Комментарий к Конституции Российской Федерации

Слова "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" выражают стремление восстановить независимость России, покончить с лишением России основных черт демократической суверенной государственности. Узурпация государственной власти бюрократическим централизованным аппаратом унитарной Российской компартии (большевиков), в 1925 г. переименованной в КПСС, и его номенклатурой, поддержание имперского единства СССР за счет сил и ресурсов России ставили ее в экономически и социально невыгодное, неравное положение с другими республиками. Суверенитет России, как и других союзных республик, был вопреки Договору об образовании СССР 1922 г. и Конституции СССР 1924 г. вскоре резко ограничен передачей ряда отраслей союзно-республиканского подчинения (промышленность, спецслужбы) в союзное ведение, а отраслей республиканского ведения (просвещение, культура, сельское хозяйство) - в формально союзно-республиканское, а фактически союзное подчинение и т.д. Многое могло казаться привилегиями для РСФСР: пропагандистское отождествление СССР с Россией, вытеснение русским языком языков других народов, обострение борьбы против "местного буржуазного национализма", сталинская лживая лесть русскому народу как "руководящему народу" СССР, "московское" происхождение решений о красном терроре, коллективизации, репрессиях, депортациях народов, а затем о неполных, непоследовательных реабилитациях их жертв и т.п.

Двоякое впечатление производило отсутствие у России, в отличие от других союзных республик, некоторых органов власти (российской компартии с ее ЦК, Академии наук, КГБ, МВД, важнейших хозяйственных ведомств), функции которых в РСФСР выполняли непосредственно соответствующие органы Союза ССР. С одной стороны, это воспринималось как явное нарушение конституционного равноправия союзных республик к ущербу для РСФСР. Но, с другой стороны, иным республикам организационное единство важных органов союзной и российской власти могло представляться привилегией для России.

Утверждение незыблемости демократической основы российской государственности означает намерение установить демократический строй и последовательно провести этот принцип через все содержание Конституции.

Стремление "обеспечить благополучие и процветание России" означает, что Конституция должна благоприятствовать достижению высокого и растущего уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

В словах "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями" выражена решимость осуществить закрепляемые в Конституции высокие цели. Разумеется, об ответственности здесь говорится не только в правовом, но и в моральном смысле. Народ, не осуществивший провозглашенные им благородные цели, может нести такую ответственность в форме сожаления о допущенных ошибках и их исправления, даже в форме покаяния, если они очень тяжелы, в форме частичного осуждения прежних поколений будущими и т.п. Избежать этого можно лишь путем упорного труда, перестраивающего жизнь, сознание и деятельность народа в соответствии с задачами и целями, закрепленными в преамбуле и во всем тексте Конституции РФ.

Положение "сознавая себя частью мирового сообщества" означает следующее: принадлежность России к мировой семье народов, готовность сохранять и повышать уровень международного сотрудничества и взаимопомощи, развивать его двусторонние и многосторонние формы, включая региональную интеграцию и нарастающую глобализацию, участвовать в сближении правовых систем, в обеспечении всеобщего справедливого мира, совершенствовать свое внутреннее положение с учетом опыта цивилизованных народов и международных правовых стандартов прав человека и гражданина, обязанностей государства и т.д. В этом смысле Конституция РФ установила: примат международного права, прежде всего в области прав и свобод человека и гражданина и обязанностей государства; принятую в большинстве государств высшую юридическую силу и прямое действие конституционного права; господство права, выражаемого также законами, соответствующими требованиям международного и конституционного права; полное осуществление положений о демократическом, федеративном, правовом, социальном и светском государстве с республиканской формой правления. Конституция РФ предусмотрела преодоление пороков, запрещаемых Конституцией, и ее дальнейшее совершенствование в предусмотренном ею порядке.

