринимателям, и к любому гражданину.

В Конституции как своде основных правил жизни личности, общества и государства следует видеть и один из определяющих факторов стабильности конституционного строя, системы публичной власти, общественных отношений. И стабильность самой Конституции ассоциируется с неизменностью ее принципов и основополагающих норм, на которых строится вся правовая система страны.

В то же время Конституция действует в условиях постоянно развивающихся и усложняющихся общественных отношений, непросто, противоречиво происходящей трансформации российского общества, затрагивающей все его сферы: социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. Как же сохранить при этом роль Конституции в качестве фактора стабильности общественного и государственного устройства и одновременно без изменения ее текста обеспечить динамизм воздействия на общественно-политическое развитие страны? Имеются три взаимосвязанных пути решения данной проблемы: конкретизация конституционных положений в законодательстве; наполнение ее реального содержания правоприменительной практикой, в том числе судебной; раскрытие смысла и конкретного содержания конституционных принципов и положений, устранение противоречий и неясностей норм Конституции посредством ее толкования Конституционным Судом и выявления им конституционно-правового смысла законов, иных нормативных правовых актов, что очень важно для обеспечения конституционности содержания законодательной и правоприменительной практики, реализации Конституции.

После вступления в силу Конституции России 1993 г. принято значительное число законов, конкретизирующих ее положения. Весьма заметно развивалось законотворчество и в период после опубликования в начале 2002 г. предшествующего издания Комментария, что авторы настоящего издания стремились отразить в нем максимально широко. В 2002-2007 гг., например, по вопросам, непосредственно касающимся конституционных прав и свобод, приняты такие новые федеральные законы, как "О гражданстве Российской Федерации", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации", "О противодействии экстремистской деятельности", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и др. В этом же ряду - новые кодексы, введенные в действие в 2002-2005 гг.: Жилищный, Трудовой, ГПК, УПК, об административных правонарушениях. Важные изменения и дополнения внесены в Федеральный закон "О политических партиях". Законодательное оформление получают приоритетные национальные проекты.

В сфере организации публичной власти действуют также новые федеральные законы 2003-2007 гг. о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о парламентском расследовании Федерального Собрания, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о муниципальной службе в Российской Федерации и др. Заметно обновился Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", прежде всего по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Разграничению полномочий между различными уровнями публичной власти в Федерации, гармонизации федеративных отношений посвящен и целый ряд других новых законодательных решений. Наметилась тенденция к частичному объединению субъектов Федерации на основе Конституции, федеральных законов и референдумов в соответствующих субъектах.

Конкретизация конституционных норм в текущем законодательстве не означает отрицания их непосредственного, прямого действия. В первую очередь это относится к нормам о конституционных правах и свободах. Однако при развитии, конкретизации в законах конституционных положений не исключена опасность их искажения, сужения сферы действия того или иного права либо свободы, установления таких процедур и механизмов их реализации и защиты, которые в силу своей неполноты, противоречивости, ущербности могут существенно затруднить осуществление этого права или свободы. Кроме того, все еще низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе вообще и у многих представителей властей в частности порождает еще большую опасность - нарушение прав и свобод при применении даже совершенных законов изданием подзаконных актов, действиями или бездействием должностных лиц. Поэтому принцип непосредственного, прямого действия Конституции приобретает особое практическое значение. Это, в частности, позволяет, обращаясь за защитой своих прав и свобод в суд, административную инстанцию, иной орган, ссылаться и опираться на конституционные нормы, как, впрочем, правомерна такая ссылка и со стороны этих органов при принятии ими решений, что еще раз подтверждает значимость знания и понимания конституционных норм и возможности использования этого знания в жизни.

Ответственность за соблюдение и охрану Конституции лежит на всех органах публичной власти и должностных лицах. В то же время имеются органы, наделенные специальной функцией судебного конституционного контроля. Именно такой контроль, осуществляемый Конституционным Судом России, конституционными, уставными судами субъектов Федерации, призван занять ведущее место в правовой защите Конституции. Конституционный Суд России своими решениями стремится обеспечивать стабильность и динамизм, верховенство и прямое действие федеральной Конституции, а также баланс и ограничение властей, защиту прав и свобод граждан, упрочение единства конституционно-правового пространства в Федерации. Можно сказать, что истолкование Конституционным Судом Конституции является ее неотъемлемой частью. В связи с этим авторы Комментария стремились как можно шире использовать решения Конституционного Суда России, чтобы показать потенциал воздействия Конституции на общественные отношения.

Авторы выражают надежду, что настоящее издание, подготовленное на основе обширной и новейшей источниковедческой базы, нередко носящее полемический характер, будет полезным всем тем, кто интересуется реальной конституционной моделью новой российской государственности, степенью гарантированности в ней прав и свобод личности, развитием организации публичной власти и федеративных отношений, т.е. Конституцией в действии.

Л. Лазарев,

заслуженный юрист

Российской Федерации

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (1)

    Документ
    Предлагаемое читателю третье издание Комментария к Конституции Российской Федерации 1993 г., сохраняя преемственность с предшествующими его изданиями - 1996 г.
  2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред проф. В. В. Лазарева. М., 200 9 (разделы Исакова В. Б.) Раздел Статья 94

    Статья
    Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю.
  3. Методическое обеспечение : Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г. Комментарий к Конституции Российской Федерации, Москва, 2007 г

    Урок
    И это не просто красивые слова ! Это на самом деле так. Защита Отечества всегда в народе считалась долгом священным , т.е. возвышенным, заветным, почетным, исключительным по важности и неуклонным по выполнению.
  4. Комментарий к закону российской федерации

    Закон
    Сытинская Мария Владимировна, окончила Московскую государственную юридическую академию. Автор более 50 работ в области трудового, образовательного права, муниципальной службы, доцент Московского государственного гуманитарного университета им.
  5. Статья 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации)

    Статья
    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
  6. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (1)

    Книга
    Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч.-практ. конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г.
  7. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.
  8. Методические рекомендации по изучению Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях

    Методические рекомендации
    В декабре 2008 г. Конституции Российской Федерации исполняется 15 лет. Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
  9. Российской федерации (6)

    Учебно-методическое пособие
    В данном пособии представлены основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по конституционному (государственному) праву России. Содержит все необходимые для изучения курса конституционного права России материалы: перечень

Другие похожие документы..