Успешное развитие РФ по пути, намеченному преамбулой этой Конституции, требует, во-первых, соблюдения высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ как единой основы всей правовой системы РФ всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями (ч. 2 ст. 15). Во-вторых, необходима строгая защита Конституции от любых попыток ослабить или умалить ее авторитет и власть принятием не всегда соответствующих ей нормативных актов, подменой понятием "политическая целесообразность" конституционной - правовых положений, нарушениями требований Конституции и закона под предлогами "исключений", "согласований" и т.п., безосновательным выдвижением некоторых нормативных актов в качестве особых "конституций" для экономики, вооруженных сил и т.п. Ключевую роль в обеспечении соблюдения Конституции и в ее защите должны играть гражданское общество, высшие органы публичной власти, в том числе. Президент РФ как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) и Конституционный Суд РФ (ст. 125).

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Статья 1 имеет важнейшее значение, ибо она дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в дальнейших статьях этой главы и во всей Конституции.

РФ - демократическое государство. Это видно из политических и иных прав граждан, о которых говорится в ст. 2 и 6, которые излагаются во многих статьях последующих глав, из перечня форм народовластия - непосредственного и представительного (ст. 3), осуществляемого на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления (ст. 12), из признания идеологического и политического плюрализма, многопартийности (ст. 13) и т.д. Демократизм государства выражается в том, что все его устройство и деятельность должны соответствовать воле народа, а государственные властные решения приниматься большинством народа (или его представителей) при уважении к воле меньшинства и правам человека и гражданина. Высказываемое в дискуссии о понятии "суверенная демократия" мнение о ней как о полновластии большинства без указания на то, что для него права меньшинства и каждого человека должны оставаться неприкосновенными, неприемлемо: при демократическом строе в результате последующих выборов большинство может стать меньшинством, а прежнее меньшинство большинством.

Россия есть федеративное государство, состоящее из ее субъектов, т.е. членов этого единого государства. Это конкретизируется затем в положениях о суверенитете РФ, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов РФ и об основах ее федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства РФ (ст. 6), об органах государственной власти РФ и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (ст. 11), в ряде других глав Конституции (гл. 2, 3 и др.).

РФ - правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели нередко принимают произвольно. Правовое государство не есть просто государство, даже соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая выражена в общепризнанных принципах и нормах международного права, в соответствующей им Конституции, в основанных на ней законах, а на их основе - в подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, обязанностей государства, принципов демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства гораздо более широка по объему, нежели идея государства, соблюдающего свои законы; правовое государство, служащее справедливым интересам человека и общества и являющееся не только одним из субъектов, но и важнейшим объектом правового регулирования, - это современный этап тысячелетних поисков сверхъисточника для юридического нормотворчества. Этот источник видели то в божественной воле, то в "духе" народа, то в абсолютной власти монарха или правящего класса, то в экономическом базисе и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей общества на язык права.

Идея господства права выражается в Конституции РФ в верховенстве Конституции, признающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы, а нормы, установленные ее международным договором, - обладающими большей юридической силой, нежели установленные законом (ст. 15, 17 и др.); в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); в том, что оно обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования над обществом в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их правовым контролем.

Республиканская форма правления характеризуется отсутствием монарха - обычно наследственного главы государства - и наличием власти у периодически переизбираемых народом органов. Исторический опыт России привел к тому, что у нас монархия нередко понимается как самодержавие, а "республика" долгое время имела характер тоталитарной или авторитарной диктатуры бессменного партийного "вождя", во многом подобной режимам в ряде "социалистических" стран, военным диктатурам в республиках Латинской Америки, клерикальным диктатурам первосвященников в ряде государств и т.п. С другой стороны, с уходом в прошлое многих подобных режимов и форм правления даже в большинстве современных демократических конституционных монархий все более явным образом развивается тип "республиканской монархии", как ее назвал М. Дюверже (Франция). При ней права человека и гражданина, избирательное право, общественный строй, парламентаризм, разделение властей и т.п. полностью или почти полностью те же, что и у республик, а монарх сохраняет только формальные и ритуальные функции, но не реальную власть.

Россия впервые была объявлена республикой 1 сентября 1917 г. Временным правительством, не имевшим для этого необходимых полномочий, а 25 октября 1917 г. она была вновь провозглашена республикой Советов, но, по справедливому мнению М.В. Баглая, легитимность и этого акта, как и других установлений Октябрьского переворота, "более чем сомнительна" (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 124). Вполне законно Россия была провозглашена республикой демократически избранным Учредительным собранием в первый же день его работы, но вслед за этим оно было разогнано большевиками. Окончательно республика в России учреждена всероссийскими референдумами 1990 и 1993 гг.

Укрепление подлинно республиканской формы правления с ее строгой законностью, периодической выборностью и законной ротацией состава органов власти, реальным общественным контролем за их деятельностью, с преодолением бюрократизма, коррупции, произвола чиновников необходимо в России, о чем настойчиво напоминает Президент РФ В.В. Путин.

Некоторые важнейшие характеристики РФ, которые, как и уже названные, еще предстоит полностью оправдать на деле, не "попали" в комментируемую статью. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального государства: оно дано в ст. 7 (см. комм. к ней). РФ охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции (см. комм. к ней). Многие демократические государства многосторонне охарактеризованы не в разных статьях, а в их единых главных конституционных определениях.

Определения России как социального и светского государства не были включены в текст ст. 1 Конституции РФ, так как во время подготовки ее проекта многие политики и ученые совершенно неосновательно усматривали в термине "социальное государство" остаток коммунистической идеологии, а не необходимый признак современного неолиберального и демократического государства. Термин "светское государство", вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его в ст. 1. Но единая сводная конституционная характеристика России, конечно, охватывает все эти ее свойства.

В связи со сказанным следует отметить, что если фундаментальные основы конституционного строя России, названные в ст. 1, конкретизируются в ряде последующих статей, говорящих о содержании этих основ, то в ст. 7 и 14 не только кратко названы эти основы конституционного строя, но и дана их конкретизация - разумеется, на самом общем уровне, необходимом для их установления.

Однако мощный потенциал конституционных норм, характеризующий РФ как демократическое, правовое, социальное и т.д. государство, в значительной мере не используется. Эти положения в полной мере не осуществляются, нередко грубо нарушаются, сохраняя в значительной мере формальный характер. Они будут становиться все более действенными по мере достижения обществом значительных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии, в преодолении имеющихся недостатков и в полном осуществлении всех конституционных прав человека и гражданина в России (см.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 140, 144, 152-153, 189 и др.).

2. В ч. 2 комментируемой статьи наименования "Российская Федерация" и "Россия" определены как равнозначные, т.е. как синонимы. В том же смысле в преамбуле и в ст. 59 употреблены слова "Отечество" и "Родина". Разумеется, вне конституционной терминологии эти слова могут иметь иные смысловые оттенки. Например, наша страна была Россией и до превращения в федерацию.

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (1)

    Документ
    Предлагаемое читателю третье издание Комментария к Конституции Российской Федерации 1993 г., сохраняя преемственность с предшествующими его изданиями - 1996 г.
  2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред проф. В. В. Лазарева. М., 200 9 (разделы Исакова В. Б.) Раздел Статья 94

    Статья
    Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю.
  3. Методическое обеспечение : Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г. Комментарий к Конституции Российской Федерации, Москва, 2007 г

    Урок
    И это не просто красивые слова ! Это на самом деле так. Защита Отечества всегда в народе считалась долгом священным , т.е. возвышенным, заветным, почетным, исключительным по важности и неуклонным по выполнению.
  4. Комментарий к закону российской федерации

    Закон
    Сытинская Мария Владимировна, окончила Московскую государственную юридическую академию. Автор более 50 работ в области трудового, образовательного права, муниципальной службы, доцент Московского государственного гуманитарного университета им.
  5. Статья 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации)

    Статья
    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
  6. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (1)

    Книга
    Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч.-практ. конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г.
  7. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.
  8. Методические рекомендации по изучению Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях

    Методические рекомендации
    В декабре 2008 г. Конституции Российской Федерации исполняется 15 лет. Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
  9. Российской федерации (6)

    Учебно-методическое пособие
    В данном пособии представлены основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по конституционному (государственному) праву России. Содержит все необходимые для изучения курса конституционного права России материалы: перечень

Другие похожие документы..